Вырождение психологии
Прошлое столетие самым ярким образом характеризуется доминированием научного знания над религиозным, манифестацией общества потребления и формированию начатков глобалистских тенденций. Две мировые войны, унесшие жизни миллионов людей по всему миру, и противостояние западного либерального пространства и больших-малых диктатур с социалистически-ориентированной идеологией невольно пробудили вопрос об основаниях ценностного абсолюта человеческой жизни. ООН в качестве таких оснований выдвигает индетерминалистскую формулировку о веру в далекий лучший мир будущего, где закрепленные в уставе человеческие права будут соблюдаться, и веру в те самых права государств-членов ООН. Де-факто мы сталкиваемся с неким аксиоматическим утверждением, которое только должно стать фундаментам для следующих социльных преобразований. Бенхамин Лабатут четко продемонстрировал на примерах великих физиках-первооткрывателей квантовой механики, что любые аксиоматические утверждения легко превращаются в теоретические, которые можно либо подтвердить, либо опровергнуть, но процесс опровержения может быть очень болезненным.
Декларация прав человека выглядит как симулякр гуманизма. Утверждение духа братства, личной неприкосновенности, свободы слова и свободы выбора места жительства в пределах любого государства на сегодняшний день звучит как кислотный и ироничный фарс, существующий лишь на бумаге. Создаваемое иллюзорное гуманистическое основание существования человека подводит лишь к усреднению людей друг с другом, что с одной стороны является безусловно хорошей весточкой, но с другой - стиранием индивидуальных различий между людьми, так необходимыми для формирования идентичности и причислению себя к малым социальным группам,и интеграцией в общее глобалистское месиво, легко эксплуатируемое новым Мидасом - мегакорпорациями.
Стирание индивидуальных различий между людьми имеет как следствие не только традиционализацию и “оправение” молодых слоев населения и рост мизогинии и мужененавистничества на сегодняшний день, но и отчаянный поиск новых золотых тельцов, которые хоть на небольшой миг в состоянии дать минорное ощущение каузальности и субъектности. Психологический фарс в контексте рыночной экономики замечательно справляется с задачей кормить пустыми ориентирами ищущих.
Становление и популяризацию фрейдистского психоанализа я во многом связываю с витающим в обществе контекстом социал-дарвинизма в начале предыдущего века. Идея о животном, нон-трансцендентном человеке, не являющимся не то, что творцом, но даже не субъектом, ведь он ведом только бессознательными архаичными мотивами, и никоем образом не обладает волей и способностью не то, что прогнозировать, но даже осознавать собственные мотивы, замечательно ложится на доминирующее научное знание и принцип верховенства материалисткой деконструкции над смыслом. На сегодняшний день в постмодернистском обществе перенасыщения и ангедонии, где главной валютой является не то, что знание, но имитация знания - ориентация на “казаться”, человек обращается к психологии в поисках утраченного Я Цветкова. Есть замечательная небольшая книга - солнечный нигилизм под авторством Венди Сайферт, где она подробно раскрывает феномен торговли смыслами и спекуляциями на этот счет. Недавно возникшая область - рыночная психология, специфика которой содержится в ее непозволительной простоте и доступности, смены ориентации с читающего на окружение читающего (бесконечные предложения определить психотип близкого, задаться вопросом, нарцисс ли он, как выйти из абьюзивных отношений и т.д.) и смешной механистичностью-инструментализмом этот смысл и предоставляет. А смысл заключается в синкретическом и химероподном дарении ощущении контроля и мессианство. С одной стороны - мало подготовленный человек, прочитав пару книжек Курпатова, Алана Пиза или посмотрев два-три ролика Лины Диановой подвергается эффекту Даннинга-Крюгера, формирует у себя иллюзию компетенции и стремится заражать пропсихлогизированностью окружающих и близких, с другой - человек отождествляет психологическое знание и психологический способ восприятия действительности как единственно верный и истинный, но без наличия знаний о наукообразной почве сей модальности, рьяно защищает сожранные аксиомы как лимоновец защищает любителя собратьев-африканцев. Что еще более страшно - мессианство как форма распространения заразы поп-психологии превращается в профессиональную идентичность! Слава богу, что рынок добрался и до психологического образования. Никому не возбраняется даже при отсутствии профильного высшего образования поступить в институт Гештальта и за пару лет выпуститься экспертом в области чувствовать, дыхательных практик и принятии себя таким ублюдком, какой ты есть на самом деле.
Как писал Мераб Мамардашвили, психологический способ восприятия мира схож с Ахиллесовой черепахой - разделяя до бесконечности, цельности никакой не предвидится. Для понимания человека необходим философский способ познания действительности, где человек - и субъект, и объект, и смысл, и ошибка.
Свидетельство о публикации №225111701064