22 адаптивные программы личности

Из цикла "Медик о медицине"

                Предисловие.

Статья адресуется членам ОППЛ*, гомеопатам и специалистам ИМЕДИС-Фолль,  знакомым с библейской Традицией - а также всем интересующимся истинным искусством исцеления.

   Представленная система позволяет:
а) видеть психический архетип человека через букву/программу;
б) выявлять "клипотическую тень" — те аспекты характера, где энергия исказилась;
в) диагностировать через гомеопатическую конституцию толерантность и деформации адаптации;
г) применять OPPL* - экзистенциальные типы для анализа смысловых конфликтов;
д) соединять это с энергетической диагностикой «ИМЕДИС».

В результате создаётся интегральная модель личности, сочетающая каббалистическую символику, клинические данные, психотипологию и гомеопатическую практику.

 История создания данной системы такова.  Автор получил следующий отзыв на свою прошлую статью "Экзистенциальные гомеопатические психотипы»
(http://proza.ru/2025/11/15/545 ) :

  "На мой взгляд, в общем виде число возможных адаптивных информационно-энергетических программ личности должно быть намного больше 7. Полагаю, что, примерно, 22 программы. Но это только предположение)."

  Это был сильный ход - потому как он, конечно, касается количества букв "лашон hа-кодеш" - иврита, Святого Языка. Естественно, скобочка в конце предположения не могла не спровоцировать на написание данного текста...

 Само собой, основатели психологии (светские евреи-хилонИм и немцы), гомотоксикологии (немцы) и создатели таких биорезонансных аппаратов как ИМЕДИС (русские) или BICOM (голландцы и англичане) понятия не имели о подобных вещах.
   

   А мы - "египтяне", которые "эрев рав" - в силу собственной исправленности попробуем дать строго каббалистическое обоснование, почему адаптивных информационно-энергетических программ личности - на самом деле 22, а не 7, и покажем, как это прямо вытекает из структуры ивритского алфавита, Древа Сфирот и энергетических уровней мироздания.


   *В тексте встречается акроним ОППЛ — это  "Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига", которая объединяет специалистов в области психотерапии, практической и клинической психологии.

------------------------------------------------------
           Часть первая. Введение.


 1. Почему 7 — недостаточно? Потому что семь — это каналы, но не программы.

В классической Каббале 7 — это семь нижних сфирот (Хесед - Малхут), семь эмоционально-энергетических качеств, семь «поведенческих паттернов» души,
семь «дней творения» — семь типов манифестаций.

Но это эмоционально-энергетические модальности, а не адаптивные программы.
       Семь — это векторы проявления, каналы действия.


   Но механизм адаптации сознания всегда строится не на 7, а на 22-х структурных кодах — буквах Творения («отийот есод») — инструментах модификации реальности.

2. Двадцать две буквы — «22 программы» души в "Сефер Йецира".

В "Сефер Йецира" (Книге Формирования) чёрным по белому писано: «Двадцать две буквы Он вырезал, высек, взвесил, обменял, соединил, и создал из них весь мир».


Буква в Каббале - оператор сознания, а не звук и не символ. Каждая буква запускает свою архетипическую функцию, формирует тип реакции, задаёт стиль адаптации к миру.

Следовательно, всего существует двадцать два типа адаптивных программ,
потому что:

 22 буквы — 22 фундаментальных модуса передачи энергии, отсюда
 22 способа обработки информации, отсюда
 22 модели поведения и адаптивных паттерна личности.


3. Соответствие 22 программ — двадцати двум "тиф"эрот нефеш" - согласно АРИ (Аризалю)- Ицхаку Лурии Ашкенази(АРИ): личность (нефеш-руах-нешама) формируется из десяти сфирот ("сфер" - структур) и  22 «отийот» ("букв" – динамик, движений, функций).

То, что в гомотоксикологии ИМЕДИС называется инфо-энерго-адаптивными программами, в терминологии АРИ — это «22 цурот hа-модим» — двадцать две формы реакций души.

Они же: «22 мохин» ("мозга"), «22 движения желания», «22 структуры развёртывания "орот" - "светов"».


 4. Почему именно 22? Попробуем дать математико-энергетическое объяснение.

Как упоминалось выше, с точки зрения Каббалы, мир строится по формуле:

Помножив 10 (структура) на 22 (операторы), получим 220 возможных форм проявления. Это число часто используется в хасидском анализе характера, каббалистической психологии Рамхаля и современном "каббалистическом типировании личности".

22 — это число "степеней свободы души".
7 — это только модули эмоций.
10 — каркас.
22 — программы.


5. 22 буквы как двадцать две энергетико-информационные программы.




             Часть вторая.  БУКВЫ, АРХЕТИПЫ, ЛИЧНОСТИ


   Продемонстрируем сжатую карту, где каждая буква - одна адаптивная программа, гомеопатическая конституция, соответствующий библейский персонаж и - личность из мировой истории. В характеристиках - есть графа клипот ( ивр. «скорлупы») — это термин из каббалы, обозначающий демонические силы или миры, противопоставляемые Божественным сфирот. Это понятие также используется в современной поп-культуре, например, в играх и сериалах, для обозначения сил зла, альтернативных реальностей или структуры из демонических миров.

1. Буква "Алеф"
 Символизирует программу «Инициирование» — волю, импульс и первичное активирование. Она считается первой буквой алфавита и связана с высшим, непостижимым источником жизни — дыханием, энергией творения и началом всех явлений. "Алеф" обозначает единство и бесконечность, содержит в себе сложную структуру высших и низших миров, разделённых границей, и воплощает первичный творческий импульс, который запускает все процессы.

   Гомеопатический препарат "Sulphur"
(сера) символизирует «инициирующий огонь» — энергию и силу, способные создавать порядок из хаоса. Его архетип связан с творцом перемен и зародышем нового через разрушение старого.

   Библейский персонаж "Адам"
— первый носитель жизненной ИСКРЫ "нэфеш" — является классическим воплощением импульса Алеф. Его испытание — внутренний конфликт между стремлением к свободе и формированием структуры, что отражает баланс между энтропией и порядком в природе. Падение Адама символизирует опасность «горячности» и неконтролируемого самодостаточного импульса без стабилизации.

Таким образом, буква "Алеф", гомеопатический образ "Sulphur" и архетип Адама объединяются в глубокий символ первичного акта творения, инициативы и воли, включая в себя как потенциал созидания, так и риск разрушения при отсутствии баланса. Это путь трансформации через внутреннюю борьбу, ведущий к духовному росту и осознанию.

Историческое соответствие: Леонардо да Винчи
 Почему?
Алеф — это хаотическая созидательная мощь, дух, который «распахивает» материю.
Леонардо — ярчайший пример «творца-всезнайки», чья гениальность не знала границ, но при этом он ничего не доводил до конца, как классический Sulphur в фазе гениального рассеивания.

Леонардо да Винчи прекрасно иллюстрирует архетип буквы "Алеф", символизирующей программу «Инициирование» — волю, импульс и первичный творческий порыв. Его жизнь и творчество наполнены примерами мощного творческого импульса, но также и рассеивания энергии, что созвучно образу гомеопатического препарата "Sulphur".

 Леонардо был непревзойдённым гением, чья деятельность охватывала искусство, науку, технику и философию — он буквально «распахивал» материю и открывал новые горизонты познания, задавая темп развитию целых отраслей знаний, что выражает первичный творческий импульс "Алеф".
  В сфере изобретательства многие его проекты — например, первые эскизы летательных аппаратов, танков, механизмов — остались нереализованными при жизни, что отражает рассеивание и неполное доведение до конца, типичное для архетипа Sulphur. Проявлись именно те «жгучесть», энергичность и творческое самоутверждение, которые характерны соответствующему архетипу и его потенциалу к самопоклонению и возможному «неврозу власти».

    Вместе с тем, его подход к работе — глубокий анализ, детальное изучение и синтез знаний из разных областей — показывает волю к созданию порядка из хаоса, где первичный импульс запускает цепь творческих процессов.
   

Вывод: Леонардо да Винчи воплощает архетип буквы "Алеф" как первичного творческого огня с огромным потенциалом и одновременно риском потери энергии без удержания и завершения. Его жизнь — это пример постоянного внутреннего творческого импульса и стремления к бесконечности в познании и создании нового.

   Архетип: Инициирующий огонь, воля, творец хаоса.
   Адаптация: самоутверждение, доминирующая энергия.
   Клипот: искажённый огонь, превращение творческой воли в самопоклонение.
   OPPL: невроз власти; жажда абсолютной автономии; взрывные реакции.



2. Буква "Бэт"
Символизирует «Структуризацию» и «Дом» — создание границ, установление правил и формирование устойчивой структуры. Она является второй буквой еврейского алфавита и первой буквой слова "Байт"(дом), что подчёркивает её связь с идеей мира как пространства пребывания и защиты.

   Гомеопатический препарат "Calcarea carbonica"
(карбонат кальция) отражает этот архетип через свои свойства: стабильность, надежность, медленное и основательное действие, стремление сохранить форму и обеспечить безопасность. Название «кальций» происходит от латинского "calx", означающего «известь» или «мягкий камень», что подчеркивает неотъемлемую связь с твердым фундаментом и опорой.

   Библейский персонаж Ноах (Ной)
является классическим воплощением архетипа Бэт: строитель ковчега, хранитель формы и структуры, человек, который ответственен за сохранение и защиту. Его задача — не создавать новый мир, а сохранить жизнь и структуру существующего через испытания.

