Уроки английского. Часть-12

Уроки английского. Часть – 12. 

Сегодня последний урок был объединённым у четвёрочников из трёх восьмых классов. Вика прочитала лекцию «Употрбление личных форм глагола – простые и длительные формы». При этом просила ничего не записывать, а только внимательно слушать. Все примеры выписывала на доске.
После лекции попросила достать «тетради для разговорника» и переписать туда с доски двадцать предложений, с отметкой глаголов и указанием групп и времени. Напомнив, что все специальные отметки должны делаться красной пастой –  утомлённо села за стол.

 - Виктория Николаевна, а сегодня театр будет?
 - А вы не устали?
 - Мы – нет, а Вы?
 - Я устала, кажется. Сходите, пообедайте, и через полтора… нет, через два часа приходите. Если задержусь, начинайте без меня. Только ТБ соблюдайте, пожалуйста.

Пообедав, пообнималась с дочкой, наказала разбудить через час, и уснула, как убитая. Проснулась посвежевшая, сполоснулась за печкой из тазика, растёрлась сырым полотенцем. Подходя к школе, через открытую форточку, услышала песню из пьески, которую сделали ребята: «… Но пройдёт зима, оживут дома, зашевелятся льдины рек. И ты придёшь сама, и он сойдёт с ума, и вы останетесь с ним навек!».  До боли в груди захотелось к Сергею, насмотреться в его серые глаза, натрахаться до отключения и, наконец, выспаться. Подумала: «На каникулах обязательно сгоняю». Какая-то машина её обогнала, перегородила дорогу.
У неё подкосились ноги, упала на колени. Из машины выскочил Сергей.
 - Вика, тебе плохо?
А она ничего не могла сказать, только из глаз катились слёзы. Он опустился на колени рядом с ней, обнял.
 - Что? Где болит?
 - Всё хорошо. Уже не болит. Напугал. Только о тебе подумала, а ты – тут, как тут. Думала – с ума схожу.

Они прошли в малый спортзал, где собрались «театральщики», присели на скамейку. Часть ребят пела, другие танцевали, и было довольно тесно. Но потом освободился большой зал, и часть ребят перешли туда.  Позвонив медичке, Вика спросила разрешения занять на часик медкабинет, назначила в обоих залах «старшин», и  увела Сергея на «неотложную помощь.


Сергей прожил у неё три дня (два выпали на выходные) и уехал. Но она успела, и налюбиться, и отдохнуть, и на работу вышла помолодевшей и довольной.
Слушая, как ребята наперебой рассказывают новости, думала о том «какие они, всё-таки, хорошие и умные». И только две новости были тяжёлыми -  два девятиклассника напились и подрались из-за девочки, и один из них лежит в больнице; а двух четвероклассников задержали в магазине за воровство, и родителям грозит крупный штраф, потому что пытаясь убежать, они что-то там сломали.
 - А девочка, из-за которой парни подрались, пила с ними?
 - Похоже, да.
 - Ещё древние римляне говорили, что в каждом конфликте замешана женщина, если не прямо, то косвенно. А русская пословица говорит: «мужик пьёт – изба с одного угла горит, а баба пьёт – изба с четырёх углов полыхает»… Видимо разговоры о нынешней нравственности, надо начинать с бабьего пьянства… Итак, у нас урок английского языка, с темой – виды глаголов и их различительные признаки… Англия всегда придерживалась традиций, поэтому ещё недавно считалось, что в их языке аж двадцать восемь форм глаголов – по количеству дней в лунном месяце. И хотя они эту тему постоянно реформируют, тем ни менее количество глагольных форм остаётся высоким. Значит, нам требуется выделить их основные отличительные признаки, и постараться их запомнить. 

Тема заняла более получаса, и Вика почувствовала общее утомление и потерю интереса.
 - Что, устали? Надо развивать в себе терпение, в жизни это часто пригождается, а у снайперов и охотников от этого зависит их жизнь. И я вижу, что некоторые из вас, достаточно терпеливы. Они, по-видимому, часто заставляют себя терпеть и уже  привыкли к этому. Говорят, японские самураи могли часами сидеть в болоте и дышать через тростинку. Значит, в принципе научиться этому можно… Кстати, замечено, что люди, помогающие мыслительному процессу руками, утомляются меньше. Поэтому в оставшееся время вы перепишете с доски мои примеры, и придумаете свои, согласно тематики. Те, кому это кажется трудным, могут просто переписать в тетрадку те неправильные глаголы, которые ещё не выучили. По идее, неправильные глаголы должны постепенно исчезать из употребления, потому что это старинные формы, и под них нет правил. Но англичане так к ним привыкли, что и не замечают неудобств. Поэтому нам их тоже лучше заучить. Их совсем немного – чуть больше двух сотен, и постепенно, года за два вы их выучите.


