Юнкоры о фильме Кавказский пленник

 ( из книги  Веры Дейниченко "Как стать юнкором" ) 


    Открытием для моих учеников стали уроки эстетики, на которых мы осваивали условность в кино.  Нам - зрителям кажется, что на экран проецируется сама жизнь. Но в жизни время  движется одномерно и необратимо – от прошедшего к настоящему, от настоящего к будущему. А кино может переносить действие во времени, начав показ конкретной истории с конца, и лишь потом вернуться к её началу. Это условность, к которой прибегает режиссёр - постановщик фильма. 
  А вот еще пример: в жизни невозможно  увидеть и услышать что думает человек, когда молчит. В кино по воле режиссёра мысль обретает зримые образы и действие, раскрывая внутренний мир героя. В жизни человек только мечтает перенестись в одно мгновенье за тысячу верст, в иные страны и времена, а кино наглядно демонстрирует это.
  Попробуйте в жизни отдельно увидеть лицо или глаза человека – не получится! В кино же крупный план позволяет заметить даже легкое движение ресниц, а в зрачках – выражение целой гаммы человеческих чувств. Мы привыкли к этим условностям в кино и даже не замечаем их.
  А вот юнкорам, пишущим о фильмах, пришлось осваивать эти  формы художественного отражения жизни. Новые понятия и термины оказались необходимыми и в заметках о кино, и в рецензиях на фильмы. Незнание специфики кино ведёт юного зрителя к простому пересказу содержания фильма.
В кинорецензии этого как раз делать не следует.
  Название жанра – рецензия произошло от латинского слова осмотр, обследование. Получается, рецензия – это статья, цель которой критический разбор художественного произведения. А кинематограф  расшифровывается как движущееся изображение. Так вот, автору кинорецензии нужно суметь прочитать в фильме смысловое содержание эпизодов, пластическую композицию кадра, авторскую идею. Ведь, режиссёр-постановщик выстраивая действие по отдельным кадрам, ищет образное решение мысли и темы, а затем «сцепляет» эти кадры с помощью монтажа. Характеристику героев фильма мы можем дать лишь через характеристику отдельных эпизодов.
   Вспомним фильм Сергея Бодрова «Кавказский пленник», где солдат – заложников сыграли Олег Меньшиков и Сергей Бодров – младший. Зримый, экранный эквивалент мечтаний узников о свободе, мыслей о побеге – небо и птицы.
Юнкорам, писавшим об этом фильме, пришлось проанализировать многое. Как ведёт себя в плену Иван - герой Сергея Бодрова? Он соглашается на побег, но не хочет мстить людям, взявшим его в заложники. Почему? Как сохраняет Иван в плену своё человеческое достоинство? Как общается с чужими ему по духу людьми? Как актёр перевоплощается в другого человека?
Безусловно, полноценную кинорецензию может написать только профессионал. Но я считаю, что мини-рецензии у моих юнкоров получились. Сравним публикации разных лет о фильме  «Кавказский пленник».


