Плюс и Минус, продолжение

Плюс, я открываю глаза, предо мной настоящее чудо, противоречащая здравому смыслу весна, бабочки, перелетающие с цветка на цветок, жужжащие труженицы-пчелы, щебечущие птахи, крошечный островок бессмертия!
И ивы опустили в изумрудные воды свои кудрявые пряди, и южный ветер, переполненный несмолкаемыми криками птиц, и акварельные облака, проплывающие в бирюзовой беспредельности, и звездная пыль радости, юности и счастья струится сквозь бесконечность, и ее гранатовые губы, пахнущие весной, невыносимое испытание для любви.
Минус, осень, конец октября, никаких обещаний на будущее, и солнца нет, и только шорох опадающих листьев, и шершавые ладони осени, и плавится темнота, и свинцовое небо, падающее в лужи, и тонут в море корабли несбыточности.
Подвожу итоги жизни, догорающая красота, растерянные надежды, исполненные трепетной грусти, недописанные стихи, необдуманные слова, брошенные на ветер, молодость, растрепанная ветром времени.
Кусочки лета растворяются в засыпающем закате, бездомный ветер танцует заключительный вальс с пожелтевшими листьями между раскаленных развалин моего остывающего сердца.
Две противоположные позиции, два полярных полюса, две стороны одной и той же монеты, два оппозиционных знака, плюс и минус, с одной стороны, я еще дышу, вижу, чувствую, надеюсь, о чем-то мечтаю, с другой, всё гораздо проще — непременно смерть в конце краткосрочного пути!
Одно уравнение, связанное в переплетенную совокупность последовательностей, тянет за собой другое и никак не может без него существовать, как тень без света.
Весь этот поразительный мир, с его бесконечной пестротой, с его аквамариновыми небесами, сияющими звездами, пурпурными закатами и сиренево-розовыми рассветами, величественными горными грядами, увенчанными белоснежными шапками снегов, торопливыми реками, устремляющимися к морям и океанам, лесами, разнообразием животных и птиц, безводными пустынями, желает мне смерти.
Почему я должен умереть? Кто приговорил меня к смерти? По какой причине мое тело так быстро стареет, увядает, разрушается и слабнет?
Я отказываюсь умирать, я отказываюсь идти со всеми вместе этой протоптанной дорогой.
Я верю, что есть выход из этого круговорота неизбежности, и эта вера позволяет мне искать сквозной проход из этого общепризнанного тупика.
Я не хочу возвращаться назад в обиталище смерти, как бы здесь ни было всё заманчиво, соблазнительно и красиво, опять рождаться и опять умирать.
Ложная, фальшивая красота, за ней притаился неудовлетворенный оскал смерти, не плохо для никого!
 
«Шримад-Бхагаватам», книга 3, глава 31
Молитва младенца, находящегося в утробе матери.
Не в силах одолеть судьбу, несчастная душа, заключенная в телесный покров, принимается со сложенными ладонями неистово молиться неведомому Высшему Существу, чьей волею она была помещена в столь ужасные условия: «Спаси меня, Господи Всемогущий, чьим обликам нет числа.
Лишь Ты способен избавить раба Твоего от страданий и даже смерти.
Повинуясь высшему закону, я попал в жернова колеса перерождений, зная, что заслужил сии тяжкие муки своими злодеяниями, я все же прошу Тебя, милосердный Господин, спаси раскаявшееся чадо Твое, даруй надежду на избавление.
Возжелав плодов своих дел, я, по природе свободный, оказался брошен в глухую темницу самообмана.
Ныне я покорно простираюсь к стопам Всемогущего Господина, кто вечно прибудет подле меня, кто наделяет меня сладкими и горькими плодами моих трудов, оставаясь при том неизменен и невозмутим.
Заключенный в плоть о пяти покровов, я лишен возможности лицезреть Обладателя всех сил, призванный служить Ему, я принялся служить своим ненасытным чувствам, совершая насилие над своей природой, я обрек себя на нынешние страдания.
Господин мой исполнен всех совершенств, бесконечно могущественен и милосерден, в глубоком почтении я склоняюсь перед Ним.
Оказавшись во власти вещественной природы, я вынужден вести борьбу за выживание, мучимый страхом смерти, я рождаюсь и умираю снова и снова, позабыв о своем Господине, я ищу убежища среди призрачных образов, и лишь Его милостью мне может вернуться память о моей подлинной природе.
Владыка мой присутствует всегда и всюду, в движении и покое, в прошлом, настоящем и будущем, во мне и вне меня, все сущее пронизывает Он Собою, и ничто не ускользает от Его всевидящего ока, ни поступок мой, ни помысел.
Созерцая всё и вся в бытии, Он остается невидим для всех за завесою великого обмана, потому всякий, кто ищет свободы ото лжи, страха и страданий, должен предаться Ему безраздельно.
Теперь, оказавшись в жиже из крови, мочи и испражнений, корчась от огня в материнской утробе, я считаю каждое мгновение своих мук и молю Тебя о спасении.
Я не желаю, позабыв о Тебе, быть втянут опять в безжалостный водоворот рождения и смерти!
Сейчас, будучи в здравом уме и твердой памяти, не очарованный блеском внешнего мира, храня в сердце образ моего Господина, я полон решимости разорвать порочный круг перерождений и вырваться на свободу, чтобы никогда более не кочевать по материнским утробам».
 
