Змеиный король
Давно, а может, и совсем недавно, в одной зажиточной крестьянской семье жила девушка по имени Невенка. Ясным весенним днём она собирала цветы, чтобы на Троицу украсить церковь, а во время шествия после мессы посыпа;ть ими улицу. Собирала, напевала песенку, и мечтала, как рядом с ней Томислав пойдёт, булочник, который ей очень нравился. Она уже и платье себе для праздника сшила, и дорогие ленты купила, чтобы он её наверняка заприметил.
Кусты рядом с ней зашуршали и затрепыхались. Невенка с надеждой посмотрела туда. Вдруг увидит блаворку — безлапую ящерку. Увидеть её предвещало удачу и благополучие. Но из-под колючих зарослей ежевики вывалился клубок змей: бежевых, скользких, сплетающихся самым невероятным образом. Невенка на них смотрела, как завороженная, оторваться не могла.
— Разве ты не знаешь, что нельзя людям на наши свадьбы смотреть? — спросил огромный змей с длинным рогом на морде. Он последним выполз из зарослей.
Невенка выронила корзину и сжалась от ужаса. Поскок — рогатая гадюка! Быстрая, ядовитая и прыгучая. Всю Далмацию обыщи — никого смертельнее не сыщешь! Тем временем змей ещё приблизился.
— Я — Змеиный Король. Я слежу за порядком. Раз ты нарушила запрет, я заберу тебя с собой в горные ущелья и сделаю своей женой!
Он ударился о землю и превратился в прекрасного, богато одетого мужчину. У него были сверкающие украшения и расшитый золотом кафтан, который сиял, словно солнце. Только глаза Змеиного Короля оставались жёлтыми и холодными, с хищными длинными зрачками.
— Осенью я пришлю к твоим родителям сватов с богатыми дарами, — улыбнулся он, — и ещё до того, как Волчий Пастырь выведет свои стаи на предгорья, ты станешь нашей новой королевой.
При этих словах все змеи повернули головы в её сторону и почтительно закачались. Король строго настрого наказал Невенке ждать его и ни за что не смотреть на других женихов. После этого он обернулся змеем и вместе со своими подданными уполз обратно в заросли. А Невенка горько заплакала.
На праздник Троицы священник посыпа;л головы прихожан огненными соцветиями желтушки-духовчицы. Они изображали сошествие Святого духа. Потом жители шли от церкви через всю деревню и вниз к морю. Невенка и её подруги шагали в белых, как у настоящих заморских принцесс, платьях, а таких лент, как у Невенки, не было ни у кого.
Плотник Шиме шагал рядом с ней. Стоило Невенке разок улыбнуться в ответ на его шутку, как из травы выпрыгнула небольшая змея и ужалила Шиме в руку. Перед тем, как уползти восвояси, она подняла рогатую голову, будто говоря: «И так будет каждый раз, когда ты ослушаешься Змеиного Короля!»
Побоялась Невенка родным о своих бедах рассказывать: вдруг решат, что она ведьма. Придумала она сбежать к дальней родственнице в горную деревню. Поехала тайно, ночью, пока все змеи спать должны были. Только за околицу выехала — как лошадь её сам Змеиный Король в человеческом обличье остановил.
— Неужто тебе, названная моя, так не терпится меня повидать? — засмеялся он. — Рано, красавица, рано. Жди сватов по осени!
Взял он её коня под уздцы и сам до дома её родителей довёл. Улыбнулся напоследок, обернулся змеем и уполз. Родители удивились, почему Невенка сбежать хотела, но ругать не стали. Вовремя одумалась — и слава Богу…
На следующий день побежала Невенка к старой Зорице, что жила на краю села. Зорица заваривала травы от разных недугов, заговаривала больные зубы и помогала лечить скот. Ходили слухи, что на самом деле она — ведьма-штрига, из тех, что в рубашке красного или черного цвета родились, да по ночам могут разными животными оборачиваться. Страшно Невенке было к штриге идти, да за змея замуж выходить ещё страшнее.
Зорица её внимательно выслушала и покачала головой.
— Нелегко от Змеиного Короля спрятаться. Где есть змеи — есть у него глаза. Подай-ка мне посох, что стоит у двери!
Обошла ведьма Невенку по кругу, опираясь на свой посох, принюхиваясь, покрякивая.
— Я помогу тебе, дам возможность спрятаться. Но коли и там найдёт он тебя — не обессудь. Велика его сила. Подай-ка мне ножницы с комода у двери!
Ножницы были огромными. Они холодили руку и хищно щерились на Невенку не до конца соединёнными лезвиями. Она поскорее протянула их Зорице, но та покачала головой.
— Непростая задача — непростая цена. Готова ли ты её заплатить? Так ли тебя страшит Змеиный Король? Достаточно ли, чтобы ты отрезала свои чудесные волосы и отдала их мне? Твоя красота, твоя сила… Режь, коли хочешь, чтобы я тебе помогла!
