На прекрасном голубом Дунае. Часть пятая
24 октября
В гостях у Марии-Терезии
Итак, наша дружная автобусная группа снова в Вене, и сегодня с утра у нас пешая прогулка по городу с «нашей» Светланой. Она приветствует нас, как дорогих земляков, и мы тоже спешим выразить ей свою приязнь. В программе у нас королевская резиденция Хофбург и два главных собора: св. Стефана и св. Петра. Остальное время по собственному усмотрению, но Светлана надавала нам массу рекомендаций: куда заглянуть, где попробовать кофе, а где – молодое вино, где продают лучшие чаи и кофе и где заказать освящённые традицией свиные рёбрышки с только что сваренным пивом. К этой программе мы добавили органный концерт в соборе св. Петра в три часа дня. День всё такой же пасмурный, но не холодно.
Дворцовый комплекс Хофбург совсем рядом с отелем. Обогнули Музейный квартал и вышли на площадь Марии Терезии с двумя дворцами-близнецами. Слева – музей естественной истории, справа – историко-художественный музей, а на площади между ними – грандиозный памятник Марии-Терезии и её сподвижникам. Скульптор Каспар Цимбуш покойно усадил в кресло мать шестнадцати детей и «тёщу всей Европы», как шутили её современники. Памятник замечательный, императрица тоже была очень мудрой и достойной женщиной, но нас от неё отвлекли многочисленные военнослужащие, войсковые палатки и тяжёлая военная техника, расположившиеся на этой площади и на смежной площади перед императорским дворцом. Это шла подготовка к параду по случаю пятидесятой годовщины провозглашения нейтралитета Австрии и вывода из неё последнего оккупационного солдата. Да, повезло Австрии, что и говорить, всем бы так! Среди танков и вертолётов как-то даже потерялись два памятника: императору Францу-Иосифу и принцу Евгению Савойскому на высоких постаментах. Время от времени над площадью с воплем пролетали экстремалы, подвешенные к тросу, так что было не до музейного благоговения.
Хофбург достраивался и перестраивался многими правителями Австрии, поэтому у него сложная планировка. Мне показалось, что мы кружим вокруг дворца, останавливаясь то перед школой испанской верховой езды (ага, видели по ТВ, знаем!), то перед воротами с короной империи, то перед музеем императрицы Елизаветы («Сиси»), матери несчастного принца Рудольфа, то около ратуши и бургтеатра.
«Видел я в Вене святого Стефана…»
По широкой Кольмаркт мы прошли к собору святого Петра с круглым куполом, как у его собрата в Ватикане, и вошли под его торжественные своды. Вот здесь мы через несколько часов будем слушать орган, а пока – дальше, дальше по кривоватой Грабен спешим к кафедральному собору св. Стефана (он же святой Иштван у венгров, он же мученик Себастьян у латинян). Но всё же Таня успевает подставить ручку для поцелуя некоему золочёному субъекту (копии Золотого Моцарта), а я сделала кадр.
Папенька в «Железной дороге» Некрасова хвастает: - Видел я в Вене святого Стефана... Ну, вот, и мы сподобились. Собор грандиозный, в кадр никак не помещается, хотя, по словам Светланы, достроить второй (симметричный) шпиль, как замыслил архитектор, не удалось. Приделали сбоку невысокий купол и... привыкли к нему. Сейчас в соборе идёт реставрация, так что мы не увидели икону с изображением мучений Себастьяна, утыканного стрелами гадких язычников. Зато на площади перед собором увидели довольно занятное представление группы рэперов. Площадь перед собором изуродована каким-то цилиндрическим сооружением (магазины и ресторан), в сплошных стёклах которого отражается фасад собора. Интересно, куда смотрели хранители исторического облика Вены? Чуть в сторонке уличный художник творит свои композиции прямо на глазах у зрителей с помощью баллончика для красок.
Пьём кофе по-венски, не забывая о высоком
Группа прощается со Светланой, благодарит и обещает следовать её советам. Но мы с Таней как-то случайно последовали за ней и оказались в одной из лучших венских кофеен «Hawel» совсем рядом со св. Стефаном. Там не принято заказывать просто чашку кофе, это должен быть обязательно какой-нибудь фирменный кофе, например «Kaizer Melange», в котором кофе и взбитые сливки подаются в пропорции 1:1. И к нему надо обязательно взять булочки с лимонным джемом. Кофе, действительно хорош, душистый и приятный, как раз в моём вкусе.
Кофейня не очень роскошная, но уютная, к тому же, если спуститься по лесенке ниже, то обнаруживается вполне демократическое кафе с обширным меню. И, конечно, кружечка в подарок!
Неподалёку на той же Кольмаркт есть совершенно фешенебельная кофейня Демеля. Мы заглянули туда и попятились, ослеплённые сиянием хрустальных люстр, стеклянных вазочек с шоколадом, подносами, заваленными печеньем и бисквитами самой немыслимой формы, цвета и содержания. Нет, это уже слишком...
