Ривка первая защитница животных

Ривка — первая защитница животных
(Недельная глава Торы Хаей Сара. О сострадании, духовном слышании и первозданной доброте)

Недельная глава Торы Хаей Сара рассказывает не только о завершении жизни праматери Сары, но и о начале новой духовной линии — линии сострадания, которая продолжается в Ривке. Свет Сары не гаснет, он передаётся Ривке, первой женщине, через которую проявляется святая эмпатия к животным.

Когда Авраам послал своего ученика Элиэзера найти невесту для Ицхака, тот обратился к Всевышнему с молитвой, прося знак. Но этот знак был не о внешности или происхождении, а о сердце. Элиэзер сказал: «Девице, которой я скажу: наклони кувшин твой, чтобы я напился, — и которая скажет: пей, и верблюдов твоих я напою, — та и будет предназначена Тобой рабу Твоему Ицхаку» (Берешит, 24:13–14).

То есть в молитве прямо упомянуты верблюды — знак того, что Бог сам указал: доброта к животным является высшей формой доброты. И действительно, у колодца Ривка не только дала воды человеку, но и сама предложила напоить всех его верблюдов. Один верблюд может выпить до десяти вёдер воды, а их было несколько. Для женщины это огромный труд. Но она сделала это — без просьбы, без ожидания благодарности. Так проявилось её великое сострадание.

В традиционных комментариях этот поступок объясняется как проявление хесед — милосердия. Но если смотреть глубже, это не просто доброта, а духовная чувствительность, способность слышать невидимую боль. Так, как Адам дал имена животным, чувствуя их сущность, Ривка почувствовала их жажду и утолила её. Она услышала то, что не было сказано. Так она стала первой женщиной в истории, проявившей сострадание к животным на уровне пророческого слышания.

Позже в Торе появится заповедь: «Перед тем как человек ест или пьёт, он должен накормить и напоить своих животных». Но Ривка исполнила эту заповедь задолго до дарования Торы. Она действовала так, будто Тора уже была в её сердце. Как учит Каббала, праотцы и праматери чувствовали волю Всевышнего до того, как она была высказана. Так Ривка стала живым воплощением Торы до Торы.

Закончив Graduate Certificate Program in Applied Behavioral Analysis (Touro University, GPA 3.8), я научился видеть мир сквозь призму наблюдения, закономерностей и корреляций. И, читая Тору, я вдруг увидел удивительную закономерность — все величайшие пророки Израиля были связаны с животными.

Адам дал им имена. Ноах спас каждую тварь по паре. Авраам, Ицхак и Яков были пастухами. Моше и царь Давид тоже были пастухами, и через заботу о стаде они научились заботе о народе. Йитро был пастухом и духовным советником Моше. Шломо не был пастухом, но понимал язык животных и сказал: «Праведник знает душу своего животного» (Мишлей, 12:10). Аризаль, отец Каббалы, понимал язык животных и учил, что даже в них живут искры Божественного света. Баал Шем Тов говорил, что через сострадание к животным открываются врата милосердия. А в Талмуде упоминается Рав Папа, который говорил о доброте даже к самым малым существам.

И я вдруг понял, что всё это — одна цепочка духовной эволюции, один поток света, начинающийся с Адама и проходящий через Ривку, Сару, Моше, Давида, Соломона, Аризаля и Баал Шем Това — вплоть до наших дней.

Ривка не просто предложила воду. Она почувствовала жажду мира, и этим показала, что душа женщины способна слышать не только слова, но дыхание творения. Она увидела Божественное в верблюде так же, как в человеке. В этом — начало истинного сострадания как формы святости.

Эта недельная глава — о женщинах. О Саре, чья вера зажгла свет в шатре Авраама, и о Ривке, чья доброта напоила не только людей, но и животных. Поэтому я хочу начать благодарность с женщины, которая помогла мне увидеть Тору глазами сострадания — Сары Боуэн (Sarah Bowen, Compassion Consortium). Благодарю её за то, что она открыла мне путь смотреть на Тору и мир через призму любви ко всем живым существам.

Моя благодарность также раввину Стивену Блейну (Steven Blane, Jewish Spiritual Leaders Institute) за урок “Blessing for the Animals”, который стал для меня одним из самых вдохновляющих в жизни, и раввину Залману Либерову (Zalman Liberov, Chabad Lubavitch, Brooklyn) за книгу “Before the Blind: Animals in Torah and Talmud”, которая показала, что сострадание к животным — это не новая идея, а древний еврейский свет, идущий от Сары и Ривки до наших дней.


Рецензии