Буква "Бэт", гомеопатический образ "Calcarea carbonica" и фигура Ноя" образуют интегральный символический комплекс стабильности, ответственности и защиты. Это архетип, указывающий на адаптацию через сохранение формы и создание границ, что является фундаментальной основой для дальнейшего роста и развития.

   Историческая аналогия: император Октавиан Август.
Создатель «структуры Рима», административного дома империи.
Его характер — осторожность, тяжеловатость, стремление к стабильности и устойчивости — калькареальные качества.

   Соответствия архетипу:
Создание новой политической структуры: Август преобразовал Рим из разрушенной гражданскими войнами республики в стабильную империю, введя систему принципата — новую форму правления, объединяющую республиканские институты и монархическую власть. Это соответствует идее структуризации и создания прочного «дома» как пространства порядка и защиты для общества.

Установление границ и правил: при Августе систематизированы административные и военные структуры, проведены реформы по разделению провинций на императорские и сенатские, организована постоянная армия и пожарная охрана в Риме, что позволило обеспечить безопасность и стабильность — качества, напрямую соотносимые с образами кальция карбоната, дающего устойчивость и прочность.

Долговременная стабильность и сохранение порядка. Эпоха его правления, «Pax Romana», стала периодом без войны и внутреннего мира, что иллюстрирует архетип стабильности и сохранения границ. Август смог сохранить форму и передать устойчивую систему власти своим преемникам, что демонстрирует адаптацию через сохранение структуры и безопасности.

Характеристика личности. Личное качество Августа — осторожность, умеренность и тяжеловатость в управлении, и стремление к обеспечению порядка и безопасности — полностью созвучны гомеопатическому образу "Calcarea carbonica", который медленно и основательно закрепляет форму и создаёт твёрдый фундамент.

Итог: Октавиан Август" воплощает архетип буквы "Бэт" через создание и укрепление «дома» Римской империи — устойчивой структуры, границ и правил, что стало фундаментом для дальнейшего процветания, а его личные качества отражают жёсткость и стабильность, присущие Calcarea carbonica.

   Архетип: Дом, структура, стабильность.
   Адаптация: сохранение формы, безопасность, границы.
   Клипот: застой, закостенение, тюрьма привычки.
   OPPL: консервативный экзистенциальный невроз, страх изменений.




3. Буква "Гимель"

Символизирует «Движение - Стратегию», динамический и адаптивный интеллект, поиск пути и маневрирование. Она связана с образом верблюда (Гамаль) — символа жизненной силы, выносливости и царской власти, а также с понятием моста (соединения противоположностей).
  Тёмная сторона: ГАМАЛИ-ЭЛЬ - обитатель "девятого зала нечистоты" (см. Древо Клипот). "Пьет", то есть высасывает энергию из мира "сфирот", как верблюд ("гамаль") пьет воду, за что и получил свое имя. Способен предсказывать будущее. Если получает энергию из мира "клипот", то носит имя НАХШИЭЛЬ (от "нахаш", "змей" - гибкий!) и управляет змеями, пугающими людей.


Гомеопатический препарат "Lycopodium"
в переводе «волчья лапа» (сходство листьев растения с лапой волка) — отражает этот архетип как стратега, обладающиего умением управлять ресурсами и манипулировать ситуацией.

   Библейский персонаж Йосеф
является классическим воплощением этого архетипа: несмотря на внешнюю скромность, он внутренне полон жажды власти и признания. Его судьба — умение подняться из ямы на вершину через стратегию, управление ресурсами и интригу.


Таким образом, буква "Гимель", тип "Lycopodium" и фигура Йосефа объединяются в символическую структуру, которая показывает, как стратегическое мышление, интеллектуальная адаптация и внутренняя сила приводят к преодолению трудностей и достижению власти и признания. Это образ гибкой, но целеустремлённой личности, способной маневрировать в сложных ситуациях и усиливать своё влияние через гибкое стратегическое мышление и интеллектуальный контроль.


Историческое соответствие: Флоренс Найтингейл
Воплощение «несущей помощь» — Гимель, бегущий к Далет.
Бесконечное сочувствие + саморасходование (фосфорическая истощаемость).

С точки зрения автора, Флоренс Найтингейл прекрасно соответствует архетипу буквы "Гимель", символизирующей «Движение - Стратегию», адаптивность и поиск пути, а также гомеопатическому типу "Lycopodium", олицетворяющему стратега с умением управлять ресурсами и ситуацией.

Вот конкретные примеры из жизни Найтингейл, раскрывающие это соответствие:

    Стратегическое мышление и адаптивность. В годы Крымской войны (1853–1856) Флоренс организовала санитарные реформы в госпиталях, внедрила систему вентиляции и канализации, благодаря чему смертность среди солдат сократилась вдвое. Она проявила выдающиеся навыки маневрирования в бюрократической и военной среде, умело распределяя ограниченные ресурсы для максимального эффекта.

   Мост между разными мирами: Найтингейл создала первый профессиональный стандарт сестринского дела — своего рода «мост» между домашним уходом за больными и новейшими медицинскими практиками, что согласуется с образом буквы "Гимель" как символа моста, соединяющего противоположности.

Бесконечное сочувствие и самоотдача: Несмотря на физическую слабость и постоянное истощение (что отражает «фосфорическую истощаемость»), она продолжала нести помощь раненым, что соответствует архетипу жертвенности и бесконечного сострадания, отражённому в типе "Lycopodium" — стратегического лидера с глубоким состраданием и способностью управлять сложными ресурсами и ситуациями.


Архетип: стратег, движение, маневрирование.
Клипот: манипуляция, хитрость, использование других.
OPPL: невроз контроля, скрытая тревога и доминирование.




4. Буква "Далет" символизирует «Недостаток и Рост», адаптацию через осознание и использование того, чего не хватает — «адаптация через голод». В древних источниках и традициях она ассоциируется с «дверью» — проходом, переходом, порогом к новому состоянию. Именно с буквы Далет начинается слово "дверь" - "делет"...

   Библейский герой - Моше (Моисей)
  связан с этим символом как с проводником между Творцом и народом. В пустыне на Синае, согласно легенде, он увидел уходящую человеческую фигуру с буквой Далет на затылке — символ того, что полное божественное лицо человеку не открыть. Это указывает на ограниченность человеческого восприятия и необходимость роста через духовное принятие и эмпатию.

   Гомеопатический препарат "Phosphorus"
(с греческого «светоносный») идеально вписывается в данный архетип: его сияющее «лицо» после встречи с Б-гом отражает внутренний свет и силы, полученные через дефицит и нужду. Его архетип — это нужда и открытость, дефицит и эмпатия. Адаптация происходит через потребность в тепле, внимании и принятии.

Итак, буква "Далет", гомеопатический образ "Phosphorus" и фигура Моше образуют единую символическую структуру, где внутренний недостаток становится дверью для духовного роста, эмпатии и восприятия света. Это путь через испытания внутренней уязвимости к просветлению и служению.

   Архетип: нужда, открытость, дефицит, эмпатия.
   Адаптация: через потребность в тепле/принятии.
   Клипот: хронический дефицит, ненасытность — состояние, когда внутренний голод и потребность никогда не могут быть полностью удовлетворены, что ведёт к истощению.
   OPPL: невроз «потери опоры», зависимость от внешних источников.


    Историческое соответствие: Моцарт.
Вечно нуждающийся, вечно растущий из «недостатка», сверхчувствительный, сияющий, «детская» зависимость — классический фосфорический архетип.
   Вольфганг Амадей Моцарт на 100% соответствует архетипу буквы "Далет", символизирующей «Недостаток и Рост», адаптацию через осознание внутреннего дефицита, и гомеопатическому типу "Phosphorus", отражающему внутренний свет, нужду и эмпатию.

    Примеры из жизни Моцарта, подтверждающие эту связь.
Вечная нужда и стремление к росту: Моцарт был невероятно талантлив и гениален, но всю жизнь испытывал материальные трудности и большую зависимость от покровителей, что соответствует архетипу внутреннего дефицита и «адаптации через голод».
   Эмоциональная сверхчувствительность и эмпатия. Его музыка наполнена глубокими чувствами, светом и внутренним теплом — выражение «сияющего лица», как у препарата Phosphorus, отражающего внутренний свет, несмотря на личное страдание и усталость.
   Переживание внутренней уязвимости и духовное служение. Моцарт, несмотря на физическое и финансовое истощение, продолжал творить с невероятной страстью и самоотдачей, что отражает путь через испытания внутренней уязвимости к просветлению, как описывает буква "Далет".
   




5. Буква "Хэй", символизирующая «Открытие» и «Экспансию», связана с расширением сознания и изменением форм. Это архетип мягкости, заботы и переменчивости, что в гомеопатии отражено в препарате "Pulsatilla" (Пульсатилла) - изготавливаемого из  растения, известного как «прострел».
   Пульсатилла представляет эмоциональную пластичность, способность адаптироваться через мягкое изменение и эмоциональную переменчивость. Она часто применяется при состояниях, когда человек нуждается в заботе, поддержке и эмоциональном тепле, испытывая настроение, которое быстро меняется.

   Персонаж - Мириам.
 Сестра Моше (Моисея) идеально воплощает этот архетип: она ведет народ песней, мягко направляет людей, проявляя женское водное начало, что перекликается с «водной» природой Пульсатиллы. Её эмоциональная слабость – обиды и перемены эмоций – отражает уязвимость и потребность в эмоциональной поддержке.

Адаптация через дистанцирование и эмоциональное выгорание, характерные для этого архетипа, приводят к обновлению и внутреннему росту через мягкие, но глубокие перемены.