Подкрепившись кофе со сливками и булочкой, мы почувствовали прилив сил и резвой рысью направились обратно в Хофбург, в историко-художественный музей. Ну, я вам скажу, это роскошный дворец, но не бело-золотистый, как наш «Эрмитаж», а коричнево-золотой, тяжеловесно богатый. Мы, конечно, не могли осмотреть все его богатые коллекции, но успели пройти по залам великих живописцев: Рембрандта, Рубенса, Тициана, Тинторетто и целого сонма других. Дольше всего постояли перед картинами Рембрандта и Рубенса и долго любовались вестибюлем.
Подошло время концерта, и мы с Танюшкой отправились в собор св. Петра, вошли в его сияющий полумрак и чинно сели на скамье, разглядывая нарядное убранство собора и стараясь по программке представить, что нас ожидает. Но не очень-то получилось: и пьесы, и композиторы оказались неизвестными для нас. Но скоро раскаты органа вознесли нас ввысь и мы, не размышляя об авторах и о временах, поддались чарам этой музыки.
Дегустация и демонстрация
Всё хорошее кончается, закончился и концерт, но вопреки поговорке, хорошее продолжалось. В 16.00 наступило время молодого вина, которое продавалось на крытом ряду вдоль пешеходной улицы Картнерштрассе прямо из бочек. Вино было двух сортов - красное и нежно-розовое, мы выбрали розовое. Вся небольшая улица была заполнена венцами и туристами, попивающими винцо из пластиковых стаканчиков. Искушение было слишком велико, и мы присоединились к дегустаторам. Вино слегка пенилось, пахло виноградом, а минут через пять мы почувствовали лёгкое головокружение. Так вот оно какое настоящее божоле!
Наш сладостный катарсис был грубо прерван барабанным боем и многоголосым скандированием по-немецки. В интеллигентную и очень фешенебельную улицу стала втягиваться колонна диковинных демонстрантов, сопровождаемых полицейскими. Некоторые демонстранты натянули на себя балахоны с нарисованными скелетами и держали в руках косы. Другие изображали отвратительных монстров, третьи несли плакаты, четвёртые мерно били в барабаны, кто-то дудел в трубу, и все что-то выкрикивали время от времени. Весь этот гвалт многократно усиливался мощными динамиками.
Колонна прошла, да и нам пора была возвращаться в отель. Но куда бы мы ни сворачивали, перед нами снова и снова оказывались эти демонстранты. Спасаясь от протестующих, мы оказались возле городского сквера, где в первый день покупали билеты в Золотой зал. Нас приветливо встретил весёлый Моцарт, озарённый последними вечерними лучами солнца, и мы по очереди сфотографировались с ним.
Простившись с Моцартом, пошли по Опернринг, полюбовались напоследок венской оперой, но когда подошли уже к нашей Мариахильферштрассе, нас снова настигли знакомые ритмичные вопли и барабан! Уж не идут ли эти борцы к отелю «Адмирал»?!! Но тут колонна остановилась перед витриной мехового магазина, и гвалт усилился. Оказалось, что это была демонстрация против убийства животных ради меха. Это, конечно, похвальная акция, но обречённая на неуспех: люди едят животных и одеваются в их шкуры, так было всегда.
Наш ответ демонстрантам
Этот тезис мы подкрепили с большой силой, когда вечером собрались небольшой женской компанией в пивоварне «Sieben stern» (Семь звёзд) недалеко от нашего отеля. Пивоварне этой далеко, конечно, до «Новоместского пивовара» в Праге, но ей тоже не откажешь в выдумке и живописности. Она приспособила старый дом, устроила в нём несколько небольших залов и даже перекрыла дворик, так что наш столик примостился у ствола старого дерева. Гвоздём программы были жареные свиные рёбрышки.
Раззадоренная рассказами Светланы Анатольевны и забыв об истории со шницелем по-ковальски в прошлом году в Польше, Таня заказала целую порцию рёбрышек. Я спасовала и взяла полпорции тушёной говядины с жареной картошкой и шпинатом. Принесённые мне блюда и судки были очень внушительны, но, когда перед Таней начали ставить её заказ, она растерялась: рёбрышки оказались двумя боками солидного полугодовалого поросёнка, а к нему ещё гора гарнира! Только толстый и румяный австрийский Bauer с тренированным брюхом мог одолеть такую порцию, а Таня, как ни старалась героически, как ни утрамбовывала рёбрышки отличным свежим пивом, не смогла съесть и половины. Пришлось просить упаковать их с собой.
Вот на такой мажорной ноте закончился третий день нашего пребывания в хлебосольной Австрии. Мы увозили из неё прекрасные музыкальные, художественные, зрительные и гастрономические впечатления, подкреплённые фунтом хорошего кофе и красивой банкой настоящего «Чая из Вены». В промежутках между мероприятиями мы успели купить на Мариахильферштрассе дюжину-другую сувениров, а я ещё успела найти почтовое отделение и отправить в Париж набор салфеток из Венгрии для одной приятной дамы..
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225111701355
Вы написали прекрасный рассказ о пребывании в Вене! Так всё ярко, живо, что, как будто, я и сам лично всё это видел. Завидую Вам по-доброму и восхищаюсь...
С дружеским приветом,
Олег Каминский 18.11.2025 19:05 Заявить о нарушении
Маргарита Головатенко 19.11.2025 08:33 Заявить о нарушении