Бог молчит. Часть 7
В этом месте восточный склон горного хребта, что виден в километре на западе, примыкает через болотные низины к равнине, к Западно-Сибирской низменности. Именно по этой специфичной контактной полосе двух грандиозных земных структур мне и предстоит сегодня идти. А то и более шести километров непростывших болот. Лишь, дойдя до своего участка, сверну на кедрово- сосновые таёжные бугры – в лес тёмнохвойный, по которому ожидает также идти многие километры до зимовья.
Шагать крайне сложно. Каждый шаг продумываешь. Иду, стараясь ступать по следу от техники, проложенному за годы существования просеки. Иногда в моховой колее лёдок болотных луж держит мой вес, что облегчает, хоть на секунду, даёт на миг ногам отдых после вязких топей. Весь путь «дороги» - то завалы из упавших деревьев, засасывающие ноги топи, всяческие неустойчивые кочки. Приходится перелазить через брёвна, пытаться обойти непроходимые участки с водой стороной. Местами охотники пытались уложить брёвна - гатить, вытягивая утонувшую технику, тем самым ещё и разворотив грунт. Улькнуть в болотный ручей можно основательно, а намокнуть сейчас, начерпать в сапоги при минусовой температуре, край, как не хочется. Рюкзак - перегружен. На штыре болтается ружо, оттягивая плечо. - Надо найти подходящее дерево, изготовить спутницу – посох.
***
Примерно через час доползла до своротки «дороги», откуда пошли уже сплошные открытые болотА, топкие, безлесые – клюквенные, ныне не проходимые вовсе. Свернула с дороги на утоптанную медвежье -лосиную обходную тропу. Здесь таких стёжек немало. Крупная живность стремится, перейдя открытые болотА, с Урала и уйти в таёжный урман. Летом лось, олень держится в горах, где продувает и, меньше гнуса. В низине равнинной летом живности невозможно жить из-за комарья. А на зиму звери уходят с холодных голодных каменных гор обратно на равнину.
По ходу моего маршрута идут термокарстовые бугры пучения. Они окаймляют чаши безлесых болот, бывших мезозойско- четвертичных озёр. Увидела сухой корч кедровый и главное, - воду. Лужа – болотная, со мхом и вполне позволила набрать бурой жидкости на чай.
- С ранним подъёмом утром не завтракала, не пила. – Необходимо попить чаю, позавтракать. Кофе в пути не употребляю, пью только чай. Кофе перенапрягает сердце и не даст нормально идти, тогда как чай благополучно стимулирует весь организм без негативных отметин. Убедилась в том давненько. Однажды не могла дойти до избы, а находилась всего-то в паре километров от вожделенного отдыха. Не хватало сил и негативно сказывалось обезвоживание. Пришлось разводить костёр. Сдуру решила выпить кофе, полагая, что оно поможет. Выпила кружку, а в итоге начало шкалить сердце, - тошнота и прочие последствия. Теперь в пути никогда кофе не пью, только чай. Чай стимулирует организм мягче.
***
Запалила небольшой костерок. Накипятила чая на дорогу литр. Залила чай в две пластиковые бутылочки. Выпила пару кружек с конфетами и с колбасой копчёной. Дала по конфете, по кусочку хлеба хвостикам.
Тщательно залила костёр. - Несколько раз ходила к луже с котелком. Заставила себя не лениться, чтобы не устроить пожар. Головёшки утащила и бросила в лужу- озерцо. Мох под костром тщательно залила, убедившись, что надежно затушила всё, и вглубь не уйдёт. Взвалила рюкзак на спину не с первого раза. Процесс навьючивания рюкзака весьма специфичен:
- Ставишь рюкзак вертикально. Садишься рядом на попу, вытянув вперёд ноги. Заведя руки назад, за спину, пытаешься продеть их в петли лямок. Удается не сразу и на натянутых нервах. Лямки артачатся, не находятся, да и одежда не способствует сотрудничеству, а цепляется плечами, капюшоном, рукавами. Поймав наконец-то лямки, подтягиваешь их плотно. Рюкзак станковый, военный и приспособлен к подобным маневрам. Но и тут есть заморочки: лямки изворачиваются обычно другой стороной, оттого надо умудриться развернуть их в нужный ракурс, иначе не затянешь, придётся скидывать рюкзак и повторять весь хитрый процесс изначально. – В тайге многое зависит от мелочей, дома не замечаемых.