Буква "Хэй", гомеопатический тип Pulsatilla и персонаж Мириам образуют единый символический комплекс, который отражает путь расширения через эмоциональную мягкость, переменчивость и заботу, что способствует внутреннему развитию и гармонизации.

Архетип: экспансия мягкости, изменение форм.
Адаптация: через эмоциональную пластичность.
Клипот: раздутые желания, эмоциональная размытость.
OPPL: невроз растворения, скачущая самооценка: отсутствие внутреннего центра и зависимости от внешних объектов и желаний, которые в итоге разрушают как личность, так и общее пространство.


  Историческое соответствие: Мария-Антуанетта - изменчивость, мягкость, ветреность, эмоциональный стиль речи и поведения.
   Соответствие Марии-Антуанетты архетипу буквы "Хэй", гомеопатическому типу "Pulsatilla" и образу Мириам проявляется в следующих конкретных примерах из её жизни:

    Эмоциональная переменчивость и мягкость. Мария-Антуанетта проявляла известную ветреность и изменчивость настроения, что отражается в её эмоциональном стиле речи и поведения. Её настроение и отношение к событиям часто менялись резко, что соответствует характеристикам "Pulsatilla", склонной к быстрой смене эмоциональных состояний и потребности в заботе и поддержке.

Забота и мягкость в роли женщины и матери. Несмотря на свою репутацию, Мария-Антуанетта заботилась о своих детях и стремилась к созданию мягкой семейной атмосферы, что близко к архетипу «водного» женского начала Мириам, символизирующего нежность и поддержку.

Адаптация через дистанцирование и эмоциональное выгорание. Её жизнь на французском дворе сопровождалась давлением и конфликтами, которые она часто воспринимала болезненно, порой отстраняясь эмоционально и испытывая внутренние кризисы — проявление эмоциональной пластичности и устойчивости через мягкие, но глубокие перемены, типичные для "Pulsatilla".

Расширение сознания и перемены формы жизненного опыта: Мария-Антуанетта символизирует экспансию и изменение форм бытия — от австрийской принцессы до королевы Франции, чьи жизненные обстоятельства радикально менялись. Это соответствует архетипу буквы "Хэй" и воплощает символический комплекс буквы "Хэй", гомеопатического типа "Pulsatilla" и персонажа Мириам через эмоциональную пластичность, мягкость, переменчивость и способность адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.




6. Буква "Вав"

Символизирует «Соединение», коммуникацию и социальную адаптацию. Она служит связующим звеном между разными уровнями реальности — земным и духовным, материалом и божественным. В ивритской грамматике "Вав" выступает как союз, соединяющий слова и части предложения, что отражает её суть как «крючка» или моста, объединяющего части целого.

Гомеопатический препарат "Natrium muriaticum"
   (хлористый натрий, соль) — "тихий страдалец", отражает архетип глубокой связи, привязанности и боли утраты. Его название происходит от древнегреческого "нитрон", означающего "сода" или "едкий натр".

   Связь с персонажем Сара
выражается в её судьбе, пропитанной «солью отношений» — бесплодие, ревность к Агарь и глубокая любовь к Аврааму. Это архетип удержания эмоций и контроля дистанции, что соответствует адаптации через сдерживание чувств и внутреннюю борьбу, тонко основанную на идее соединения и страдания.

   То есть буква "Вав", символизирующая связь и объединение, тесно перекликается с гомеопатическим типом Natrium muriaticum и судьбой Сары, показывая, как коммуникация, привязанность и эмоциональное страдание создают внутренний потенциал для роста и адаптации посредством контроля и сохранения внутреннего равновесия.

Архетип: связь, привязанность, отношения.
Адаптация: через удержание эмоций и контроль дистанции.
Клипот: слияние, лишающее свободы; привязанность как орудие.   
OPPL этого архетипа — зависимый невроз, невозможность эмоционально и энергетически отделиться от влияния другого, приводящая к внутреннему конфликту и слабости.


   Историческое соответствие: Авраам Линкольн.
   Меланхоличность, глубочайшие внутренние раны, умение соединять противоположности (Север–Юг), типичная натрумная эмоциональная диспозиция.

Авраам Линкольн отлично соответствует архетипу буквы "Вав", символизирующей «Соединение», коммуникацию и социальную адаптацию, и гомеопатическому препарату "Natrium muriaticum", отражающему "тихого страдальца" с глубокой внутренней привязанностью и борьбой - внутренний потенциал архетипа буквы "Вав" и данного гомеопатического типа, проявляя адаптацию через сдерживание чувств и умение соединять и гармонизировать противоречия.

   Конкретные примеры из его жизни:
 Глубокие внутренние раны и эмоциональная сдержанность. Линкольн пережил смерть матери в детстве, что сильно повлияло на его эмоциональное состояние. Его старшая сестра - кстати, её звали Сара - взяла на себя заботу о нём, создавая ту самую эмоциональную «соль отношений», отражающую адаптацию через сдерживание чувств и внутреннюю борьбу.

Способность объединять и вести за собой. Линкольн сумел соединить раздираемую войной страну — Север и Юг США, устанавливая новый порядок после гражданской войны, что отражает символ буквы "Вав", как моста и связующего звена между противоположностями.

Тонкий контроль дистанции и привязанность. Его отношения с женой Мэри Тодд описывались как сложные и напряжённые, но в них проявлялась глубокая привязанность и уважение, что сочетается с архетипом «контроля дистанции» и эмоциональной борьбы, характерных для "Natrium muriaticum".

Рост через эмоциональное страдание. Линкольн прошёл через многочисленные личные и национальные испытания, превозмогая внутренние конфликты и внешнюю боль, что способствовало его духовному росту и лидерству.





7. Буква "Зайн"

в Каббале символизирует «Рассечение» и «Анализ»: решительность, критическое мышление, способность разделять сигналы. Этот символ отражает импульсивность, резкость и быструю реакцию на раздражители. Адаптация при этом происходит через реактивность и ранние стресс-ответы.

Гомеопатический тип "Nux vomica"
(Рвотный орех) соответствует образу архетипа Эсава (Исава) — человека с быстрыми реакциями, вспышками гнева и агрессии. Внешность «красного, косматого» усиливает этот образ горячей и нетерпеливой личности, склонной к импульсивности и последовательности поспешных решений.

Этимология слова "нукс" — «орех», а "вомика" — «рвотный» или «вызывающий рвоту», отражает токсичность исходного вещества и быстроту действия. Символика буквы Зайн как инструмента рассечения отлично коррелирует с динамичностью и взрывной природой Нукс вомики.

Таким образом, связь между буквой "Зайн", гомеопатическим типом "Nux vomica" и образом Эсава отражает архетип реактивной, резкой силы, которая проявляется через импульсивность и стрессовые проявления, приводящие к быстрым, но необдуманным решениям и внутренним конфликтам. Это символ быстрого анализа с риском переутомления и потерей баланса, требующий умения контролировать себя и уравновешивать внутренний пыл.

Архетип: рассечение, анализ, решительность.
Адаптация: через реактивность, ранний стресс-ответ.
Клипот: разрушительный импульс, агрессия.
OPPL (психологическая программа) этого архетипа — невроз «взрывного контроля»: стремление удержать власть через агрессию и нетерпимость, с трудом принимая ситуацию и ограничения.

Историческое соответствие: Александр Македонский. Человек-меч. Быстрое решение, резкость, гениальная импульсивность.

Александр Македонский отлично соответствует архетипу буквы "Зайн", символизирующей «Рассечение» и «Анализ», а также гомеопатическому типу "Nux vomica", отражающему быстрые реакции, импульсивность и взрывной характер.

   Черты Александра:

    Импульсивность и резкость решений: Александр славился своим буйным нравом и неспособностью контролировать вспышки гнева. В бою он часто бросался в самую гущу событий с горячей решимостью, рискуя жизнью, что хорошо отражает импульсивную и реактивную природу архетипа "Зайн" и препарата "Nux vomica".

Решительность и скорость анализа. Его знаменитое быстрое решение о рассечении Гордиева узла — классический пример символики буквы "Зайн" как инструмента «рассечения» сложных ситуаций. Этот акт символизировал прорыв через сложные дилеммы с помощью резкого, но эффективного действия.

Влияние стресса и агрессии. Часто под влиянием стресса Александр проявлял склонность к жестокости и нетерпимости, пытаясь удержать власть через агрессию, что соотносится с архетипом клипота — разрушительным импульсом и неврозом «взрывного контроля».

Стратег и лидер с быстрым мышлением. Наряду с импульсивностью, Александр был великим стратегом, проявлял острый ум, быстро анализировал ситуацию и принимал поступательные решения, которые изменили ход истории, что полностью соответствует символике буквы "Зайн".

 


8.  Буква "Хэт"
Символизирует «Порог» и «Трансформацию», ключевой момент перехода через кризис и скачок состояния. Она отражает динамику перемен, открывающихся дверей и возможности изменения уровня сознания через преодоление внутренних или внешних препятствий.

    Связь с гомеопатическим препаратом "Mercurius"
  (ртуть) подтверждает эту идею: латинское название означает "быстрый", а в древнеримской мифологии Меркурий — бог торговли, скорости и красноречия, символизирующий изменчивость, хитрость и двусмысленность. Ртуть — метафора переходных состояний, текучести и способности менять форму.

    Архетип Лавана (соответствующее армянское имя Левон - библейский Лаван родом как раз из древней Армении), переводящегося на иврит как "белый", связывает его с символикой ртути — блестящей, текучей, приспосабливающейся и безразличной к среде, куда она течет, — что отражает беспринципность и изменчивость, присущие архетипу Хэт/Меркуриуса.