         ЖИЗНЬ ПРОТИВ СМЕРТИ
 Тему фильма «Кавказский пленник» мы при обсуждении определили как жизнь против смерти. Ведь жизнь у нас одна, и мы должны прожить   её достойно, несмотря на трудности нашего беспощадного времени.
Война – это убийство, а значит, античеловеческий акт. Если люди постоянно будут убивать друг друга, жизнь на земле угаснет. А после смерти нет продолжения, по крайне мере, в нашем земном понимании.
    Мне кажется, все герои фильма приходят к таким убеждениям, постепенно сознавая, что дороже человеческой жизни нет ничего на земле.
Отношения пленника Ивана и Дины - юной дочери хозяина, вряд ли можно назвать любовью. У девчонки скорее всего сострадание, жалость к молодому парню, покалеченному войной.
Дина рассказывает Ивану о жизни в ауле, о традициях горцев, семейных проблемах. Дина- маленькая труженица, весь дом на ней: живут они с отцом (старший брат в тюрьме), без матери. Она привыкла заботиться о мужчинах в семье. И Иван тоже чувствует на себе ее заботу: Дина приносит еду и новости с воли.
    После неудачного побега и гибели Сани Ивана посадили  в кандалах в глубокую  яму. Дина приносит ключ от замка, решая помочь Ивану избежать смерти от рук отца. Ивана должны были обменять на брата Дины, а раз брат погиб в перестрелке, то закон горцев велит  отомстить «неверным».
 Иван, выбравшись  из ямы, не может бежать, ведь Дину за предательство  в ауле не простят. Подоспевший отец поражен её поступком и просьбой не убивать  Ивана. «Почему ты не оплакиваешь брата, ведь русские убили  его?» - спрашивает старик. И все-таки, что- то перевернулось в его душе: не смог  он казнить своего пленника.
Дима Нестеров, 11 класс.


      УБИТЬ В СЕБЕ ДОБРО – ЗНАЧИТ, УМЕРЕТЬ
    Фильм «Кавказский  пленник» заставляет думать. Его невозможно смотреть равнодушно. Это правда жизни. До сих пор захватывают  заложников  в Чечне, в Таджикистане. До сих пор существуют «горячие точки», где ведутся   военные действия. Потому  мы так сопереживаем героям фильма, почти физически ощущая опасность, которой они подвергаются.
Исключительные обстоятельства, в которых оказались прапорщик Саня и рядовой Иван, сблизили их. И все же уроки плена они получили разные.
Детдомовец  Саня, завербовавшийся, по его словам, на войну, втянулся в неё. Он считает врагами всех  в ауле -  женщин, стариков, детей, и мечтает вернуться на место  пленения и перестрелять жителей из пулемета.
А Иван – сын учительницы, молодой  призывник. В своем первом бою он не успел даже выстрелить и очнулся от ран только в плену. У него нет злобы к людям, взявшим его в заложники, нет помыслов о мести. Ивану хочется понять их мир.
  Для меня главное в этом фильме – тема милосердия. Ведь убить в себе добро, значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это даровано нам жизнью.
Валя Мосеева,
9 класс.
Газета «Светлый путь»
 26ноября 1998г.

          «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» - КИНО, КОТОРОЕ МЕНЯ ПОТРЯСЛО
  В фильме  «Кавказский пленник» есть такие эпизоды, которые просто нельзя оставить без внимания. Есть такие, над которыми можно посмеяться. К примеру, день рождения Саши. Друзья в сарае нашли вино и напились,  а потом их вывели на крышу сакли и они стали танцевать в бурках, но с цепью на ногах. И смешно, и трагично.
   Есть в фильме моменты, от которых кровь в жилах застывает. В сцене побега заложников догоняет сторож Хасан.    Саша пытается столкнуть его в пропасть, а Ваня изо всех сил удерживает руки Хасана. Ваня не хотел его убивать, но Саша бьёт Хасана и тот срывается вниз, в пропасть. Жестокость для Саши - привычка, ведь война его ремесло.
  Особенно меня потрясла сцена, когда старый горец убил своего сына- милиционера  только за то, что тот служил у русских.
  Ещё эпизод: Дина принесла Ване ключ от замка на кандалах.  Помните?   Дина знала, что ей за это попадет, может быть не от отца, а  от жителей аула.  А Ваня не ушёл: он знал, чем  это обернётся для Дины- ведь её бы никогда не простили в ауле.
  За душу берет сцена, когда Ванина мама, узнав о том, что её сын в плену, приехала за ним  и ведет переговоры об обмене. А против неё – весь безжалостный Кавказ. Обмен не состоялся, так как сына Абдула и брата Дины убили в перестрелке.
   Потрясает и финал фильма: отец Дины Абдул сказал Ване: «Пойдем». Ваня догадался, куда они идут – на кладбище, там и Саню убили около могилы пастуха. Когда Ваня остановился, Абдул стоял позади с ружьем и тут пленному показалось, что появился Саша во всем белом.
 «Ты за мной?» - спросил Иван. «Нет, да ты оглянись, не бойся», - ответил Саша. Когда Ваня оглянулся, старик выстрелил в воздух и ушёл. А за Ваней бежали русские солдаты и его мать.
 Мне кажется, старик понял, что такое – потерять своего родного ребенка, и пожалел мать Ивана. А может быть, просто привык к Ване и не смог выстрелить ему в спину.
  В этом фильме много эпизодов, рассказывающих о жизни кавказцев, как они работают, играют свадьбы, молотят зерно. Режиссёр фильма хотел показать, что все люди живут на одной земле и под одним небом, независимо от национальности и религии. Бог для всех один.
 Нужно соблюдать заповеди Бога: не убивать, не воевать, не унижать – ведь это грехи, за которые человек расплачивается порой собственной жизнью!
Марина Логвинова,
ученица 9 класса.
Ханинской школы.
Газета «Светлый путь» 30 июля 2004г.

