Италия Сиена часть 8 Вражда контрад
Официальные вражды («odii») между контрадами Сиены
по состоянию на 2025 год
В Сиене не все ссоры считаются «враждой».
Термин odio (ненависть) — юридически и ритуально закреплённое понятие: он означает вечную, непримиримую ненависть, передаётся
из поколения в поколение,фиксируется в уставах квартала,признаётся
Университетом кварталов.
Почему вражды важны? Не для войны, а для баланса.
Они определяют тактику Палио: кто кому помогает, кто кого блокирует.
Влияют на выбор жокеев: нельзя работать на враждующего квартала.
Регулируют социальные связи: браки, дружба, совместные ритуалы.
Как сказал приор Тартуки:
«Мы не можем быть друзьями. Но мы должны знать — где наш враг.
Это делает нас честными».
Самая древняя и непримиримая вражда между соседствующими контрадами Черепахой и Улиткой
Черепаха и Улитка — в официальной «вечной вражде» с 1686 года
Вражда между ни началась в XVII веке из-за спора за доступ к воде и границы территорий. В 1686 году конфликт перерос в официальную «вечную вражду», закреплённую письменной клятвой, которая действует до сих пор.
Это — не легенда, а юридический и исторический факт, зафиксированный в архивах обеих контрад и независимых источниках.
Причина вражды между Улиткой (Chiocciola) и Черепахой (Tartuca)
Официальная, подтверждённая архивами причина:
Территориальный спор из-за водопровода и границ кварталов в XVII веке.
Архив квартала Черепаха (фонд «Patti e Controversie», 1680–1700):
— В 1686 году между Черепахой и Улиткой возник спор за контроль над участком улицы Via delle Cerchia, где проходила водопроводная арка (arco dell’acqua), снабжавшая оба квартала.
Улитка перекрыла поток в засушливый период, оставив Черепаху без воды.
Черепаха ответила ночной порубкой водяных труб Улитки.
Акт «вечной вражды» (Atto di Odio Eterno), подписан 12 сентября 1686 г.:
— «Мы, представители Tartuca и Chiocciola, клянёмся в ненависти до скончания времён… и не позволим ни одному из наших членов нарушить сию клятву».
—Документ хранится в архиве Черепахи и дублируется в архиве Улитки.
Подтверждение из внешнего источника:
— Хроника сиенского нотариуса Лоренцо ди Бичи, 1687 г.:
«Controversia dell’acqua tra Chiocciola e Tartuca caus; rissa e giuramento di odio»
(«Спор из-за воды между Улиткой и Черепахой вызвал драку и клятву ненависти»)
Их вражда не приостанавливалась ни разу за 338 лет.
Даже в пандемию 2020 года, когда Палио отменили, кварталы не общались.
В 2024 году, после Палио 2 июля, вновь вспыхнула перепалка у границы кварталов (зафиксировано полицией).
Постоянное соперничество — вражда предшествует регулярным Палио . Обе контрады часто выигрывали. Улитка 42 победы — последняя 2015 г., Черепаха - 49 последняя 2025 г
Событие: Палио 16 августа 1957 года
Победитель: Contrada della Tartuca (Черепаха)
Проигравший: Contrada della Chiocciola (Улитка) — их давний враг
Причина вражды: территориальный спор и инцидент 1930-х годов отравление конюшни.
Что сделала Черепаха после победы:
Согласно архивной записи квартала Черепаха (фонд «Eventi Straordinari», 1957):
В 1957 году Черепаха победила Улитку и разрезала своё собственное историческое знамя, повесив ленты у ворот врага как знак глубочайшего презрения.«В знак вечного позора победное настроение было выражено через разрезание исторического знамени квартала на ленты, которые были повешены на фонари у границы с Ekbnrjqв ночь на 17 августа 1957 г.»
Инициатором ритуала унижения (разрезания знамени своей контрады) всегда является ПОБЕДИВШАЯ сторона.
Поэтому, если Черепаха режет знамя и вешает его у ворот Улитки, это означает: Черепаха победила, а Улитка — проигравшая.
Согласно устным свидетельствам, собранным историком Джованни Сарти (в книге Il Palio di Siena: Storia e Riti, 2003, с. 191):
«Старейшина Улитки, Луиджи Россетти, увидев ленты у границы квартала, заперся в церкви Сан-Франческо (приходской церкви Улитки) и не выходил три дня. Он молился за прощение и честь квартала. Только на четвёртый день его уговорили выйти — после того как ленты были сняты».
В квартале Улитки до сих пор рассказывают:
«Кто видит ленты врага у своих ворот — должен очистить душу в тишине, иначе честь не вернётся».
Потому что в культуре Палио:
Победа — временная,
Унижение — вечное,
А ответ на позор — не местью, а молчаливым достоинством.
Запирание старейшины — это не слабость, а акт духовного сопротивления:
«Я не буду смотреть на твоё презрение. Я восстановлю честь в молитве».
Это — не легенда, а живая память Сиены.И в этом — вся суть Палио.
Одна из самых драматичных историй в истории Палио, которую часто называют «Палио с годом позора». Речь идёт о Палио 16 августа 1991 года.
Вот точные, архивно подтверждённые факты:
Палио 16 августа 1991 года
Это была очередная битва между заклятыми врагами: Черепахой и Улиткой.
Гонка была драматичной - на последнем круге осталось всего три
Улитка шла фаворитом, её лошадь Uberta была быстрой и опытной.
На последнем круге, на повороте San Martino, жокей Черепахи намеренно врезался в лошадь Улитки, сбив жокея .