Следующий урок был у пятиклашек.
 - Hello, my good robbers… Та-ак, покажите-кa, что сделали дома – Show me whot you did at home.  Заданием было – написать пять любых букв, и красиво их оформить. Showing homework…  Прекрасно, вы настоящие художники, всем пятёрки.  Сегодня мы продолжим эту тему –  «Английское чистописание, с элементами художественного оформления букв».
Она написала название темы: «English is written cleanly with artistic lettering».
 - Перепишите красиво название темы с переводом, и начинаем рисовать…  Попутно закрепим произношение отдельных согласных звуков, а так же сдвоенного сочетания th, произношение которого  приближается к S или Z. Эта звуковая трансформация произошла оттого, что в древности сочетание было трёх буквенным – tsh или tzh, которые произосились примерно tesehe – tezehe, но на письме гласные буквы писались надстрочными знаками, и постепенно были забыты, а люди и в произношении начали ориентироваться на письменность, а потом потерялся и средний согласный… Произношение его простое – между зубами оставляете щелку для выхода воздуха, мимолётно касаемся этой щелки кончиком языка, и одновременно произносим звук S или Z. Звук этот краткий, но чтобы его освоить, надо сначала научиться произносить долгий. Для этого кончик языка помещаем между зубами и пытаемся произнести русское тс или тз… Все тренируемся пять минут…  Просто прекрасно! У кого у нас тут троечка? Велютин Николай. Ну-ка, Коленька, докажи, что тройка тебе поставлена несправедливо… Та-ак, хорошо… Закрепим успех… Ещё, не ленись… Ну отлично же, можешь, когда захочешь. Чистая пятёрка.    
 - Как хорошо, что в русском этого нет.
 - Думаю, что эти сочетания в древности были и в русском. Потому что английский, это в немалой степени саксонский, а саксы  – близкие родственники славянским народам, так как когда-то жили на территории нынешней Австрии. Саккас – это древний закон по разделению наследственности…  В русском таких сочетаний тоже, наверное, было много, но закону упрощения подчиняются все языки. Просто к родному языку люди привыкают с детства и не замечают сложностей. Например звук Щ  для иностранцев очень труден, а мы его произносим легко… Сейчас открываем транскрибирование согласных звуков, и повторяем все произношения – не очень громко, но с ясным звучанием. Слушаем только себя… Та-ак, хорошо, не сачковать – не для меня учитесь, для себя… Англичане вам завидовать будут.

В класс заглянула преподаватель русского.
 - Вика, а можно потише, мы диктант пишем.
 - Попробуем. Надо какую-то звукоизоляцию на двери придумать… Всем убавить силу звука наполовину. Можно даже перейти на шёпот, но выразительный, с чётким произношением… Считается, что в русских согласных, только один звук М в точности соответствует английскому, а остальные все так или иначе отличаются. Значит, надо внимательно читать транскрипцию. Тренируемся. Кто хорошо освоил фонетику – продолжает рисовать; а кто красиво нарисовал, переходит на фонетику.

 - А говорят, что у американцев произношение другое?
 - Оно и в Англии у многих другое. RP, которое мы изучаем – это классика, централизованный язык.  На нём говорят самые богатые и самые образованные англичане. До девятого класса вы будете изучать его, а в конце девятого эту тему несколько разнообразим.
 - Говорят, скоро учёные сделают программу, которая уже в пятом классе определит для каждого будущую специальность, и тогда ненужные предметы можно будет не учить.