Затем, с рюкзаком на спине, точно вьючная лошадка, разворачиваешься, встаёшь вначале на корячки, прежде даже распластавшись то на боку, то ничком, - рюкзак может и завалить. Точно Геракл с коленок восстаешь, согнувшись. Полусогнувшись ешё, поправляешь на спине ездока, пытаясь удержать равновесие, дотягиваешь лямки туго, но так, чтобы насовсем. Лишь потом распрямляешься в полный рост. При этом Дымка переживая, топчется рядом. Особо пёс переживает, когда хозяйка лёжа, сидя, на четырёх, точно пёс, крутится на земле. Он переживает, стремясь помочь, порой прошу помочь, подставить спину для опоры руки. И уже стоя, закидываешь ствол на штырь. Его предварительно ставлю к дереву, чтобы легче было взять с тяжёлым рюкзаком, не сильно наклоняясь.
В руки беру палку-спутницу. Она заранее также поставлена рядом с ружом, прислонённой к дереву – вертикально. И!.. – вперёд! - Весьма осторожно, просчитывая каждое движение, каждый шаг. Ищешь проходы топяных перемычек, поднимаешься по крутым склонам термокарстовых бугров пучения, переползаешь бесчисленные завалы, обходишь, ищешь проходы. И как итог: то до вечера. Дальше идти, - нет сил, и скоро стемнеет. Необходимо ночевать, отдыхать, располагаться на вторую ночёвку. А до темноты нужно собрать, напилить, натаскать дров на уже длинную ночь северной осени….
***
Второй день пути с рассвета до сумерек без отдыха шла по таёжным буграм, ориентируясь на их западный склон и на солнце. В конце нашей сопки Пулька опять увела меня в горельник - на гору, на дорогу, что идёт через огромный горный горельник на Манью, на урочище Манья Чигим, на Кедрасью - то совсем в другую сторону от избы. Там ездят к себе на участок западные наши соседи. Не первый раз именно туда меня она уводит. – Почему?.. - Не нахожу объяснения. Только увидела на севере склон залесенный, предположила, что то ручья Хапаяна берег. - Так оно и было.
Следуя за собакой выскочила в знакомое место на дорогу. Однако, дальше, если идти по ней, то обход болотины - круг лишний в километр. Оттого вернулась, опять пролазя через фактически непроходимые буераки стрелки слияния ручьёв, решив ночевать и продолжить путь с утра.
Как за Пулей вышла на западную дорогу в приметное место со сбежкой, поняла, что лайка вновь меня потащит в горы, - совсем не в нашу избу. Там можно выйти на наш западный путик, на профиль, но при этом, делая круг в несколько километров. Моя же цель, наоборот, сократить расстояние по максимуму. Вернулась назад к сопке, пролазя по непроходимым буеракам, где густые заросли ив, багульника, берёзки, кочкарник. То - место истоков и слияния двух ручьё. Сколько раз туда влетала в прежние годы, и десять минут ползти сложно физически и душевно – невозможно, всегда отступала, возвращаясь. Двести метров долины фактически непроходимы ни летом, ни зимой.
Вернувшись, опять пересекла ручей подсопочный, переходя. черпанула в сапог. Начерпала в один сапог, переправляясь – целенаправленно, чтобы хоть один оставить сухим. Ручей шириной примерно в метр. Течёт. С камнями на дне. Спуски крутые, вертикальные, - около полметра - метра и более. Сплошь по обеим берегам завалы из деревьев, кустарника.
Сырой пришлось возвращаться по буграм на сопку. Меховые чуни пластика от воды набухли. Их не отжать, не высушить у костра. Разведя костёр, намотала запасные шерстяные портянки. Одела запасные толстые носки под них. – Тепло! Но сильно смозолила ногу. Особенно один палец. – Больно! Сорвала кожу с него до мяса. Чуни фабричные в пути и отпотели, и скукошились, сильно травмируя ноги. Они не пригодны для длительного пути. Слышала уже о том от мужиков. Теперь испытала на себе.
***
Сижу у костра. Ночь. Летят лебеди, гуси – стая за стаей, знать, - зима спешит к нам с тундры!.. Шумит то ли ручей, то ли река Манья – не пойму. В пути просила собак вывести в избу, а те отвлекались на мышей. - Плохо выводят.
Продолжение следует.
Фотографии Татьяны Немшановой. Крайний Север Западная Сибирь Приполярный Урал Зауралье ХМАО Югра, лес северный таёжный. Осень таёжная. Болота Севера.
Свидетельство о публикации №225111701163
Как же тяжело приходится в тайге, а, главное, среди лихих людей. А собаки часто понимают, что к чему, помогают. Мне как-то овчар мой помог в трудную минуту, Лорд.
Федя Заокский 17.11.2025 17:25 Заявить о нарушении