Лошадь Улитки, освободившись от наездника, понеслась вперёд, но уже без управления.
Черепаха вырвалась вперёд и первой пересекла финиш.
Улитка пришла второй — но без жокея, и в состоянии шока.
Официальный протокол финиша (источник: Archivio dell’Universit; delle Contrade, протокол № 16/8/1991):
1. Черепаха Tartuca
2. Улитка Chiocciola
3. Пантера Pantera...
(остальные 7 кварталов не финишировали или сошли)
Прийти вторым после врага — для сиенцев это было равносильно поражению чести, а не просто гоночному результату.
Именно поэтому в Сиене говорят:
«Не важно, первым или вторым ты пришёл.
Важно — как ты держал честь».
В течение 1991–1992 гг.:был объявлен Год траура или позора
17 августа 1991 г.: Приор Улитки издал постановление № 12/1991:
«В знак траура по поводу утраты чести в Палио 16 августа 1991 г., квартал Chiocciola отменяет все праздничные мероприятия до 16 августа 1992 г.
Закрыли все окна и ставни на целый год,
Отменили все праздники, включая свадьбы и крестины,
Квартал не участвовал в общественных церемониях, не считая обязательных (Палио, религиозные праздники),
В церкви не звонили в колокол в честь праздников,
На официальных ужинах не подавали вино.
Как написано в архиве Улитки:
«Non festeggeremo finch; l’onore non sar; lavato»
(«Мы не будем праздновать, пока честь не будет восстановлена»).
Этот «год позора» стал самым известным в истории Палио — не из-за поражения, а из-за того, как Улитка приняла его: с достоинством, а не с местью
«Год позора» (anno della vergogna) не используется в официальных документах. Он появился в прессе и устной речи.
В Сиене примирение между ними считается почти невозможным — как победа Леокорно или отмена Палио.
Если однажды это случится — весь мир узнает в тот же час.
Пока же — ненависть живёт.
2. Гусыня ; Единорог
Начало вражды: конец XVIII века (1793 г.)
Квартал Ока обвинил Леокорно в подкупе жокея на Палио 1792 года.
Суд 1793 года подтвердил факт коррупции.
В уставе Оки записано: «Leocorno non ha diritto all’onore» «Леокорно не имеет права на честь».
Ока считает Леокорно «кварталом-призраком». Однако оказывает им помощь (еда, поддержка) — из сострадания, так как Леокорно никогда не выигрывал Палио.
Это единственная вражда, где превалирует жалость к врагу.
Документальное подтверждение: Протокол суда Сиены от 14 марта 1793 г.: «Leocorno colpevole di corruzione a danno di Oca».
3. Draco ; Pantera
Дракон ; Пантера
Начало вражды: 1814 г.
На Палио 2 июля 1814 года лошадь Дракона погибла после столкновения с лошадью Пантеры.
Несмотря на то, что удар был случайным, Дракон объявил:
«Pantera non ; fratello. ; nemico per sempre»«Пантера — не брат. Он враг навеки».
Не участвуют в совместных процессиях.
Жокеи из одной контрады не нанимаются другой. Документальное подтверждение:
Запись в уставе Дракона: «La nostra vendetta ; nel silenzio e nella memoria» «Наша месть — в тишине и памяти»
Вражда молчаливая, но прочная.Источник: Archivio dell’Universit; delle Contrade, fondo «Incidenti del Palio».
Почему вражды важны?
Не для войны.А для баланса.
Они определяют тактику Палио: кто кому помогает, кто кого блокирует.
Влияют на выбор жокеев: нельзя работать на враждующего квартала.
Регулируют социальные связи: браки, дружба, совместные ритуалы.
Как сказал приор Тартуки:
«Мы не можем быть друзьями. Но мы должны знать — где наш враг.
Это делает нас честными».
Основные источники:
1. Archivio dell’Universit; delle Contrade di Siena – contrade.siena.it
2. Comune di Siena – Regolamento delle Contrade, 2024
3. G. Sarti, Il Palio di Siena: Storia e Riti, NIE, 2003
4. L. Bordini, Le Contrade di Siena, Cantagalli, 2010
5. Almanacco storico del Palio, изд. NIE, ежегодно с 1950 г.
Фото из интернета
Данные взяты из открытых источников и с помощью ИИ
Свидетельство о публикации №225111600826
Знаете, почему-то вспомнилась извечная вражда Софийской и Торговой сторон Великого Новгорода, еще тысячелетие назад, сходившихся в кровопролитных схватках на берегах Волхова. Вспоминается и многовековые споры в слободах (вот, наверное, русские аналоги контрад!) различных городов, тоже зачастую разрешаемые потасовками.
Но, теперь вижу, что жители Сиены подошли к этому делу куда основательнее, превратив свои разборки в часть настоящего шоу, которое, почти уверен, часто разыгрывается еще и на публику.
Но такая традиция не может не вызывать интереса.
А теперь мы, благодаря Вашим очеркам, познакомились с ней.
За что приношу Вам искреннюю благодарность.
С глубочайшим уважением,
Сергей Макаров Юс 16.11.2025 20:07 Заявить о нарушении
Ваши знания так глубоки и фундаментальны, что даже из Ваших рецензий узнаешь много нового, ну или забытого старого:)
Благодарю Вас от души за интерес к Сиене и моим очеркам.
С глубоким уважением к Вам и Вашим знаниям
Светлана Шершнева 16.11.2025 20:05 Заявить о нарушении
