Теперь я знаю

Оксана перебирала вещи, при взгляде на которые она растворялась в воспоминаниях. Дипломы… Кому они теперь нужны, такие красные и успешные? Огромные тяжёлые папки с грамотами и вырезками из газет… Это была гордость, бережно спрятанная в ящике. Память, которую иногда хотелось подержать в руках, перелистывая и заново восхищаясь собой и своими детьми. Но был ли в этом смысл, когда от здоровья ничего не осталось, как не осталось времени и моральных сил для воплощения идей, творческих планов, карьеры? Пролетели десятилетия, показав жизнь совсем с другой стороны. За тяжёлые грамоты было щедро заплачено драгоценным здоровьем. Иногда хотелось выбросить все эти «папки тщеславия», как Оксана их называла. Очень хотелось бы обменять их на крепкие нервы, отсутствие приступов, спокойствие, доверие и совместные радостные мгновения. Обменять на жизнь старшей дочери… Но не выходило - никто не хотел меняться. Что заработал, то и получил.

На антресолях пылилась ещё одна, заботливо сохраненная, память - детские вещи. Сумка с комбинезончиками и ботиночками для грудничков. Для будущих, никогда уже не родившихся, внуков. Невозможно было отдать или выбросить эти чудесные маленькие платья и кофточки, которые в далёком прошлом носили её дети. Невозможно было расстаться.

Когда разбиваются мечты, человек поначалу оказывается без опоры для существования. Нужно немало времени и моральных сил, чтобы найти новые ценности. Оксана много читала, переосмысливала происходящее, находила ответы и меняла взгляды. Она уже поняла, что жизнь проходила иначе, не как у многих, а значит и цели должны быть совсем иными. Долгие годы понадобились, чтобы осознать, что стремление к успеху есть тщеславие и не должно стоять во главе угла. Что красные дипломы не восхищали знакомых людей, а больше раздражали. Что последующее одиночество оказалось следствием этих достижений, рядом с которыми окружающие нередко чувствовали себя неуютно. Годы ушли на то, чтобы простить тех, кто привил такие ценности, и себя. Себя оказалось простить тяжелее всего.

Оксана искала новые смыслы, всё чётче видя собственные ошибки в прошлом. Воспитав чудесных детей, умных, добрых, талантливых, но крайне болезненных и глубоко несчастных от строгих условий жизни, она поняла, что и сама до определённой поры не умела жить по другому. Не знала, что бывает иначе, когда не все дни напролет посвящены бесконечной учёбе и различным запретам. В вечно согнутых над письменным столом, уставших телах зарождались большие проблемы, изменившие жизнь её дочерей. Она была уверена, что знает, как правильно. Не сомневалась в том, что очень любит своих детей, что, конечно, было правдой. Женщина безгранично дорожила ими, помогая в борьбе с их проблемами и болезнями. Но не знала, что любовь бывает безусловной - не за оценки, достижения и послушание, а просто так. От этой непрерывной нагрузки не получалось отдохнуть, расслабиться и просто насладиться совместными радостными минутами - всё было подчинено жёсткому графику. Теперь же Оксана тщательно выискивала в прошлом те лучики радости, которые смогли не погрязнуть в пучине суетливых дел. Всё остальное казалось пустым и совершенно ненужным. В памяти всплывали совместные настольные игры и прогулки, заливистый смех, чтение вслух по вечерам, детские поделки и открытки, их песня, спетая в День матери…

Поразительно, какую силу над человеком имеют устоявшиеся стереотипы и привычки. Мозг становится каким-то не пластичным, закостенелым, не способным видеть и принимать противоположную точку зрения. Оксана утешалась тем, что смогла, наконец, увидеть это искусно завуалированное тщеславие, ради которого были прожиты многие годы. Она вдохновилась примерами людей, оказавшихся в тяжёлых ситуациях, которые пересматривали понятие «счастья» и искренне радовались каждой новой улыбке своего ребёнка, проявлениям его доброты, не строя грандиозные планы на будущее. Ценить время, проведённое вместе, находить позитивное даже в мрачные моменты, дарить любовь и поддержку, просить помощи у Вселенной - вот, чем нужно было жить. И Оксана всё больше проникалась этими смыслами, учась смирению, анализируя ошибки и выливая свои мысли в стихи и небольшие заметки. Женщине стало важно принять жизнь такой, какая есть, с её проблемами и бедами, радуясь новому дню и спустившись с воображаемого пьедестала, на который её поставили ещё в детстве.

В какое-то мгновение она поняла, что изменилась и теперь, наконец, знает, с чем нужно идти дальше. Мысль об этом придала ей энергии, помогла, кажется, найти своё место и предназначение. Оглядевшись вокруг, Оксана обнаружила, что и многие окружающие живут, не замечая собственных ошибок. Возможно теперь, освободившись от пут хитрого тщеславия, она научит и их вглядываться в собственное поведение и находить там не самые лучшие мотивы.

Всё чаще Оксана советовала знакомым, как лучше поступить. Всё больше писала, примеряя на себя роль учителя, который прозрел, и совершенно не замечая, как вновь прочно застряла в паутине тщеславия, так и не спустившись со своего пьедестала…

17.11.2025


Рецензии