         … И Я ПОНЯЛА, КАК ЭТО СТРАШНО
   О «Кавказском пленнике» я слышала много, а посмотреть фильм мне довелось в киноцентре «Рубин» вместе с юнкорами. Перед просмотром на уроках эстетики мы  с руководителем Верой Владимировной Дейниченко подробно говорили об актёрах и режиссёре этого фильма. И я узнала, что снял картину известный кинорежиссёр Сергей Бодров ( он теперь работает в Голливуде), что главные роли исполнили популярный артист театра и кино Олег Меньшиков и непрофессиональный актер, искусствовед, сын режиссёра  Сергей Бодров-младший.
  Впервые Сергея Бодрова-младшего я видела в фильме «Брат», где он сыграл наёмного убийцу. И тогда  я не выделила актёра, ведь его Данила Багров был очень жестоким человеком. Это меня оттолкнуло и от исполнителя. А в «Кавказском пленнике» Сергей сыграл молодого солдата, сельского паренька, очень доброго, отзывчивого и трудолюбивого человека.
   Даже война и плен не озлобили его. У Ивана нет ненависти к старику-горцу, который задумал обменять русского солдата на своего сына. Иван душевно относится к дочери хозяина – девочке Дине. Он даже сделал ей птичку из щепочек и веревочек, а отцу Дины починил часы. Конечно, Иван стремится вырваться на волю, он поддерживает своего командира Саню в решении совершить побег. Но даже ради побега Иван никого не хочет убивать. Эту страшную задачу взял на себя Саня: он убивает их сторожа Хасана, потом пастуха, но и сам гибнет.
    Исполнитель роли Сани  - Олег Меньшиков. У его героя непростая судьба, он – детдомовец, не знает родительского тепла, а своей жестокостью даже гордиться. В исполнении Меньшикова все это очень правдоподобно.
 А Саню искренне жаль. Плен сдружил их с Иваном, помог узнать друг друга и понять бессмысленность войны на Кавказе. Если бы Саня остался жив, наверное, они с Иваном поехали бы в деревню к его матери. Но финал другой…
После этого фильма я поняла, почему матери боятся отдавать своих сыновей в армию, и как это страшно – война.
Наташа Мягкова,
ученица 9 класса суворовской школы №1.
Газета «Светлый путь» 2004г.

*   *   *
Если собрать воедино мнения о фильме всех четырёх авторов, то получится материал, близкий к кинорецензии. В анализе поступков героев фильма юнкоры пользуются нравственными или этическими категориями: жизнь и предательство, добро и зло, достоинство и унижение. А в оценке своих чувств и впечатлений от трагических и комических эпизодов, приемов условности применяются уже категории эстетики.


Рецензии