Заплаканная осень, не имеющий пристанища ветер надрывно стонет среди оголенных ветвей, уже почти мертвые, затоптанные листья отчаянно цепляются друг за друга и смешиваются с продрогшей землей.
Свинцовое небо и осенняя луна, скучные туманы и надоедливый дождь, на сердце по-прежнему неутешительно и тревожно, моя жизнь превратилась в череду похорон родных, друзей, товарищей и знакомых, пока еще не моих похорон.
Плюс и минус, вновь воплощенные души беспорядочно выныривают на поверхность реки времени, набирают вес, рост и объем.
Плюс и минус, с одной стороны — жизнь, с другой — смерть, пространство между ними заполнено страхом, болью, неопределенностью и неизбежностью.
Плюс и минус, этот красивый дом, который ты построил на берегу реки времени, не настоящий, не имеющий фундамента и крыши.
Он слеплен из украшенной в яркие цвета иллюзии, из надежд, которым не суждено сбыться, из любви, которая распадется под напором всесокрушающего, из твоей мечты, которой предопределено не исполниться, из долгосрочного счастья, которое ты никогда не обретешь.
Плюс и минус, расстояние между точкой А — твоим нынешним рождением — и точкой Б — твоей безусловной смертью — строго ограниченно, короткий промежуток, в который ты пытаешься запихнуть всю свою хрупкую мультивселенную.
Плюс и минус, все эти победы, поражения, богатство, положение в обществе, карьерная лестница, любовь, семейные праздники, рождение детей и внуков, всё, чем ты владеешь, за что цепляешься, о чем мечтаешь, что считаешь своей непосредственной собственностью, имеет для тебя огромное значение, пока ты находишься именно здесь, в этом теле.
Но твоя жизнь, душа, не закончится со смертью твоего нынешнего тела, она была до этого твоего рождения и будет безусловно продолжена после его уничтожения.
И это не зависит от того, с какой религией ты себя отождествляешь.
Этот закон — как таблица умножения, он один для всех — и для православных, и для мусульман, и для иудеев, и для индусов, и для атеистов, и для ни во что не верующих.
Безусловно, если рассматривать жизнь как первую и последнюю, а свое тело отождествлять с самим собой, со своей семьей, со своей национальностью, со своим паспортным возрастом, со своими достижениями, со своей религиозной и политической принадлежностью, то в рамках этого тела все эти события имеют очень большое и первостепенное значение.
Ученые люди, богатые, обладающие властью, отчаянно отстаивающие свои позиции, политические, религиозные, нравственные, красивые фильмы, захватывающие сериалы, но разве кому-то все это пригодится в момент их смерти и уже после нее?
Разве все это каким-то образом повлияет на их будущее рождение уже в новых телах?
Нет, тысячи раз нет!
А что же повлияет?
Вера, безусловная преданность Господу!
Безусловная — это значит, для меня нет никаких условий, никаких, дай мне, Господи, это, дай мне то и прости мне долги мои!
 
О. Б. Л. Капур, святые Враджа, Лалу Бабу.
Как-то махарадж Счиндия посетил Лалу Бабу.
Он распростерся перед его стопами и взмолился о дикше (духовном посвящении).
Лалу Бабу промолвил: «Махарадж, одна дикша не поможет.
Кришна хочет, чтобы ты протянул обе руки Ему навстречу.
Если ты держишь мир в одной руке, а другой пытаешься прикоснуться к стопам Господа, то никогда не дотянешься до Его стоп.
Ты готов отдать Кришне обе руки?»
Однако махарадж не был готов отречься от всего.
Он ответил: «Вы сказали правильно, этот путь не предназначен для мирских людей вроде меня».
Он поклонился стопам Лалу Бабы и ушел.
 