Таким образом, Лаван, буква "Хэт" и Mercurius образуют мощный символический комплекс, объединяющий идею порога трансформации через изменение, двусмысленность и кризисную адаптацию, что проявляется в напористости, хитрости, торговле и быстротечности жизни, создавая пространство для роста через непрерывное движение и перестройку.

Архетип: трансформация, токсичность, переходы.
Адаптация: через быстрый метаболизм и изменчивость.
Клипот: токсичная хитрость, незавершённые превращения.
OPPL этого архетипа — невроз перехода и расщепление ролей, внутренний конфликт между желанием трансформации и страхом перемен.

Историческая аналогия: Ибн Сина (Авиценна).
Блестящий ум, гибкость, подвижность, невероятно быстрая мысль — квинтэссенция Меркурия.

Абу Али ибн-Сина (Авиценна) отлично соответствует архетипу буквы "Хэт", символизирующей «Порог» и «Трансформацию», и гомеопатическому типу "Mercurius", связанной с изменчивостью, скоростью мышления и способностью адаптироваться через преодоление препятствий.

  Примеры из его жизни:

 Уже в юности Ибн-Сина демонстрировал феноменальные способности к обучению, быстро усваивал сложнейшие знания в области медицины, логики и философии. Его труды, в том числе «Канон врачебной науки», стали опорой для медицинской науки на века, что отражает скорость и изменчивость, присущие "Mercurius".

Преодоление кризисов и трансформация. В течение жизни он неоднократно переживал взлёты и падения — от высокой позиции визира до заключения в тюрьму, что требовало постоянной перестройки и адаптации, символизирующей переход через «порог» и внутренние кризисы.

Двусмысленность и хитрость. Ибн-Сина проявлял поистине восточную гибкость мышления и способность маневрировать в политических и научных кругах, что требует умения постоянно трансформироваться и адаптироваться, что характерно для архетипа "Хэт" и образа Меркурия.

Значительный вклад в медицину и философию: Его беспрецедентные научные достижения, создание новых методов и систематизация знаний отражают способность к изменению форм и расширению сознания через глубокую трансформацию.





9. Буква "Тэт"
Символизирует «Скрытое добро» и интроспекцию — внутреннюю переработку информации. Она является первой буквой слова "тов" (добро). Этот архетип связан с идеей внутреннего резервуара, скрытого добра и состояния «внутреннего выгорания», за которым следует обновление.

   Связь с гомеопатическим препаратом "Sepia" отражает эмоциональные состояния, которые сопровождают эти процессы. Слово «сепия» происходит от названия каракатицы, из чернильного мешка которой получают светло-коричневую краску, символизирующую тени, тьму и внутренние переживания. Sepia характеризует эмоциональную замкнутость, усталость от жизни, депрессию, а затем прорыв — эмоциональный катарсис.

   Персонаж Хана
 иллюстрирует этот архетип: годы внутренней пустоты, депрессии и слёз, сменяющиеся взрывной молитвой и катарсисом — типичным проявлением Sepia. Таким образом, внутренняя переработка и интроспекция Тэт через состояние Sepia ведут к очищению, пробуждению и переходу к новому уровню.

Это соединение показывает, как "Тэт" - символ скрытого добра и внутреннего обновления - соотносится с глубокими эмоциональными процессами Sepia и жизненной историей Ханы, подчеркивая важность дистанцирования и эмоциональной адаптации для духовного роста и восстановления.

Архетип: скрытое добро, внутренний резервуар.
Адаптация: через дистанцирование/выгорание.
OPPL этого архетипа — депрессивный экзистенциальный невроз, проявляющийся в эмоциональном холоде, внутренней пустоте и застое.

   Клипот: окаменение, пустой резервуар.
"Клипотный" гомеопатический тип "Sepia" - образы отвергателей пророков из ТаНаХа ("Ветхого Завета"): целостный архетип внутреннего замкнутого пространства, сопротивления развитию и эмоционального окаменения, требующий осознанной работы над открытием и обновлением внутреннего контейнера жизни.  Историческое соответствие: Клеопатра - негативный сценарий "Сепиального" типа в чистейшем виде: харизма - истощение - падение.

   Положительное историческое соответствие: Айзек Ньютон.
Тихий, скрытный, колоссальный внутренний потенциал, высочайшая внутренняя интеграция.

Исаак Ньютон полностью соответствует архетипу буквы "Тэт", символизирующей «Скрытое добро» и интроспекцию, а также гомеопатическому препарату "Sepia", отражающему эмоциональную замкнутость, внутреннее выгорание и последующее обновление.

         Доказательства, подтверждающие это соответствие.

    Внутренняя замкнутость и интроспекция. Ньютон был известен своей замкнутостью, отсутствием жены и детей, а также нежеланием поддерживать широкие социальные контакты. Он большую часть времени проводил в одиночестве, погружаясь в научные исследования, что отражает архетип внутреннего резервуара и скрытого добра.

Эмоциональная усталость и периоды выгорания. В зрелом возрасте Ньютон пережил нервный срыв, вызванный переутомлением, полной отдачей научной работе и внутренним стрессом. Эта глубина эмоциональных состояний хорошо коррелирует с гомеопатическим типом "Sepia" и архетипом "Тэт".

Духовное и научное обновление через внутренние испытания. Несмотря на внутреннюю пустоту и депрессивные состояния, Ньютон достиг прорывных открытий в физике, математике и астрономии, что свидетельствует о переходе через кризис и личной трансформации, заложенной в символике буквы "Тэт".

    Высочайшая внутренняя интеграция. Его способность к концентрации и глубокой мысли — квинтэссенция «скрытого добра», внутреннего потенциала, который позволяет преобразовывать внутренние ресурсы в великие достижения.

Жизнь и личность "Исаака Ньютона"; подтверждают архетип буквы "Тэт" и гомеопатический образ "Sepia", отражая путь интроспекции, внутреннего выгорания и последующего обновления - ведущего к величайшим научным открытиям.




10. Буква Йуд —
«Сейф-импульс»: микро-решения, тонкая настройка, точечные адаптации.

Она выражает происхождение и начало действия, корень развития и потенциала в материальном мире. Архетипически связана с тревогой, контролем и порядком, что приводит к адаптации через гиперконтроль и планирование.

Это - ЦАРЬ САУЛ: хроническая тревога, подозрительность, страх потери контроля, компульсивные действия.

 
С точки зрения этимологии и символизма "Arsenicum album": (белый мышьяк), слово "arsenicum" происходит от греческого "arsenikоn", связанного с персидским "zarnik" («жёлтый аурипигмент»), и греческим "arsenikоs", означающим "мужественный, воинственный". Это соединяет мышьяк с идеей давления, силы и борьбы.

Связь с царём Саулом проявляется в хронической тревоге, подозрительности, страхе потери контроля и компульсивных действиях, которые отражают архетип Йуда как импульса контроля и тревожного планирования. Саул в библейском контексте — первый царь, который нес успех и власть, но также испытывал глубокие внутренние страдания из-за страха потерять контроль, что порождало тревогу и душевные терзания.

   Таким образом, Йуд как символ микро-адаптации и контроля проявляется в личности Саула через архетип тревоги, осторожности и воинственности, что перекликается с энергетической символикой мышьяка — субстанции, объединяющей идеи мужественности, силы и ядовитой напряженности. Это показывает сложный баланс между необходимостью управлять и разрушительными последствиями гиперконтроля и страха потерять власть.


   Исторический персонаж - Наполеон Бонапарт - в точности соответствует архетипу буквы "Йуд", символизирующей «Сейф-импульс», микро-решения, тонкую настройку и контроль, а также гомеопатическому типу "Arsenicum album", связанному с тревожностью, гиперконтролем и внутренним напряжением.

   Примеры из жизни Наполеона:

    Хроническая тревожность и страх потери контроля. Наполеон отличался глубокой внутренней тревожностью, был крайне подозрителен и боялся потерять власть, что приводило к компульсивным действиям и гиперконтролю в управлении государством и армией.

Тонкое и детальное планирование. Его успехи на поле боя объяснялись тщательным анализом и продуманным планированием всех военных операций — яркая демонстрация микро-адаптаций и постоянной тонкой настройки ситуации.

Сложный характер — баланс силы и слабостей: Наполеон был одновременно и жестоким лидером, и человеком с детскими страхами и комплексами, что отражает клипотический аспект архетипа — паранойю порядка и внутренние душевные мучения.

Говорят, он был медленно отравлен (не факт, что намеренно) именно мышьяком на острове Св. Елены, потеряв власть и всё что имел... Рассмотрим данную версию.

  За 4 года этой ссылки у бывшего императора возникли серьезные проблемы со здоровьем. Он стал понемногу полнеть, появилась слабость, тяжесть в желудке, одышка. Вскоре начались головные боли, которые по прошествии небольшого времени уже не отпускали и сопровождали Наполеона до самой смерти.
   К концу 1819 года состояние императора было уже очень серьезным — цвет лица стал серым, взор потух, пропал интерес к жизни. Его часто мучил понос, боли в животе, беспричинная жажда, опухали ноги. После еды возникали приступы рвоты, а иногда он даже терял сознание. Это яркая симптоматика мышьякового отравления. Позже исследования современных учёных это доказали. Возможно причиной стали лекарства, возможно - зелёные обои его тюрьмы-особняка (и те и другие в то время часто содержали большие дозы мышьяка).
    Однако автор данной статьи считает, что основная причина здесь - генетика. Отец Наполеона, Карло Буонапарте, умер в возрасте 38 лет от рака желудка. А какова симптоматика арсеникального типа?  Пептическая язва, гастрит с сильным жжением и - злокачественное новообразование в желудке. Отсюда и "приступы рвоты, понос, боли в животе, беспричинная жажда" императора, почившего в 51 год... Он был уверен, что умирает от той же болезни, что и его отец.