 - Этого не случится никогда, по крайней мере в пятом классе. Выбор профессии зависит от многих причин, которые будут в тебе и вокруг тебя постоянно изменяться, как постоянно будут изменяться и сами профессии.  Многие люди аж до тридцати лет не могут определиться. И всё от того, что  думают, будто для каждого человека уготована своя профессия, и  только в ней он  может достичь хороших результатов. Это ошибка. «Не место красит человека, а человек место». Надо просто постараться получить максимальное количество информации, чтобы быть готовым освоить три-пять близких профессий. До девятого же класса, вы осваиваете не профессиональные знания, а жизненные. И даже после, учась в техникуме или универе, половина полученных знаний нужна не чисто для профессии, а для успешного общения с окружающими людьми, от которых, в частности, зависит и успешность профессионального роста… Поэтому, до восьмого-девятого класса, надо изучать все предметы примерно на одном уровне. После девятого, большинству я бы советовала поступить в СУЗ. Только там вы сможете определиться окончательно, и если будет желание пойти дальше на заочное. Не выбирайте модные профессии – выбирайте те, которые нравятся. Заработок определяется не специальностью, а мастерством.
       \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\   


Рецензии
С интересом прочитал Вашу работу. Труд солидный. Такой же солидный как и труд Вашей главной героини- Вики Ники. И ребятам, и школе в целом Вика приносит несомненную пользу. Её эрудиция и интеллект вызывают восхищение ,а житейская мудрость – уважение. На любой почти вопрос школьников у молодой учительницы есть ответ. Внятный разумный и логично выстроенный. И, похоже, эти ответы ребят удовлетворяют. Даже со школьной администрацией и родителями учащихся Вике удалось выстроить вполне нормальные отношения. Единственный фактор, который грубо вмешивается в её деятельность – это комиссия из районо. Правда, этот фактор Михаил лишь слегка обозначил, в силу неких причин не пожелав его развивать. Но в этой идеальной картинке всё-таки мало конкретики. Той самой конкретики, которая мне, например, позволила бы сделать вывод о необходимости предмета «семьеведение» в школе и о главных составляющих этого предмета. Да, автор привёл ряд хорошо продуманных ответов учителя на вопросы учащихся. И ответы эти вполне можно было бы выпустить приложением к диплому об окончании школы. Они этого достойны. Но ведь задача учителя не в том, чтобы дать ответы на главные вопросы жизни. К этим ответам ребятам лучше прийти самим. Конечно, под аккуратным руководством мудрого наставника.
Теперь вернусь к своему изначальному вопросу. Мне показалось, что автор в целом, излагая историю о «семьеведении», старается уйти от идеологии, но в ряде случае без неё всё-таки обойтись не может (или не хочет). Идеология, по моему, по воле автора проявляет себя и в особом месте России в мире, и во взгляде на инакомыслящих и кое в чём другом. Конечно, может я и не прав, и автор найдёт время и возможность всё-таки ответить и на мой вопрос, и прокомментировать мои соображения.

Владимир Садовник 1   20.11.2025 18:58     Заявить о нарушении
Владимир, Вы абсолютно правы в своих замечаниях. В тринадцатой части я отвечу на вопрос, почему Вика нарушает основное правило педагогики - "не отвечать на вопрос готовой формулой, а будить мысль ученика" - на пробуждение мысли нужно раза в три больше времени, а наши педагоги находятся в постоянном цейтноте из-за мелочного контроля. Государство фактически не верит специалистам, которых само же и готовит. Это недоверие активировал ещё В.И.Ленин своим: "Для успешного строительства социализма нужен абсолютный контроль за каждым специалистом" (привожу по памяти).
Насчёт идеологии. На мой взгляд, идеология - это добровольное принятие человеком общественной идеи. Эта идея может вести к улучшению жизни или укреплению каких-то её основ. Но изначально она опирается на традиционную культуру, основной частью которой является стремление к сохранению общественно-этнической идентификации, стремление к консерватизму, но в то же время и стремление к новому, в т.ч. этническому смешиванию. В моих рассказах идеология включена, как необходимость защиты от деструктивного вмешательства внешних агрессивных сил, которые под видом естественного развития навязывают людям собственную идеологию, необъяснимую с исторических позиций.

