Одигитрия-смоленская рассказывают старинные книги

До наших дней к сожалению не сохранилось достоверных и ясных сведений о происхождении данной иконы. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконою свою дочь, царевну Анну, выдавая замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в её путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила название Одигитрия, то есть «Путеводительница». Существует так же другое объяснение наименования Одигитрия. Думают, что Смоленская икона Одигитрия представляет из себя копию с Одигитрии-Влахернской, так как имеет с ней большое сходство в изображении, в связи с этим Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Следует отметить ещё одно весьма распространённое сказание, по которому Смоленская Одигитрия, подобно Одигитрии-Влахернской, написана евангелистом Лукой, который, согласно древнему преданию написал около семидесяти икон Божией Матери.

После смерти черниговского князя Всеволода Ярославича икона Одигитрия досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, рождённому от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенёс благословение своей матери из Чернигова в Смоленск и поставил её в соборном храме Успения Богоматери, заложенном 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрия стала называться Смоленской.

Из многочисленных чудес, совершавшихся от этой иконы, особенно выделяется избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время грозного нашествия на русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашёл в Смоленскую область, и Смоленск подвергался опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей мольбою к Божией Матери. Богоматерь услышала их моления и даровала городу спасение ради св. иконы Своей Одигитрии. Татары остановились в Долгомостье, в 24 вёрстах от Смоленска, с намерением произвести внезапное нападение на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин, по имени Меркурий, человек весьма благочестивый. Его именно Богоматерь и избрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрия, церковный пономарь получил от Нея повеление объявить Меркурию:

-Меркурий! изыди скоро в броне воинской ибо тебя зовёт Владычица.

Сторож тот час же пошёл к Меркурию и объявил ему это. Тот, одевший воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос от иконы:

- Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умоляла Сына и Бога Моего о доме Моём, да не предать его в работу вражескую. Изыди в лагерь врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных, Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который прими от Христа.

Со слезами пал Меркурий перед св. иконой и, свято исполняя волю Богоматери, без страха пошёл на врагов. Ночью проник он в неприятельский стан и убил татарского великана, на которые татары очень надеялись, чем на весь отряд. Окружённый врагами Меркурий мужественно отражал все их нападения, с помощью свыше молниеносными мужами и Светозарной Женою, величественный лик Которой приводил в ужас врагов. Перебивший множество врагов, Меркурий, наконец, сам был поражён в голову и упал мёртвым, кровью запечатлев свой геройский подвиг. Но Богоматерь не оставила труп его на поругание врагов. Тело его с честью погребли в соборной церкви, а в память его мужественного подвига воздвигли за Малаховскими воротами обелиск. Церковь причислила Меркурия к лику святых. Его железный шишак и туфли, бывшие на нём в день битвы с татарами, и до ныне хранятся в Смоленском Богоявленском соборе. В память избавления Смоленска от нападения татар чудесным заступлением Богоматери и поныне 24 ноября празднуется празднуется всеобщим бдением и благодарственным молебствием перед чудотворным образом Одигитрии.

В начале XV века икона Одигитрия была перенесена из Смоленска в Москву и поставлена в качестве весьма чтимой святыни «в кремлёвской церкви Благовещения», т.е. в Благовещенском соборе, по правую сторону царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена была эта икона в Москву, невозможно.

По этому вопросу существует несколько версий. В «Русском Временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привёз сей дар великому князю в Москву. В другой версии предполагалось, что икону дал Витовт смоленской дочери своей Софьи, супруге московского великого князя Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получения от него много икон греческого письма. Есть ещё одна версия по которой, будто бы последний смоленский князь, изгнанный отсюда в 1404 году литовским Витовтом прибыл в Москву и привёз с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами.

В 1456 году прибыл в Москву еписком смоленский Михаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Тёмного отпустить святую икону Одигитрии в Смоленск. Посоветовавшись с митрополитом и боярами, великий князь решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустил с ними икону, снявший с неё предварительно копию, которая потом была поставлена в Благовещенском соборе, на том месте, где стояла Смоленская икона Одигитрия. Перед отправлением св. иконы из Москвы все собрались в церкви Благовещения. После литургии и молебна подошли приложиться в последний раз к Смоленской святыни митрополит, великий князь и с духовенством отправил к ним чудотворные иконы Иверскую и Смоленскую. Невозможно описать того чувства, которое охватило воинов при виде этих святынь, несомых священнослужителями. Стоны прекратились. Забыв невыносимую боль своих ран, они с радостным умилением и слезами смотрели на святые иконы. Тут же был отслужен молебен с водосвятием. Несчастные страдальцы с усилием поднимались со своих мест и ползли или тащились на костылях, чтобы прикоснуться к святым иконам. Здесь же иконы оставались до глубокой ночи. Перед занятием Москвы французами, Смоленская икона была вынесена отсюда епископом Иринсеем и отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны. Когда опасность миновала, икона из Ярославля была снова возвращена в Смоленск, где находилась в кафедральном соборе.

Икона эта изображает Богоматерь в половину роста, по пояс; правая Её рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет. Цвет верхний одежды Богоматери тёмно-кофейный, нижний — тёмно-синий; одежда же Младенца Иесуса тёмно-зелёная с прозолотью. На обратной стороне изображено Распятие с греческой надписью; внизу под ним вид Иерусалима. По понавлении живописи в Москве, в 1666 году, надпись эта написана неправильно и прибавлены предстоящие у креста Богоматери и Иоанна Богослова, которые прежде не были здесь изображены. Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так износилась, что теперь трудно определить, из какого она дерева приготовлена. Она нагрунтована мелом на клею и обтянута холстом. Длина иконы 1 аршин и 2 вешка, ширина 14 вершков.

Источник: С. Поселянцев. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание. Журнал «Русский Паломник» Книга III. 1909 г. С. 475-477


Рецензии