Месяц миядзачных облаков

Только в Далматии я полюбила сентябрь. На хорватском он называется «руян» — «румяный». Румяным здесь становится всё: и увядающая виноградная листва, и набирающие сладость гранаты, и те самые облака, что наконец-то появляются после жаркого и ясно-небесного августа. Облака начинают кучковаться над островами и за горами, собираться в фигуры диковинных зверей, причудливых дворцов и загадочных посланий из волшебного мира драконов-аждаев и сказочных крылатых вил. Солнце румянит эти произведения искусства, стремясь переплюнуть в сказочности даже творения Миядзаки. И, по-моему, вполне успешно. 

В Далматии нет понятия «бабье лето». Здесь оно называется «Михолье». Это время от Малой Маши (8 сентября, католическое рождение Богородицы) до дня святого Михаила 29 сентября. «Мала Маша — мала паша (сбор урожая), а Михолье (сам праздник) “пашу заколет”». Дело в том, что у древних иллирийцев был культ змей и драконов-аждаев, и если весной с ними боролся Георгий, то осенью именно Михаил. И это самое восхитительное зрелище из всех возможных.

Сначала те самые миядзачные облака набухают, вспучиваются и сиреневеют, а горы начинают казаться маленькими холмиками. Они тяжеловесно, вперевалочку карабкаются через Динарские Альпы, пыхтят, фыркают и рокочут. Облака прячут аждаев, чтобы те смогли подобраться поближе, напасть исподтишка, украсть у людей урожай, лето, тепло и счастье.

Но сверкает молния, и грохот проносится по каменным улочкам и черепичным крышам. То Миховил-громовик выехал аждаю навстречу, и дал бой. Крутится аждай вокруг Миховила, вьётся змеёй, бьёт железным хвостом, щёлкает ядовитыми клыками. Но снова и снова отражает Миховил его нападения, гонит он аждая обратно за горы и дальше на юг. Гроза на Михолье — хорошая примета, ведь аждая повержен, вода и урожаи непременно вернутся и, несмотря на грядущую зиму, удлиняющиеся ночи, холода и туманы, жизнь продолжается.

А ещё в народе говорят, что это месяц «руйного» (румяного) красного вина. Его остатки достают из погребов и дружно распивают, чтобы освободить место новому вину, молодому.


Рецензии