Естественный ход перестройки гормональной системы типа Арсеникум (если не лечить гомеопатией) может с возрастом приводить к развитию болезни Паркинсона, так как он негативно влияет на митохондриальные комплексы и вызывает воспалительный стресс в нигростриарных нейронах.
 
Царь Саул, как сказано в Библии, страдал от психических проблем, таких как меланхолия и приступы гнева, которые могли быть вызваны стрессом, страхом и паранойей. Давид успокаивал Саула игрой на арфе, но царь также проявлял агрессию и преследовал Давида из-за страха, что тот захватит его престол...
  Так что неизвестно, что предпочтительнее для Арсеника, не знакомого с гомеопатией - помереть от язвы (или рака) желудка или просто свихнуться.

Архетип: микро-контроль, тревожность, порядок.
Адаптация: через гиперконтроль и планирование.

Клипот: мини-тиран, паранойя порядка.
OPPL: обсессивно-контролирующий невроз.





11. Буква Каф —
«Энергетическое давление - Власть»: программа «прорыва силой». "Каф" буквально означает "ладонь" — орган, через который проявляется сила и возможность управлять. Отсюда русское "в-ладеть", "в-ласть" ("в ладони").

Это - ЦАРЬ ДАВИД, классическое Золото: величие, падение, очищение, мудрость.

"КАФ" ассоциируется с проявлением потенциала, актуализацией скрытой энергии, силой воздействия и ответственностью. Это символ могущества, несгибаемости в достижении цели, а также высшей морали и долга, что хорошо согласуется с архетипом давления и ответственности, который сопровождается перфекционизмом и депрессией от чувства долга.

Связь с "Aurum metallicum" — «золото металлическое» — ярко отражает идею великого испытания и очищения через падение и возвышение, как у царя Давида. Этимологически слово "аурум" переводится с латыни как "желтый", а на иврите в поэтическом смысле оно связано с "ор" — «свет» или «сияющий рассвет», что подчеркивает трансформацию от мрака к свету, от падения к мудрости.

Давид — классический образ золотого царя, чьи депрессивные псалмы выражают глубокую внутреннюю боль и «золотую меланхолию» — состояние, соединяющее величие и страдание.

Итак, буква "КАФ", символизм золота и образ Давида объединяют тему власти, внутреннего давления и ответственности с путем трансформации страдания через очищение в мудрость и свет. Это отражает динамику прорыва силой, переживания долга и поиска высшего смысла, что проявляется как внутренний конфликт и вызов, ведущий к духовному росту и созиданию.

Архетип: давление власти, ответственность.
Адаптация: через перфекционизм/депрессию от долга.

Клипот: давление, эксплуатация.
OPPL: «невроз ответственности», жесткая самодисциплина.

 Историческое соответствие - Юлий Цезарь: литератор, стратег, харизматик с глубинной неуверенностью, скрываемой грандиозностью.

Юлий Цезарь - воплощение архетипа буквы "Каф", символизирующей «Энергетическое давление - Власть», и гомеопатического типа "Aurum metallicum", отражающему величие, ответственность и внутреннюю борьбу.

  Что подтверждает это соответствие?

    Величие и власть. Цезарь был великим полководцем и стратегом, захватившим значительную часть Европы, включая завоевание Галлии. Его имя связано с установлением единоличной власти, что демонстрирует архетип «прорыва силой» и контроля через «ладонь» как силу владения.
   Стратегическое мышление. Он прославился грамотным планированием операций, тактическими адаптациями и стратегическим контролем ситуации, что соответствует символу буквы "Каф".
   Ответственность и перфекционизм. Цезарь испытывал внутреннюю тяжесть от чувства долга и ответственности за империю, что нередко вызывало депрессивные состояния, характерные для "Aurum metallicum". Его раздражительность и внутренний конфликт похожи на «золотую меланхолию», присущую царю Давиду — архетипу буквы "Каф".

   Падение и очищение: Несмотря на величие, Цезарь был убит из-за страха утраты власти и внутреннего напряжения в римском обществе, что символизирует сложность и цену власти, заложенную в архетипе "Каф".

  Вопрос: а где тут "очищение"?
После смерти Цезаря - какова была реакция римского народа? Сначала многие были шокированы, но затем разгневаны убийством. Это привело к гражданским войнам.
    Убийц изначально воспринимали как спасителей республики, но в итоге их преследовала народная ненависть, что привело к их падению - например, Брут проиграл битву с Октавианом и Антонием.
    Октавиан Август, приняв имя Август Цезарь, стал первым римским императором, положив конец гражданским войнам и положив начало Римской империи. Хотя это и не было «реабилитацией» в прямом смысле слова, но - он возвысил Цезаря в глазах народа.



12. Буква Ламед —
«Направленность»: векторное управление поведением, стремление к обучению и познанию.
Архетип: направление духа, вертикаль.
Адаптация: через стойкость, несгибаемость и упорство.
   Silicea: внутренний стержень, чистота, сила характера.  Силицея — это латинское название вещества, содержащего кремний, произошедшее от "silex" (кремень). Тихая, выдержанная, но несгибаемая.

Рассмотрим подробно.
 Форма Ламед напоминает пастушью палку — символ руководства и наставничества. Ламед стоит за ростом, стойкостью и несгибаемостью духа, что хорошо коррелирует с образом кристалла кремния и гомеопатическим типом "Silicea", означающим внутренний стержень, силу характера и чистоту.

Связь с персонажем "Эстер" проявляется через её внешнюю мягкость и внутреннюю силу — как у Ламеда, который истинно направляет и возносит, оставаясь при этом частично скрытым. Эстер — царица, которая проявляет упорство и мудрость, сохраняя стойкость в сложных ситуациях, что гармонично укладывается в архетип "Silicea".
   Когда хотят обозначить такие качества в ком-то, говорят: "Кремень, а не человек!"

Ламед символизирует процесс подъема, обучения и твердого следования своему пути, что отражает и внутренний стержень Эстер — мягкую наружность и несгибаемую стойкость. Это рассказ о духовном направлении и вертикальной силе, ведущей к истинной мудрости и балансу.
   Таким образом, Ламед и Эстер вместе образуют архетип несгибаемой направленности, внутренней дисциплины и силы, замаскированной под внешнюю мягкость и выдержку, что служит ключом к адаптации через стойкость и упорство.

Архетип: направление духа, вертикаль.

Клипот: догматизм, гиперобучение, паника от "тревоги скорости".
OPPL: ритуальный, перфекционистский невроз, тревога будущего.

   Исторический персонаж: Френсис Бэкон.
«Жало», кристалл кремня европейской науки, ускоритель мышления — но с постоянным скачком тревоги.

Он отлично соответствует архетипу буквы "Ламед", символизирующей «Направленность» и внутреннюю стойкость, а также гомеопатическому типу "Silicea", который отражает внутренний стержень, силу характера и чистоту.

Это подтверждает вся жизнь Бэкона:

    Наставничество и руководство в науке. Бэкон был одним из основоположников научного метода, создателем индуктивного подхода и экспериментальной философии. Его труды, такие как «Новый Органон» и «Новая Атлантида», продвинули человечество к новому уровню познания, что соответствует символу пастушьей палки — направленности и руководству духа.

Стойкость и несгибаемость духа. Несмотря на сложности в политической карьере и периодические неудачи, Бэкон проявлял упорство и внутреннюю силу, которые помогали ему продолжать работу и внедрять свои идеи. Он стал Лордом-хранителем Большой печати Англии, демонстрируя свое влияние и власть через стойкость.

Внутренний стержень и чистота мышления. Его подход к науке базировался на стремлении к объективности, рациональной строгости и методологической чистоте. "Silicea" — это как раз символ внутреннего стержня и строгой дисциплины, которые проявлялись в его научном методе.

Перфекционизм и тревога будущего. В характере Бэкона также проявлялся страх ошибок и необходимость контролировать процесс познания, что коррелирует с клипотическим аспектом архетипа — ритуальным перфекционизмом и неврозом ответственности.

Всё это отражает архетип буквы "Ламед" и гомеопатический тип "Silicea", проявляя внутреннюю направленность, стойкость, научную дисциплину и стремление к совершенству.



13. Буква Мэм —
«Погружение - Информация-как-океан»: адаптация через впитывание больших массивов инфо-энергии.
   Medorrhinum. Название гомеопатического препарата Medorrhinum происходит от латинского слова, связанного с заболеванием гонореей (лат. "medorrhoea" — гнойные выделения при гонорее). Препарат Medorrhinum изготавливается из выделений больного гонореей, поэтому его название отражает источник материала для приготовления.
   Подходящее слово для описания – дезинтеграция. Что это значит? Отсутствие единства жизненных целей и действий.
Архетип: глубинное погружение, сексуально-инстинктивные энергии.
Адаптация: через избыток/извержение энергии. "Всё - наружу!"

Персонаж: САМСОН - живёт вспышками, экстремумами. Инстинкт, мощь, сексуальность.
    «Живи быстро, умри молодым» — тип Медорринум.

Соотносится с библейским Самсоном по нескольким аспектам:

а) Поглощение силы и информации:
Самсон источает архетип силы, которая приобреталась через длительное периодическое накопление (долголетние отношения с Б-гом и духом силы, был "назиром"). Как и Мэм, он символизирует процесс накопления большой энергии и информации, но — в физической и духовной форме.