Невенка вздрогнула при мысли о том, что придется расстаться с косой, да за змея замуж выходить ещё страшнее. Она перехватила ножницы поудобнее и взялась за работу.
Густые волосы резать было тяжело. Ножницы скрипели и стонали, но дело своё делали. Прядь за прядью освобождалась она от длинной и тяжёлой косы. Слезинка за слезинкой покидали её надежды и мечты о счастливой замужней жизни с булочником Томиславом. Проклята, опозорена, обесчещена. Как ещё обрезанные волосы объяснить. Да и штрига с ними что угодно теперь сделает.
— За косу не бойся, порчи насылать не буду, — радостно заверила Невенку Зорица, — в ней твои сила и красота. От тебя не убудет, а мне прибавится!
С этими словами ведьма-штрига приложила косу к своей голове и та приросла, будто всегда ей принадлежала. А сама ведьма стала выглядеть заметно моложе.
Стукнула она посохом об очаг и прямо перед ним, будто из-под земли, появился горшочек с ароматной мазью. Часть мази ведьма переложила в провощенную тряпочку и дала Невенке.
— Как пойдёт молодёжь на Иванов день венки в море бросать, намажься этой мазью и прыгай в воду. А перед этим слова заповедные скажи: «Кожа серебром, воздухом вода, наяву, а не во сне, скрой и спрячь на глубине» — после этого напутствия Зорица выставила Невенку за порог.
День святого Ивана — особый праздник. Девушки плетут венки, собирают лечебные травы и гадают на то, выйдут ли они в этом году замуж. В горах ради этого забрасывают венки на крыши домов. А в их деревне девушки бросают венки в море.
В этом году Невенка плела венок только для виду. Зачем гадать, если она и так знает, что будет. Она помогла подругам собрать травы и пошла на берег вместе со всеми, чтобы не вызвать подозрений. Когда же подружки принялись бросать венки с обрыва, Невенка спряталась между камнями, намазалась волшебной мазью, прошептала заветные слова, зажмурилась и прыгнула.
Стоило ей коснуться воды, как она превратилась в юркого окуня с серебряной чешуёй, который тут же спрятался между камней и водорослей.
Дивилась Невенка царству морскому, где ни один человек до неё не бывал. И нежнейшим подводным цветам, закрывающим свои лепестки от малейшего течения. И травам морским, кудрявым, как девичьи волосы. И камням, покрытым гроздьями устриц. И величественно парящим в солнечных лучах медузам: полупрозрачным, казалось бы накапливающим в себе дневной свет.
Столько было на дне морском богатств, и столько красот, что, казалось, жизни не хватит это всё рассмотреть. А главное — Змеиный Король её здесь не найдёт. А если и найдёт — точно не сможет от других окуней отличить!
Едва она об этом подумала, как в солнечных лучах мелькнула тень, что была шире и стремительнее остальных. Чешуя цвета пыли под водой казалась зеленоватой. Солнце волнистыми полосками гуляло по змеиному телу, а мощный рог смотрел точно в её сторону. Невенка поспешила прочь, постаралась затеряться среди множества рыб и делать всё точь в точь как они.
Змеиный Король даже под водой двигался мощно и решительно. Один выпад и он безошибочно ухватил Невенку за серебристый хвост. Они выплыли на берег и Змеиный Король вернул и себе, и ей человеческий облик.
— Ты же не думала, что сможешь от меня спрятаться? Я всегда узнаю свою наречённую. — Он потрогал обрезанные пряди и нахмурился. — Я клянусь всем Змеиным королевством, что на нашу свадьбу я верну тебе отданную штриге косу! — пообещал он, а потом проводил Невенку до дома.
Не знала Невенка, что придумать и как спастись. Она рассказала родителям всё как есть, и даже они не смогли придумать, как ей ещё помочь.
Она выполняла все домашние дела: сушила инжир, чистила амбары и помогала заготовить на зиму урожай. Она много плакала и пыталась убедить себя, что Змеиный Король не такой уж и страшный. Как бы она себя не успокаивала, становиться Змеиной Королевой ей совершенно не хотелось.
Пришёл сентябрь. В день Рождения Богородицы началась бу;ра. В Далмации это один из самых сильных ветров. Бура гордая, бура беспощадная. Сухая и холодная, она скатывается с северных гор, разгоняется на склонах, набирает силу и обрушивается на прибрежные деревни. Бура выгоняет в море тучи, дарит ясность мыслей и малейшую искру способна разжечь в яростное пламя.
Вот и сейчас чья-то неосторожная искра сбежала то ли из курительной трубки, то ли из очага, вспыхнула и побежала по высушенным летней жарой полям трескучим пожаром.
