Варфоломеев ЕПА- Какое ваше мнение о тлене тления?
Какое ваше мнение о тлене тления?
В православном богословии понятие «тление» (от греч. ;;;;; — «фтора») имеет два ключевых значения, которые важно различать:
1. Тление как подверженность безгрешным страдательным состояниям
Это естественная уязвимость человеческой природы после грехопадения:
o голод и жажда,
o усталость от труда,
o физическая боль,
o страх смерти,
o скорби и болезни.
При этом такие состояния не являются грехом — они присущи даже Христу, который добровольно воспринял их, сохраняя безгрешность.
2. Тление как разложение и смерть
В узком смысле — распад тела на стихии после физической смерти. В духовном аспекте — утрата благодати (смерть души).
Ключевой богословский нюанс:
Тело Христа было нетленно во втором значении (не подверглось разложению после смерти, как сказано в Пс. 15:10), но тленно в первом — Он испытывал голод, жажду, боль и смерть, чтобы полностью разделить человеческую природу.
Почему это важно?
Утверждение о полной нетленности тела Христа до Воскресения (в первом значении) привело бы к отрицанию реальности Его страданий и, а значит — к искажению догмата о спасении. Как писал прп. Иоанн Дамаскин:
«Если бы тело Господа было нетленно [в первом значении], то всё, о чём говорит Евангелие — алкание, жажда, гвозди, прободение ребра, смерть — совершилось бы лишь призрачно, а не в действительности».
Итог:
Тление — не «недостаток», а следствие грехопадения, которое Христос воспринял ради нашего спасения. Его победа над тлением (воскресение) дарует человеку возможность обожения — перехода от тленной природы к нетленной.
Свидетельство о публикации №225111600526