б) Уязвимость при зависимости от внешних источников:
    Самсон черпает свою силу из волос — естественного источника, внешне выраженного, подобно тому, как Мэм «погружается» во внешнюю океаническую информационную энергию. В обоих случаях сила приходит через поглощение, но при нарушении этой связи происходит потеря мощи (у Самсона — обрезание волос, у Мэма — нарушение доступа к информационной среде).
  Добавим: "волосы" на иврите - "сэара" ("бушующие") и в Каббале символизируют желания. Соответственно, их количество и густота имеют значение.

в) Преобразование через кризис:
    Как у Самсона, так и в концепции Мэм, адаптация через большое погружение в информацию сопряжена с трансформацией. Самсон проходит через испытания, трансформируется и достигает высшего проявления своей силы в финальном акте. Аналогично, Мэм предполагает глубокий процесс внутренней перестройки и роста, когда из океана информации рождается новая адаптация.

г) Архетипы силы и знания:
    Самсон символизирует физическую и духовную силу, а Мэм — информационную и энергетическую. В совокупности они отражают интегральный путь — интеграцию мощи (силы) с глубиной знаний (информацией), которая необходима для успешной адаптации и повышения уровня сознания.

OPPL: зависимые и аддиктивные паттерны.

Клипот: утопление в удовольствиях или информации. Депрессивная вязкость, застревание в прошлом. Травматический невроз.


   Исторический персонаж: Серен Кьеркегор. Меланхолия, глубина, погружённость в свою внутреннюю воду.
Он прекрасно соответствует архетипу буквы "Мэм", символизирующей «Погружение - Информация-как-океан», и гомеопатическому типу "Medorrhinum", ассоциирующемуся с избытком энергии, дезинтеграцией и глубоким внутренним кризисом.
Примеры из жизни Кьеркегора, подтверждающие это:

    Глубокая меланхолия и внутреннее погружение. Кьеркегор был известен своей меланхолией и склонностью к глубоким размышлениям, что хорошо сочетается с архетипом внутреннего погружения и интроспекции.
   Разрыв помолвки и эмоциональные кризисы. Его разрыв с Региной Ольсен — пример внутреннего конфликта и стрессовой адаптации, когда любовь и долг расходятся. Это отразило дезинтеграцию жизненных целей и эмоциональную интенсивность, характерные для "Medorrhinum".

Погружение в философию и интеллектуальную деятельность: После разрыва помолвки Кьеркегор углубился в философскую работу, которая стала для него способом адаптации и преобразования внутреннего кризиса. Его философия обращена к внутреннему поиску и трансформации сознания.

    Жизнь вспышками и экстремумами: Кьеркегор вел интенсивную внутреннюю жизнь, полную эмоциональных и интеллектуальных взлетов и падений, что хорошо соответствует архетипу Самсона, живущего «вспышками» и экстремумами.

Такова личность и жизненный путь Сёрена Кьеркегора - отражение архетипа буквы "Мэм" и гомеопатического тип "Medorrhinum", демонстрация глубокого внутреннего погружения, эмоциональной нестабильности и трансформации через кризис.




14.   Буква "Нун" -
«Поток» и «Изменчивость», символизируя адаптацию через гибкость и движение. Она ассоциируется с потоком жизни и процессом постоянного изменения, что выражается в скоротечности и необходимости непрерывной трансформации. На арамейском языке "нун" означает «рыба», символизируя циклы жизни, смерть и возрождение.

   Гомеопатический препарат "Tuberculinum"
воплощает архетип бесконечного потока, стремления к свободе и постоянных перемещений. Он связан с тревожной подвижностью, поиском новых горизонтов и кочевничеством.

   Библейский персонаж Авраам
идеально выражает этот архетип — его жизнь полна странствий, переходов и испытаний, отражающих душу кочевника. Он символизирует путь постоянного поиска и адаптации, который не позволяет задерживаться на одном месте долго.

Мы видим, что буква "Нун", гомеопатический тип "Tuberculinum" и образ Авраама образуют единую символическую структуру, раскрывающую темы движения, изменения и свободы. Это архетип, который учит принимать перемены, оставаться гибким и адаптироваться к жизни через непрерывный поток новых опытов и переживаний.



    Примером персонажа мировой истории, идеально соответствующего архетипу, выраженному образом Авраама, можно назвать Марко Поло. Как и Авраам, он был странником, исследователем и посланником между культурами — символом непрерывного движения и перехода.

Этот венецианский купец и путешественник XIII века, который провёл около четверти века, путешествуя из Венеции через Малую Азию, Персию, Монголию до Китая, что отражает архетип постоянного потока и изменения, символизируемый буквой "Нун". Его основные черты:

Адаптация к новым культурам и условиям. Во время пребывания при дворе хана Хубилая Поло проявил гибкость, усвоил языки и традиции, стал доверенным посланником, демонстрируя способность адаптироваться и управлять ситуацией в различных культурных контекстах, что соотносится с типом "Tuberculinum".

Стремление к свободе и новым горизонтам. Его жизнь была наполнена движением и поиском, никогда не оставался на одном месте долго, что символизирует тревожную подвижность и внутренний невроз постоянного поиска, присущий гомеопатическому типу "Tuberculinum".

Образ кочевника и исследователя. Марко символизирует модель адаптации к жизни через движение, что является ключевым аспектом архетипа "Нун" — постоянное принятие перемен и гибкость.

Мы можем видеть, что жизнь и деятельность Марко Поло; являются ярким воплощением архетипа буквы "Нун" и гомеопатического типа "Tuberculinum".

Адаптация: через тревожную подвижность, стремление к свободе.
Клипот: блуждание без цели.
OPPL: невроз внутреннего бунта.







15.Буква "Самех".

Символизирует «Ограничение» и «Контур», выражая идею самоконтроля и поддержки. Она образует замкнутый круг — контур, который удерживает энергию, устанавливает границы и не даёт выходить за пределы реальности. Эта буква является символом поддержки и защиты, создавая порог, через который нельзя пройти без внутренней опоры.

   Гомеопатический препарат "Thuja"
отражает свойства "Самех" через архетип масок, ложной идентичности и сохранения секрета. Thuja связана с фиксацией образа, защитой личного пространства через маскировку и скрытность.

   Библейский персонаж Аман
воплощает этот архетип таинственности, двойственности и нарциссического сценария. Он проявляет себя как фигура, скрывающая свои истинные намерения, манипулирующая и используя маски для достижения личной выгоды.

   В итоге, буква "Самех", гомеопатический тип "Thuja" и образ Амана" образуют комплекс символов, связанных с ограничениями, барьерами, внутренним контролем и двойственной природой личности. Этот архетип указывает на адаптацию через использование масок и секретов как способа сохранять силу и управлять своим окружением.

    В мировой истории персонажем, соответствующим архетипу буквы "Самех", гомеопатического типа "Thuja" и образу Амана, является Ричард III — король Англии, известный своей исторической ролью, окутанной интригами, маскировками и двойственной личностью.

Ричард III проявил себя как политик и государственный деятель, который скрывал свои настоящие намерения за маской заботы о короне и законности. Его правление было наполнено манипуляциями, интригами и борьбой за власть, а приблизительный характер его личности и действий многие историки описывают как двойственный и нарциссический. Он использовал политический и личный имидж для удержания контроля и установления собственной власти, что символизирует архетип ограничения, маски и двойственности.

Этот образ соответствует архетипу, где поддержка и ограничение проявляются через маски, секреты и внутренний контроль — подобно роли Амана в библейской традиции.

Именно Ричард III представляет собой исторический пример архетипа "Самех", раскрывая темы ограничения, контуров, маскировки и двойственной натуры личности, а также адаптации через использование масок и секретности как способа удержания силы в условиях борьбы за власть.

Архетип: ограничение, контур, фиксация образа.
Клипот: тотальная броня.
OPPL: невроз маскирования.





16. Буква "Айн"
символизирует «Глаз» — глубинное восприятие и интуицию, способность видеть скрытые уровни реальности. Она связана с божественным провидением, «Глазами Бога», которые наблюдают и контролируют все в мире. Глубина этого восприятия отражает способность проникать в суть явлений и видеть процессы, разворачивающиеся внутри событий. "Айн" также ассоциируется с энергией, активирующей поток речи, интенсивного прорыва и глубинного видения.

   Гомеопатический препарат "Lachesis"
   - ядовитая южноамериканская змея, известная также под названиями бушмейстер и сурукуку, названа в честь богини судьбы Лахесис из греческой мифологии, и является одним из самых крупных представителей гадюковых змей -
   отражает этот архетип через интенсивность, поток речи и прорыв. Его энергия резкая, активирующая, связана с экспрессивностью и способностью к прорывной коммуникации.

   Библейский герой Дебора
— прорицательница и воительница, представительница женской силы и мудрости — воплощает этот архетип. Она выражает энергию резкой речи и пророчества, несет глубокое видение и активную трансформацию через слово.

Буква "Айн", гомеопатический тип "Lachesis" и образ Деборы объединяются в символическую структуру глубинного восприятия, интуитивного понимания и экспрессивной силы слова. Это архетип, который учит использовать внутреннее видение и интенсивность для прорыва и изменения, проходя через эмоциональную и энергетическую активность, ведущую к трансформации и освобождению.

Архетип: глубинное видение, интенсивность.
Адаптация: через экспрессивность, ревность, прорыв речи.
Клипот: ревность, прокалывающий взгляд.
OPPL: невроз языка, расщепление коммуникации.