Все жители бросились пожар тушить, вместе, дружно. Кто-то воду носил, кто-то смоченными мётлами да зелёными ветками огонь сбивал, кто-то мотыгами сухую траву разгребал, чтобы вокруг очередной разделяющей поля каменной стены гореть было нечему.
Невенка работала на равных с остальными. Вдруг она увидела, как на расчищенном участке земли копошатся недавно вылупившиеся блаворки, в этом возрасте так похожие на змеёнышей из-за отсутствия у них лапок. Только по бороздке сбоку их и отличишь! Пожалела Невенка новорожденных блаворок, собрала их в подол и перенесла от греха подальше в свой сад. Родителей предупредила, чтобы не пугались да малышей не пугали.
Пожар в итоге потушили, а блаворки так и остались у Невенки в саду. То и дело она подкидывал им перезрелые фрукты и старалась лишний раз не тревожить. Через несколько дней она обнаружила в саду большую блаворку. Она была такая же толстая, как рука Невенки и внимательно осматривала свой выводок.
— Спасибо тебе, человек, — сказала она, — ты спасла моих дочерей от огня. За это я, Королева Блаворок, помогу тебе.
— Мне уже никто не может помочь, — вздохнула Невенка.
— Никогда не отчаивайся! — покачала головой Королева и подмигнула ей. Да-да, блаворки, в отличие от змей, умеют моргать и мигать. — Мы наслышаны о том, что Змеиный Король надумал жениться и мы поможем тебе. Когда придёт срок, я вернусь.
Прошла пора сбора винограда, а потом и маслин. В Ночь на Всех Святых и деревня и погост сверкали от зажжённых свечей, а после Дня Духов перед домом Невенки остановилась богато украшенная карета. Два нарядных слуги молча занесли в дом четыре тяжёлых сундука и восхитительно обработанный так, чтобы выглядеть как рыбья чешуя ларец.
— Мы вернёмся за тобой через три дня! — прошипел один из слуг, и пристально посмотрел на Невенку золотистыми змеиными глазами.
— И как тут не отчаиваться? — пробормотал а Невенка, стоило карете скрыться за поворотом.
— Никак! — ответила выползшая из щели между камнями Королева Блаворов. Её сопровождала вторая блаворка, поменьше и потоньше. — Делай всё, как я скажу, и спасёшься.
Ящерки деловито осмотрели сундуки с дарами и сверкающий ларец.
— Не открывайте сундуки, покуда за тобой не приедет Змеиный Король. А после раздайте всё содержимое беднякам. Не оставляйте себе ничего, иначе Змеиный Король непременно за тобой вернётся.
— А что же делать, когда он приедет? — спросила Невенка.
— Ты спасла мою дочь от огня, а она спасет тебя от Змеиного Короля. Пусть она все три дня спит с тобой в одной постели и ест то, что ешь ты. А когда приедет Змеиный Король, закройте наглухо ставни и откройте только этот ларец.
Невенка хмуро посмотрела на кучу подарков, а Королева Блаворок продолжила:
— Внутри будет свадебный наряд и твоя коса, что Змеиный король у штриг отобрал. Как моя дочь обернётся тобою, помоги ей одеться в подаренные наряды, закрепи косу и фату, а сама сиди тихо в комнате и не смей даже одним глазком выглядывать в окно — иначе всё пропало!
В этот раз Невенка очень внимательно следила за тем, чтобы не нарушить ни одного запрета. Она все три ночи спала с принцессой Блаворок в одной постели, а когда приехал Змеиный Король, помогла обратившейся в девушку блаворке нарядиться и закрепила ей свою косу. Никто — даже родители Невенки — не догадался о подмене. А сама Невенка всё это время пряталась у себя в комнате и тихо молилась, чтобы всё прошло успешно.
Только когда затихли звуки кортежа Змеиного Короля и разговоры соседей, когда родители закрыли дверь и подбросили дров в печь, она решилась выйти из своего укрытия.
Невенка и её родители долго сидели у очага, плакали, смеялись и разговаривали обо всём. Дары Змеиного Короля они в тот же день раздали бедным и нуждающимся.
А вскоре после окончания Рождественского поста пекарь Томислав заслал сватов к родителям Невенки. На их свадьбе гуляла вся деревня. Их свадебное шествие приветствовали из травы блаворки, и все знали, что это знак особого благополучия для новой семьи.
Вся деревня узнала о том, как блаворки спасли Невенку от Змеиного Короля. С тех пор безлапых ящерок стали уважать пуще прежнего и называть хранителями дома. Найти их у себя в саду считалось большой удачей. А в то время, пока блаворки высиживали свои яйца в норах, люди старались землю не копать, дабы их ненароком не потревожить. Как раз до праздника Рождения Богородицы и не копали.
Свидетельство о публикации №225111600797