Как я стал начальником отдела кадров училища
К великому сожалению, с 1993 года училища уже нет. Но ты живешь в нас, своих питомцах. И будешь жить до тех пор, пока живы те, кто служил, работал и учился в твоих стенах. Слава тебе! Почет твоим выпускникам – героям! Уважение всем тем, кто носит гордое имя «Орджвоковцы»!
Мне довелось служить в твоем «личном составе» 13 долгих и незабываемых лет. Оставивших глубокий и неизгладимый след в моей душе, памяти и жизни. Это больше половины всей моей службы в армии. Так уж вышло. 4 года курсантом, затем 9 лет уже в офицерском качестве. Причем, дважды - в должности начальника отдела кадров училища. До и после учебы в Военной академии имени М.В.Фрунзе. С перерывом в три года очного обучения с выездом в столицу нашей Родины. Дважды в этой должности был единственным в истории родного училища. Так случилось. Ни дня об этом не жалею и только горжусь. В моей судьбе кадровая работа стала любимой профессией и основой моей работы и службы на благо Родины, продолжительность которой насчитывает 48 лет общего трудового стажа. Все должности занимал в государственных структурах, о чем свидетельствует моя трудовая книжка, за что ей отдельное спасибо.
Сегодня, в день годовщины родного училища, проснувшись среди ночи (захлестнули воспоминания), решил написать о моем назначении начальником отдела кадров в первый раз, так как эти воспоминания всплыли в моей памяти, до сих пор греют душу и не отпускают… Юн я был тогда. Тяжело мне далась эта должность. Как говорят, заработал. Было мне тогда всего 26. Молодой, ретивый капитан. К кадровой работе относился усердно и с большой любовью. Нравилась она мне. Оттого и счастлив был, что на нее попал когда-то, будучи еще лейтенантом. Хотя варианты были. Да и реальные предложения тоже. «Сватали» меня и в комсомольские работники, и в «особисты». Однако, верен остался избранной военной специальности. Случись такое второй раз, кадровую специализацию ни на чтобы не променял. Это оказалось «мое». Спасибо Всевышнему за такую судьбу.
Итак, о том, как это приключилось. А началось все с «ЧП». С самого что ни на есть чрезвычайного происшествия. В училище обнаружилась недостача. Не буду вдаваться в подробности, так как касалось она боеготовности. Приехала комиссия, провела проверку. Результаты были неутешительны. Прискорбно, но повлекли они за собой в том числе и кадровые решения. Попал под удар и мой непосредственный руководитель – начальник отдела кадров училища, которому был предложен почетный уход на пенсию. Ну, что ж, и такое бывает. Никто не застрахован. Святых среди нас нет. Одним словом, пришлось мне временно занять его место до вероятного прибытия нового руководителя. Дело ведь не ждет. Кадровую работу не остановить. Курсантов нужно набирать, выпускать, постоянный состав училища обновлять, обеспечивать присвоение воинских званий, укомплектование должностей, обучение, отпуска и много других побочных вопросов, без решения которых не обойтись. Вот и пришлось мне более полугода замещать уже две должности, свою и начальника. Но, не бывает ничего вечного. В вышестоящем кадровом органе все, безусловно, отслеживалось. Обстановка вызывала необходимость вмешательства. Не могло училище длительно обходиться без укомплектования одной из ключевых должностей в работе аппарата учебного процесса. А после «ЧП» в нашей учебной колыбели никто, как потом выяснилось, не изъявил желания на указанную должность заступать со стороны, видимо, вызывала опасения. Вот, так я за двоих и «молотил». Благо, что энергичным был и напористым. Справлялся с порученным участком работы. До определенных пор. Пока из кадрового аппарата Сухопутных войск не прилетела грозная «депеша». Коротко по тексту которой получалось, что мы до такой сякой жизни как-то «докатились», в связи с чем вызываемся на ковер. Это в самую то столицу, в сердце кадровой работы. Генерал, начальник училища долго не раздумывал, как и полагается военному человеку, принял решение: «Поедешь ты! Готовься к выступлению по указанным в депеше вопросам. Смотри, не подведи!». Получив указание, засел я за подготовку запрошенной информации. Да, чтоб красочно все обыграть, как учили столпы Марксизма-Ленинизма, начал свой доклад с заветной и, казалось бы, беспроигрышной фразы: «Двадцать седьмой съезд КПСС…». Тогда он только что состоялся, и все мы были заряжены его решениям на ближайшие пять плановых лет. Сам доклад получился минут на пятнадцать. Весь в цифрах. Доказательный и убедительный. Генералу, похоже, тоже понравился, когда я отнес ему свое «детище» на утверждение. Благословил он меня в дальнюю дорогу, пожелал не осрамиться, вернуться если не с победой, то без поражения. Вняв его словам, выдвинулся я в направлении предстоящего совещания в вышестоящем штабе в указанный срок.