   Примером реальной исторической персоны, соответствующей архетипу буквы "Айн", символизирующему «Глаз» с глубинным восприятием и интуицией, может служить Уинстон Черчилль.
   Он проявил выдающуюся способность к интуитивному пониманию сложных политических процессов, видению скрытых тенденций, а также эффективной коммуникации и прорыву в критических ситуациях. Известны случаи, когда его «шестое чувство» помогало принимать своевременные решения, спасавшие жизни и направлявшие ход Второй мировой войны. Как лидер-стратег, Черчилль сочетал глубокое видение будущего с экспрессивной силой речи, мотивируя и мобилизуя нацию.
Именно Черчилль является историческим аналогом архетипа буквы "Айн", объединяя качества пророческого видения, интуиции и интенсивной протекционной речи, ведущей к трансформации и освобождению.

  А почему не Сталин - ведь это Сталин победил нацистскую Германию?

Потому что Иосиф Сталин" не совсем полностью соответствует архетипу буквы "Айн", который символизирует глубокое восприятие, интуицию и способность к прорывной, экспрессивной трансформации через речь.

   Хотя Сталин обладал стратегическим мышлением и сильной волей, его стиль руководства больше ассоциируется с жесткой системой контроля, манипуляциями и подавлением, нежели с открытым глубоким видением и интуитивной прозрачностью. Его коммуникация и лидерство часто сопровождались страхом, секретностью и скрытностью, что ближе к архетипам масок и ограничениям, чем к архетипу интуитивного «Глаза» и прорывающей речи.
   Поэтому Сталин более соответствует другому архетипу с масками и контролем (буква «Самех»), но не архетипу буквы "Айн" с её символикой ясного видения и прорыва через интенсивность речи.
  Доказательством служит факт смерти "вождя народов" именно в Пурим - "праздник масок", который празднуется в день повешения Амана...



17.Буква "Пэй"
символизирует «Выражение» и «Вывод наружу», связанную с речевыми и поведенческими реакциями. Её название означает «рот» на иврите, а графический образ напоминает раскрытый рот, через который происходит передача мысли и энергии.
"Пэй" олицетворяет силу слова, проявление мнения и огонь справедливости.

    Гомеопатический препарат "Causticum"
(каустик) отражает архетип выражения через жгучесть и едкость — образ острого ума и способности к эмоциональным вспышкам и идеализму. Это «огонь справедливости», требующий проявления правды и борьбы за справедливость.

   Библейский персонаж Йирмияху (Иеремия)
— пророк, который живёт через глубокую эмоциональную боль, плачет за народ и "глаголет" огнем праведного гнева. Его роль — мученик справедливости, который "жжёт сердца людей" словом и вдохновляет на перемены: через страдание - к истине.

Отсюда: буква "Пэй", гомеопатический тип "Causticum" и образ Иеремии" объединяются в символическую структуру выражения внутреннего огня, справедливости и силы слова. Это архетип, который учит использовать эмоциональную интенсивность и идеализм для трансформации и освобождения, проходя через испытания и эмоциональные вспышки ради высших целей.

Архетип: выражение, огонь справедливости.
Адаптация: через идеализм и эмоциональные вспышки.
Клипот: ядовитое слово, юридическое зло.
OPPL: экзистенциальный конфликт справедливости.

Исторической персоной, соответствующей архетипу буквы "Пэй", символизирующему «Выражение» и «Огонь справедливости», можно считать Мартина Лютера Кинга-младшего".
  Он был выдающимся оратором и лидером движения за гражданские права в США, использовавшим силу слова и эмоциональную интенсивность для борьбы за социальную справедливость и равенство. Его речи, наполненные страстью и идеализмом, вдохновляли миллионы на перемены, что отражает гомеопатический тип "Causticum"
с его жгучестью и стремлением к правде.

Лютер Кинг оказался фигурой, через которую проходит архетип «огня справедливости», выражаемого через сильные эмоциональные вспышки и идеализм ради высших целей. Его жизнь и деятельность — пример использования внутреннего пыла и мощной информации для трансформации общества.

Это - живое историческое воплощение архетипа буквы "Пэй", объединяя в себе силу слова, призыв к справедливости и эмоциональную интенсивность, ведущую к освобождению и переменам.




18. Буква "Цади"
символизирует «Сжатие» и «Удар», выражая стрессовость, точечное действие и крайность. Произношение и значение буквы связаны с охотой — она символизирует инструмент, с помощью которого вылавливаются божественные искры из мира тьмы для возврата к источнику. "Цади" связана с понятием праведника ("цадик"), который действует скрыто, направляя и исправляя мир, обладая мощной скрытой силой.

   Гомеопатический препарат Nitricum acidum
соответствует этому архетипу через резкость, крайнюю точность и жесткие решения. Этот тип проявляет гнев и резкость как способ адаптации, вырабатывая фиксированные идеи и твердые убеждения.

   Библейский герой пророк Илия (Элияу)
является воплощением буквы и препарата: он выступает с резкими и мощными действиями против идолопоклонства и жрецов Баала, осуществляя суд и уничтожение нечестия. Эпизод на горе Кармэль, где Илия вызывает огонь с неба для доказательства истинности Б-га, проявляет силу и крайность, без компромиссов.

Итак, буква "Цади", гомеопатический тип "Nitricum acidum" и образ Илии" объединяются в архетип точечного, мощного действия через гнев и решительность. Это символ адаптации, когда через резкость и крайность происходит очищение, справедливость и восстановление порядка в мире.

Архетип: удар, сжатие, крайность.
Адаптация: через гнев, резкость, фиксированную идею.
Клипот: жестокость, месть.
OPPL: невроз мстительности.

историческим примером архетипа буквы "Цади", воплощающего точечное мощное действие, сжатие и крайность, является Аттила;, вождь гуннов - известный как грозный полководец, который демонстрировал жесткую и безжалостную стратегию завоеваний. Его действия отличались прямотой, резкостью и силы, что идеально вписывается в образ архетипа, связанного с резкими, решительными ударами и крайней точностью решения.

Он проявлял резкость и жестокость, что можно связать с гомеопатическим типом "Nitricum acidum", выражающим гнев и крепкие убеждения, а также с архетипом невроза мстительности. Аттила — пример в истории, когда через сильное, крайнее действие достигается восстановление баланса и справедливости по собственным законам.



19. Буква "Куф"
символизирует «Разделение миров», включение и отключение уровней сознания. Она представляет собой границу между светом и тьмой, верхним и нижним мирами, между святостью и клипот (негативными силами). "Куф" несет архетип дистанцирования, разделения и холодной власти, призывая к управлению через удаление и отстраненность.

   Гомеопатический препарат "Platina" -
отражает этот архетип своим чувством превосходства, холодом и стратегией «разделяй и властвуй». Платина наделяет личность высоким самомнением и силой контроля через дистанцию и эмоциональное отделение.

   Библейский персонаж - Иезавель
 «Королева-хищница», символ холодной, жесткой власти, манипуляции и безжалостности. В Торе она проявляет свою власть через преследования и уничтожение пророков (например, попытка уничтожить пророка Илию), проявляя холодное превосходство и стратегическую жестокость.

Буква "Куф", гомеопатический тип Platina и образ Иезавели создают символическую структуру, в которой адаптация происходит через холодное разделение, контроль и отстраненность. Этот архетип показывает, как власть и управление могут базироваться на ощущении превосходства и умении создавать дистанцию для укрепления своей позиции и влияния.

Архетип: разделение миров, чувство превосходства.
Адаптация: через удаление/отстранённость.
Клипот: высокомерие, отчуждение.
OPPL: невроз исключительности.

Исторической персоной, воплощающей архетип буквы "Куф", символизирующей «Разделение миров», дистанцирование и холодную власть, является, например, Пётр I — русский царь и реформатор.

Пётр Великий проявлял себя как лидер, кардинально разделяющий старый и новый миры, устанавливая чёткие границы между традициями и инновациями. Его политика и реформы часто сопровождались жёстким контролем, дискретным отстраниванием старых устоев и созданием нового порядка, что выражает архетип дистанцирования и управления через удаление и холодный контроль.

Гомеопатический тип "Platina", связанный с чувством превосходства и стратегией «разделяй и властвуй», хорошо отражает позицию Петра как человека, управлявшего с позиции власти, эмоционального отстранения и высокого самомнения ради осуществления своих целей.




20. Буква "Рэйш"
означает «Парадокс» и «Поворот», символизируя внутреннюю драму и переключение перспективы. Она связана с эмоциональными скачками, противоречиями и изменениями в восприятии. Значение буквы напрямую связано с понятием головы или начала, что представляет новые этапы, перемены и вызовы.

   Гомеопатический препарат "Ignatia"
отражает этот архетип через состояние «парадоксальной печали» — эмоциональные контрасты, внутренний конфликт и адаптацию через переживание противоречий и жертвенности.

Библейский персонаж - Рахель:
 Жена Иакова полностью воплощает эти качества: её жизнь наполнена сильными переживаниями любви и страдания, а также внутренним конфликтом в семье (ревность к Лии, борьба за любовь). Это проявляется в её жертвенности и эмоциональных скачках.

В Торе Рахель — пример женщины, чей внутренний парадокс и эмоциональная сила ведут к продолжению рода через её сыновей Иосифа и Вениамина, несмотря на страдания и испытания.

Буква "Рэйш", гомеопатический тип "Ignatia" и образ "Рахели" объединяются в символический комплекс, раскрывающий адаптацию через внутренние противоречия, эмоциональную глубину и способность к жертвенности как путь к духовному росту и творчеству.

Архетип: парадокс, переключение, внутренняя драма.
Адаптация: через эмоциональные скачки и противоречие.
Клипот: театральная драматизация, эмоциональная ложь.
OPPL: истерический экзистенциальный невроз.