Михаил Быстров -Павлов   23.11.2025 05:15   Заявить о нарушении
Будет любопытно посмотреть, как Вика станет «будить» мысль ученика. Да ещё , наверное , и с изображением того положительного результата, который её действия побудили.
Теперь об идеологии. Наверное, я не соглашусь с тем, что идеология заключается в принятии человеком общественной идеи. Поскольку идеи бывают разные, а к идеологии могут относиться самые важные ,способные затронуть сознание или большинства членов общества, или хотя бы его значительной части. Кроме того, идеология как раз и заключается в какой-то главной идее или ,ещё лучше, в совокупности идей. А вот человек уже или принимает эти идеи, или не принимает.
Здесь ещё обязательно следует отметить что для возникновения какой-либо идеологии нужны определённые условия.
Известный философ А. Зиновьев сказал: «Чтобы та или иная совокупность идей стала идеологией какой-то категории людей или даже целого общества, она должна быть адекватна условиям жизни, потребностям, интересам этих людей (общества).
Она должна в какой-то мере подтверждаться самим ходом жизни. В жизни должны происходить какие-то изменения, которые бы воспринимались как воплощение этих идей и как удовлетворение интересов носителей идеологии. Идеология должна играть какую-то положительную роль в жизни людей и люди должны это как-то осознавать». Здесь крайне важно отметить, что школьный учитель не создаёт идеологию, а всего лишь следует, например, идеологии, которая сформулирована государством. Однако в нашей стране ,насколько мне известно, такой идеологии нет. И педагоги на свой страх и риск используют в своей деятельности элементы тех или иных идеологий. Что по этому поводу могут сказать и сделать проверяльщики из разных высоких инстанций, одному Богу известно.

Владимир Садовник 1   23.11.2025 12:49   Заявить о нарушении
Я не доверяю "известным философам" и не люблю прения на отвлечённые темы. В любой идеологии есть и пустота и конкретика, которые зависят от характера и личной идеологии оппонента. Я прагматик и люблю конкретику. А философы этого не любят. Каждый вопрос они разложат на сотни мелочей, уведя проблему в область идеальных воззрений, которые ещё не ответили ни на один практический вопрос.

Михаил Быстров -Павлов   24.11.2025 10:29   Заявить о нарушении
Так или иначе наш разговор посвящён присутствию идеологии в школьном предмете. Вы сказали, что «идеология заключается в принятии человеком общественной идеи». Мне показалось такое представление понятия некорректным и я изложил собственное мнение по этому поводу. Ну а цитатой из Зиновьева мнение подкрепил. «Отвлечённости» здесь я никакой не вижу и убеждён в том, что любой разговор, касающийся тех или иных понятий, нуждается в их чётком и ясном обозначении.

Владимир Садовник 1   24.11.2025 11:49   Заявить о нарушении
Вы опять же абсолютно верно определили основное требование любой полемики - определение точного значения вопросов. Кажется Декарт сказал: "Правильно определяйте смысл слов, и вы избавите людей от половины недоразумений". Увы, вы так и не определили понятие идеологии, а Зиновьеву я доверять не могу, потому что в целом абзаце он так и не смог конкретизировать свою мысль. Это от того, что дипломированные философы начинают изучать эту науку с учений Гегеля, Канта и пр., нарушая принцип "от реального к идеальному". На мой взгляд, Идеология - это двойственное понимание общественных взаимоотношений - общественное (сознательное) и индивидуальное (подсознательное) при котором общественное старается подчинить (навязать) свою идею индивиду. Но если индивид не примет эту идею своим подсознанием (например, личный патриотизм) то идея останется голым лозунгом.

Михаил Быстров -Павлов   24.11.2025 15:16   Заявить о нарушении
В самом общем виде идеологию я понимаю как совокупность идей. Идеи эти могут включать себя представления, принципы, ценности, касающиеся вопросов, наиболее важных для людей. Например, о жизни ,свободе (правах), государстве, собственности, справедливости, целях, средствах их достижения и т.д. Идеи выступают именно в совокупности. Т.е. они представляют своеобразный неплохо слаженный механизм, осуществление которого сделает существование и отдельного человека, и общества (или его значительной части) осмысленным и достаточно благополучным. Что такое упомянутая Вами «личная идеология» мне неизвестно. Если же Вы имеете в виду индивида, который принял идеологию группы или общества, то я не уверен , что употребленное Вами словосочетание будет уместным. Естественно, я согласен с тем, что непринятие идеологии индивидом превращает её в набор пустых лозунгов. Правда, от этого идея как таковая «голым лозунгом» не станет. Вообще идеи не обязательно «навязываются» индивиду. Вполне возможны и обратные варианты .Бывают также случаи, когда вместо «навязывания» идеи легко и естественно ложатся на вполне подготовленную почву. Особо хочу отметить, что фраза «идеология – это двойственное понимание общественных взаимоотношений…» осталась непонятой. «Двойственность» для меня – это возможность понимать и так и эдак. Конечно, можно отнести эту двойственность к тому или иному поведению индивида в плане принятия (непринятия) идеологии, но в любом случае Ваше определение, на мой взгляд , нуждается в корректировке.