До этого я в подобных «форумах» не участвовал. Зал заседания оказался набит полностью. Собраны были все начальники кадровых органов всех военных училищ. Основу составляли полковники и подполковники, реже мелькали майоры. Такого скопления «сливок» представителей кадровой элиты я увидеть не ожидал. Началось заседание с выступления руководителя управления кадров вида войск. Вышел генерал на трибуну и сразу с места в «карьер». Долго не разминаясь. Первым поднял и направил на трибуну для отчета начальника кадрового органа одного из наиболее известных училищ, в котором тоже произошло «ЧП», не слабее нашего. Тот торжественно развернул свой доклад и не удивил никого в зале своей первой фразой: «Двадцать седьмой съезд КПСС…». Надо было видеть лицо генерала. Сказать разъяренное – ничего не сказать. Он резко оборвал докладчика на полуслове и посадил на место с выражением явного недовольства: «Про решения съезда мы все слышали! О деле надо говорить!».
Вторым докладчиком оказался я. Вышел на трибуну, представился: «Временно исполняющий должность такую –то капитан такой-то». Затем, памятуя о неудачном опыте предыдущего докладчика, добавил: «Товарищ генерал! У меня доклад тоже начинается про съезд. Разрешите, я это вступление опущу и сразу о деле?». «Молодец!» - произнес генерал и закончил словами: «Давай сюда свой доклад! А теперь рассказывай нам, как вы до такой жизни докатились?». Остался я на трибуне уже гол как сокол, без доклада и без единой пометки и на протяжении тех же пятнадцати минут своими словами доложил генералу и всему залу про дела наши насущные, причем в цифрах, фактах и фамилиях. Ни разу не запнулся при этом, благо доклад писал собственноручно и помнил его практически наизусть. Затем ответил на все дополнительные вопросы генерала, в том числе и, как оказалось, на главный: «И сколько ты, сынок, временно исполняешь обязанности по должности начальника? Не устал?». «7 месяцев. Никак нет, не устал!» - бодро ответил я. «И что будем с ним делать?» - этот вопрос генерал уже обратил к своим заместителям, сидящим за столом возле трибуны. «Нужно назначать, товарищ генерал!» - отозвался один из них, следом пошутив: «Иначе он верить перестанет во все святое!». «Ну, значит будем назначать! Готовьте представление!» - отдал указание генерал. Так я и стал начальником отдела кадров училища и кстати, как позже выяснилось, самым молодым по возрасту среди всех начальников кадровых органов вида войск. В таком качестве и прослужил вплоть до поступления в академию еще два года, набираясь опыта руководителя кадрового органа, который мне стал великим подспорьем в дальнейшей службе и работе на весь период трудовой деятельности. Богатый оказался опыт. Нигде его так просто не приобретешь. Только лишь, попав в такие, почти экстремальные условия. Благодарю Всевышнего за эту предоставленную мне возможность…
Свидетельство о публикации №225111600479