Мир смерти, смерть на каждом шагу, на каждом перекрестке, за каждым поворотом судьбы, очень многих, которые были с тобой рядом, уже нет, и всех остальных, включая тебя самого, твоих жен, детей, внуков и всех прочих, скоро не будет на поверхности земли.
Ну нет же, они не умрут, не исчезнут, не растворятся в небытии с гибелью своих одноразовых тел, они родятся вновь уже в других биоконструкциях и радостно побегут по протоптанному предыдущими энтузиастами маршруту.
Куда они побегут? За своим счастьем! А что же дальше?
А дальше всё по той же самой схеме, по тому же заранее расписанному сценарию: рождение, рост, школа, первые влюбленности, образование, работа, семейная жизнь, может быть, творчество, возрастные изменения, старость, безысходность, хронические болезни, страх, отчаянье, смерть, весь маршрут в краткой форме, романтическое путешествие из одной жизни в другую по лабиринту безвозвратности, без выхода к свету.
 
«Шримад-Бхагаватам», книга 8, глава 22
После долгих мытарств душе, что деяниями своими вращает колесо перерождений, выпадает удача воплотиться в человеческом обличии.
Благословенны те из людей, кто принадлежит знатному роду, учен, здоров, красив собою, искусен в своем ремесле и богат.
Но кто не возгордился всем этим, тот носит на челе своем печать особого Моего благословения.
Знатное происхождение и прочие достоинства возбуждают в человеке спесь и гордыню, качества, чуждые слуге Моему верному.
Воистину, пред гордецом закрыты врата в мою обитель.
 
В неудержимом временном потоке крутится колесо судьбы, по часовой стрелке — это плюс, против часовой стрелки — это минус.
Вопрос: «А что же будет cо мной после?»
Ответ: «А с чего ты взял, что твое после будет вообще!»
Новые лица взамен ушедших, новые тела взамен закопанных в сырую землю, безжалостное зеркало времени, мое сморщенное лицо в его отражении, годы, пролетающие мимо меня один за другим, неудержимый поток неотвратимости, я в нем плыву в одну сторону, и изменить направление моего движения не представляется возможным.
Минус — выхода нет, у меня закончились причины жить, еще несколько неуверенных шагов, несколько вдохов и выдохов — и неудержимый временной поток раскрошит мое изможденное тело на микроэлементы,
плюс — я еще в игре, но уже без козырей, как-то продолжаю искать выход из тоннеля безысходности, и никаких шансов выбраться у меня нет!
Но я не надеюсь больше на самого себя, я уповаю лишь на Твою милость, Господи, я верю, что Ты укажешь мне путь к свету, что все эти минусы моей жизни, удары, несчастья, испытания были только потаенными плюсами, определяющими дорогу к Тебе!
 
«Шримад-Бхагаватам», книга 1, глава 7
О Господь, всемогущий мой Повелитель, изгоняющий страх из сердец верных Твоих рабов!
Не дай нам сгинуть в разверзшемся зеве смертоносного пекла!
Вместитель всего сущего, Ты пронизываешь Собой все мироздание, Повелитель многоликой природы, Ты вечно пребываешь в покойном блаженстве, непоколебимом извне.
Все сущее проходит пред Твоими очами, жизнь рождается и умирает, влекомая Твоим неодолимым колесом времени.
Ты выше страданий тех, кто заворожен окружающим обманом, Тебя не касается добро и зло созданного Тобою мира.
И все же я прошу Тебя, избавь верного раба Твоего от ужасной смерти.
 
Цвет юности на лице увядает, белое стихийно сливается с черным и превращается в серое ничто, и их уже нет, близких и не очень, тех, кого знал, кому верил, на кого надеялся, кого любил, кому доверял свою жизнь, остались только цифры, бесконечные цифры, десять, двадцать, тридцать, еще больше... я уже сбился со счета.
Где они, безвременно отплывшие в призрачный туман? Нигде, только кресты, надгробия и затерявшиеся на кладбищах могилы.
Пусть тишина и покой достанутся мертвым, а я еще жив, как-то дышу, что-то вижу, что-то слышу, что-то чувствую, на что-то еще надеюсь.
Ну что, друг, я еще тут, а ты уже там, по другую сторону стены!
Я пойду дальше, может быть, у меня есть время на несколько шагов, на несколько выдохов и вдохов.
 


Рецензии
Редко встречаю столь обстоятельное осмысление в сием мире смерти, в этом безжалостном тетраграмматоне символического Б-га.

Хочу выразить Вам свою признательность за Ваше не искусственно-театральное глашательство, а истинно-праведное исповедание.

Спасибо.

Лена Валевич   16.11.2025 09:06     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, меня тема жизни и смерти, вернее смерти начала интересовать с самого детства. Истории про смерть, необычные истории я начал собирать с середины восьмидесятых. Свои первые рассказы о смерти начал записывать в 1989 году.

Вячеслав Чернин   16.11.2025 15:36   Заявить о нарушении