Владимир Садовник 1   24.11.2025 21:49   Заявить о нарушении
Главное отличие идеи от идеологии в том, что идеология, это не идея в чистом виде, а именно политический рабочий инструмент - именно в таком понятии он чаще и употребляется. Вы можете сказать, что "свободный рынок - это экономическая идеология" но это не так. Перефразирую Ленина - "Экономика - это концентрированная политика". Особенно если учесть, что чистого свободного рынка в современной природе не бывает. Политика, это всегда борьба за власть между группами, поэтому индивидуум может туда вписаться только в том случае, если идея какой-то группы соответствует его понятиям о жизни. Например, любовь к своей земле, семье и родному дому, это естественное явление для любого человека, но сгруппированное в политическую цель оно становится патриотизмом, и будет поддержано большинством индивидов, имеющих какую-то собственность.

Михаил Быстров -Павлов   25.11.2025 11:31   Заявить о нарушении
Если уж говорить о функциональности идеологии то , разумеется, её можно назвать инструментом. Только вряд ли правильно ограничиться наименованием её только «политическим» инструментом. Она может быть инструментом и экономическим, и социальным, и культурным, и религиозным. Хотя об экономическом Вы и сами упомянули.
Отсюда получается что индивид может «вписаться» в любой идеологический инструмент. Главное для такого «вписывания» - это ощущение человеком того, что содержание идеологии соответствует его интересам. Хотя и другие основания вполне возможны. Людей привлекают имена лидеров того или иного идеологического движения, их действия, в том числе и чисто популистского толка. Нередко электорат, будучи разочарован правящей партией определённой идеологической направленности, отдаёт свои голоса её антиподу. Кстати, упомянутое Вами «вписывание» часто заключается всего лишь в том, что на выборах люди голосуют за ту или иную партию.
Ну и о патриотизме. Вы почему-то решили ,что любовь к родной земле, семье и дому при наличии собственности направляет людей к патриотизму. Я думаю, что для большинства идеологий перечисленные категории характерны. Т.е. и националист, и консерватор, и либерал, и прочие могут быть собственниками, которые любят всё Вами перечисленное.

Владимир Садовник 1   25.11.2025 21:06   Заявить о нарушении
А разве националист, консерватор и либерал не могут быть патриотами. Патриотизм - отделное понятие, от Патер, Патрио, Патрик - в прошлом Глава рода, Предок, Отец, Главный, Первый, а в современном - Священнослужитель. И патриот понимает, что индивидуальная собственность (в первую очередь своя семья) не может быть сохранена без общественной поддержки, без стабильной политики и экономики, что лучше всего продемонстрировала революция 17-го.

Михаил Быстров -Павлов   26.11.2025 06:41   Заявить о нарушении
Вы спрашиваете разве националисты и прочие не могут быть патриотами? Конечно ,могут, но могут и не быть. Какие проблемы? Вы ведь, ранее рассуждая о патриотизме ,сказали о сгруппированности ряда категорий в некую «политическую цель». Я не уверен, мягко говоря, что «любовь к своей земле, семье и родному дому» в совокупности представляют эту самую цель, но могу допустить, что при некоторой правке эта цель появится. Например , защита всего того, любимого, что Вы перечислили. Однако наличие определяющей цели ,к тому же обозначенной как «политическая», заставляет меня думать ,что Вам патриотизм видится идеологией. Но у каждой идеологии свои приоритеты и, например, защита собственности гораздо уместнее смотрится в либерализме. Тем более патриотом вполне можно быть и не обладая собственностью. История знает немало таких примеров. В том числе и советская история.
Теперь о том, что понимает или не понимает патриот. Вы считаете ,что он понимает ,что без общественной поддержки и стабильности в стране его собственность не может быть сохранена. Может быть и так ,но сторонники ,например ,революции , даже обладающие собственностью, анализируя состояние власти и экономики в стране, могут прийти к нехорошим выводам и попытаться изменить власть и экономический механизм. Тем самым выстроить новый порядок, который им кажется будет вполне стабильным, к тому же более выгодным для них. И они идут на революцию. Но в таком случае будет столкновение патриотов. Т.е. и те, и другие любят страну и прочее, но принципиально по-разному смотрят на текущую ситуацию и её перспективы.

Владимир Садовник 1   26.11.2025 11:23   Заявить о нарушении
Столкновение, это нормально. Патриотизм, как и все остальные -измы, не может быть идеальным.

Михаил Быстров -Павлов   27.11.2025 08:45   Заявить о нарушении