Подходящим примером исторической личности, соответствующей архетипу буквы "Рэйш", является Фридрих Ницше. Он был философом, чьи взгляды и жизнь полны внутренних парадоксов, противоречий и эмоциональных колебаний. Его философия часто исследовала темы драмы, борьбы сверхчеловека и трансформации через страдание, что отражает архетип внутренней драмы и переключения перспектив.

Он переживал сильные эмоциональные и интеллектуальные скачки, что проявлялось в его творчестве и мировоззрении, включающем элементы жертвенности и парадоксального мышления. Этот внутренний конфликт и способность к глубокому видению через эмоциональную нестабильность хорошо соотносятся с гомеопатическим типом "Ignatia" и символикой буквы "Рэйш", демонстрируя адаптацию через внутренние противоречия и эмоциональную глубину на пути к духовному и интеллектуальному росту.
 



   21.Шин — «Огонь-тройственность»: только буква, которая кодирует три "линии", три режима адаптации: левый, правый и средний огонь.
 (Как тут не вспомнить "Три источника, три составные части мраксизма..."

В каббалистическом «Древе жизни» (Древе сфирот, сфер) левая и правая линии
представляют собой два противоположных столпа: Левый столп символизирует строгость, суд и законы вселенной, а Правый столп — милосердие, мудрость и сострадание. Между ними находится Срединный столп, который олицетворяет равновесие и баланс между этими двумя силами, являясь одновременно путем к духовному единению.

Архетип: тройственный огонь, экстремальная реактивность через тьма - страх - ярость - зависимость от света/тепла.
  Stramonium —  архетип тёмного неуправляемого импульса.
Персонаж: КАИН: первый убийца — свершивший действие из страха и тени.

    Почему так? Какая же связь буквы Шин и Каина, казалось бы?

Внимательно: "Шин" — это тройственный огонь, выражающийся в трех аспектах: тьма (скрытая сторона), страх (реакция на тьму) и ярость (выход энергии и действия), что в каббалистическом и мифологическом понимании представляет экстремальную реактивность.

    Каин, как первый убийца, действует под влиянием этих сил, совершая поступок из страха и тени — это архетип неуправляемого, «тёмного» импульса, который разрывает гармонию и баланс.  Это — пример того, что происходит при дисбалансе между Левым (суд, страх) и Правым (милосердие) столпами, когда Срединный столп баланса не удерживает эти энергии в гармонии.

    В гомеопатии тип Stramonium (Дурман) отображает именно такую суть — неуправляемый страх, резкая эмоциональная реактивность, крайняя зависимость от внешнего света (тепла, безопасности). Такую реакцию показывает человек под действием Датура иноксиа или Датура сатива - Дурмана вонючего или Дурмана священного (Дурмана предсказателей).

       Путь к исцелению и управлению таким импульсом — это развитие Срединного столпа, обретение внутреннего равновесия и мудрости, что позволяет перейти от разрушительной ярости к созидателю света. Как мы знаем, Каин впоследствии строил (созидал, отсюда - "зодчий") первые города - и тяжко раскаивался...

Клипот: фанатизм, огненный психоз.
OPPL: экстремистский невроз.

Примером исторической личности, соответствующей архетипу буквы "Шин", символизирующей «Огонь-тройственность» с тремя аспектами адаптации и внутренними противоречиями, может быть Гёте — великий немецкий поэт и философ.

Иоганн Вольфганг фон Гёте широко известен своей способностью сочетать противоположности — разум и чувства, свет и тьму, строгость и милосердие в своём творчестве и мировоззрении. Его произведения, такие как «Фауст», отражают глубокую внутреннюю драму - которую он держал под контролем - парадоксы и борьбу между тьмой и светом, что созвучно символизму тройственности и экстремальной реактивности буквы "Шин".
   Гёте демонстрировал мастерство в управлении внутренними конфликтами и переходе от разрушения к творчеству — это хорошо сочетается с гомеопатическим типом "Stramonium", отражающим неуправляемый страх и трансформацию через внутренние тени. Он проявлял тройственный огонь, внутреннюю борьбу и путь к духовному балансу - архетип "Шин".





22. Буква "Тав"
символизирует «Завершение цикла» и «Архивацию» — закрытие процессов и создание нового цикла. Она последняя в алфавите, что символизирует подлинность, конец и начало одновременно. В иудейской традиции "Тав" ассоциируется с печатью, знаком отличия и переходом к новому этапу. Её символ — крест, представляющий соединение четырех стихий и начало духовного пути.

   Гомеопатический препарат "Psorinum"
отражает архетип глубинного дефицита и нищеты, ведущего к обновлению души. Это энергия внутренней пустоты, которая стимулирует трансформацию и возрождение.

   Библейский герой - "Иов"
— воплощение этого архетипа. В книге Иова он испытывает крайнюю нищету и страдания, теряя всё, но сохраняет надежду и веру. Его история демонстрирует путь через испытания, поражения и боль к душевному обновлению и пониманию.

В истории из Торы, например, Иов проходит через утрату детей и имущества, но в итоге получает восстановление и удвоение своих благословений (Иов 42:10).

Так буква "Тав", гомеопатический образ "Psorinum" и фигура Иова объединяют архетип завершения и начала, который пронизывает опыт глубокого упадка и последующего духовного возрождения. Этот путь — адаптация через принятие дефицита и преобразование внутренней пустоты в источник новой жизни и роста.

Архетип: завершение и обнуление цикла.
Адаптация: через хронический дефицит, экзистенциальное чувство покинутости.
Клипот: отчаяние, распад цикла.
OPPL: апокалиптический невроз, истощение.

Николай II, последний император Российской империи, может служить примером исторической личности, соответствует архетипу буквы "Тав", символизирующей «Завершение цикла» и «Архивацию».

В жизни Николая II ярко прослеживается завершение целой эры — уход царской России, наследие которой было тщательно собрано и сохранено в архивах. Этот опыт включает как боль утраты власти и Империи, так и внутреннее духовное обновление через принятие страданий и испытаний. Его окружение занималось архивированием его жизни, включая личные документы, переписку и фотографии, что ещё раз подчёркивает архетип архивации и перехода к новому циклу.

Гомеопатический тип "Psorinum", отражающий состояние внутренней пустоты, дефицита и последующего возрождения души, отлично коррелирует с образом Николая II как человека, прошедшего через экстремальные испытания и завершение жизненного и исторического этапа.

 Николай II является ярким историческим примером архетипа буквы "Тав", воплощающего переход, завершение и возрождение через глубокие испытания и духовное преображение: он был включён в число "святых великомучеников-страстотерпцев".  Он был очень терпимым и был удивительно доброжелательным человеком. После революции 1905 года Императору предлагали уничтожить несколько сот революционеров - возможно, тем самым пресечь "красную заразу" в зародыше - но он этого не разрешил. "Человек подвержен действию зла, но он может покаяться!" - ответил он.
Николай Второй и его окружение - да и большая часть страны - жили, как в двух разных мирах: Граде Б-жием и граде мирском. В первом, где находился Император были любовь, радость, мир, упование на Б-га, в другом – разделение, гордыня, безверие. Тотальное одиночество - потеря всего, что можно - и мученический венец.




       Как всё это связано с 22 адаптивными программами?

   Каждая буква - это "конституция", следовательно и адаптивная программа.

Алеф–Сульфур: первичное разжигание жизненной силы.
Бет–Калькарея: удержание формы тела/психики.
Гимель–Ликоподиум: информационная мобильность.
Далет–Фосфор: адаптация через дефицит/прозрачность...

 ... и так до Тав–Псоринум: переход цикла, глубинное перезарождение конституции.



-------------------------------------------------------

 
      6. Итог: 22 программы — естественный вывод Каббалы.

Из приведённых каббалистических источников мы имеем:
 7 — эмоции
 10 — структура
22 — адаптивные программы
   Поэтому в человеке 22 информационно-энергетических адаптивных программы, которые соответствуют:

а) 22 буквам — 22 «энергетическим операторам Б-га»,
б) 22 каналам модификации реальности,
в) 22 способам обработки внешней и внутренней информации.

  Это строго соответствует и системам Сефер Йецира, Зоhар, АРИ («22 движения души») и Бааль Шем Това («22 пути раскрытия желаний»).



Рецензии
Здравствуйте, Алексей.

По-моему, великолепное, системное и фундаментальное исследование. Хотя я и не «гомеопат-психолог», на мой взгляд, статья не просто интересная, но и исключительно полезная. Уверен, что буду к ней возвращаться много раз. Спасибо!

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   16.11.2025 12:32     Заявить о нарушении
Благодарю, уважаемый Александр, за отзыв и подброшенную идею.
Александр Иванов работал над полотном «Явление Христа народу» более 20 лет, с 1837 по 1857 год, что было связано с его стремлением к исторической и художественной достоверности. Позже, говорят, он ещё в течение года - подходя к висевшей уже в музее картине - накладывал мазки, дописывая её.
Вот так и автор - тоже возвращается к своим опусам, время от времени накладывая мазки для идеальности огранки.
Сегодня, например, решил дополнить эту картину "реальными" (уже не библейскими) историческими персонажами, соответствующими архетипам и буквам. Было занятно.
Ещё раз благодарю. С уважением, Алексей.


Ал Ор   17.11.2025 11:35   Заявить о нарушении
Перечитал. По-моему, удачно дополнили. Мощный и эффективный «инструмент». Но, как и любым «инструментом», им нужно уметь работать.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   17.11.2025 13:46   Заявить о нарушении