4 - А если последователи придумали себе религию?
Христа назвали Богом только Его последователи, между которыми было много споров и непонимания, при этом Сам Христос никогда не называл себя Богом прямо и ясно. Могло ли быть, что последователи придумали себе религию?
Ответ:
Вы задаете самый главный и сложный вопрос, который лежит в основе разрыва между христианским и, например, исламским или иудейским пониманием Иисуса. Давайте разберем ваш аргумент по частям.
Вы абсолютно правы в двух констатациях фактов:
Свидетельства исходят только от последователей. Это логично для любой исторической фигуры. У нас нет римских источников I века, которые бы провозглашали Иисуса Богом.
Сам Иисус никогда не говорил прямым текстом: "Я — Бог, поклоняйтесь мне". Его самоописание было более завуалированным и мессианским.
Теперь давайте рассмотрим возможные интерпретации этих фактов. Могло ли быть так, что последователи "придумали религию"? Это возможно, но тогда возникает несколько серьезных исторических и логических вопросов, на которые нужно ответить.
Аргумент против гипотезы "выдумки" (проблемы, с которыми она сталкивается) -
Если ученики все выдумали, то почему:
1. Они выбрали концепцию, абсолютно чуждую и шокирующую для их мира?
Для иудеев, среди которых родилась эта вера, монотеизм был абсолютной и неприкосновенной истиной. Заявить, что человек — это Бог, было не просто ересью, это было богохульство, каравшееся смертью. Ученики, будучи ортодоксальными иудеями, с самого начала знали, что их проповедь вызовет ярость религиозных властей.
Для язычников (греков, римлян) это было странно. В их мире были полубоги (герои, сыновья богов), но утверждать, что один конкретный распятый преступник является единственным истинным Богом, было "безумием" (1 Кор. 1:23).
Выдумывать веру, которая изначально отталкивает и иудеев, и язычников — очень странная и неэффективная стратегия для создания успешной религии.
2. Они пошли на смерть за эту "выдумку"?
Людей можно уговорить на многое, но очень сложно заставить их умереть за то, что они сами сочинили, зная, что это ложь. Все основные апостолы, согласно надежным раннехристианским и внебиблейским источникам, приняли мученическую смерть (Петр, Павел, Иаков и др.). Они не получали от своей проповеди ни денег, ни власти, ни безопасности — только гонения и смерть. Умирают за истину, которую видели, но крайне редко — за сознательную ложь.
3. Их рассказы содержат "неудобные" детали?
Если вы выдумываете историю о Боге, вы делаете ее безупречной. В Евангелиях же мы видим:
• Слабость учеников: Они постоянно не понимают Иисуса, спорят о местах у трона, трусят, а один и вовсе предает Его.
• Крест как позор: Распятие было самым позорным и мучительным видом казни в Римской империи. Ни один выдумщик I века не стал бы делать символом своего Бога орудие пыток. Мессия должен был быть победоносным царем, а не страдающим рабом.
• Первые свидетели Воскресения — женщины. В иудейском обществе I века свидетельство женщины не считалось значимым. Если бы история выдумывалась, чтобы быть убедительной, первыми свидетелями сделали бы мужчин-апостолов.
Эти "неудобные" детали говорят в пользу того, что авторы записывали то, что видели, а не то, что было бы выгодно придумать.
Так что же говорил Иисус о Себе? Косвенные, но мощные утверждения:
Вы правы, что прямых слов "Я — Бог" нет. Но Иисус постоянно делал заявления, которые в иудейском контексте могли означать только одно — притязание на божественность.
Прощение грехов: Он говорил парализованному: "Чадо! прощаются тебе грехи твои" (Марк 2:5). Книжники сразу же возмутились: "Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?" (Марк 2:7). Прощая грехи, Иисус присваивал себе прерогативу, принадлежащую только Богу.
"Я есмь" (Эго Эйми): В Евангелии от Иоанна Иисус неоднократно использует эту фразу ("Я есмь хлеб жизни", "Я есмь свет миру"). Но кульминация — в Ин. 8:58: "Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь". Словосочетание "Я есмь" (греч. Эго Эйми) — это прямой отсыл к Божественному имени, открытому Моисею в Неопалимой купине (Исход 3:14). Иудеи прекрасно это поняли и схватились за камни, чтобы побить Его за богохульство.
Принятие поклонения: В иудаизме поклонение воздается только Богу. Иисус неоднократно принимал поклонение (от исцеленного слепого, от учеников после Воскресения), не останавливая его. Если бы Он был просто пророком, он должен был бы сказать: "Не мне поклоняйся, а Богу!"
Вывод: две основные модели интерпретации
Итак, у нас есть два набора данных:
Данные А: Иисус не говорил прямо "Я — Бог", но делал заявления и действия, приравнивающие Себя к Богу.
Данные Б: Его последователи, будучи монотеистами, очень скоро после Его смерти начали открыто исповедовать Его как Бога и шли за эту веру на смерть.
Модель 1 (Христианская): Ученики не "придумали" божественность Христа. Они, будучи свидетелями Его жизни, смерти и, что ключевое, Воскресения, постепенно осознали и истолковали то, Кто Он был на самом деле. Их вера была не выдумкой, а ответом на то, что они видели как божественное откровение в личности Иисуса. Их учение о Троице стало попыткой объяснить, как Тот, Кто молился Отцу, может быть тем же самым Богом.
Модель 2 (Скептическая): Ранние христиане, находясь под глубоким впечатлением от личности Иисуса и, возможно, веря в Его воскресение, постепенно мифологизировали Его образ. Со временем, под влиянием эллинистических идей о "божественных людях", они возвели Его в ранг Бога, исказив Его первоначальное учение.
Что выбрать? Этот выбор зависит не только от исторического анализа, но и от мировоззренческих предпосылок. Если вы априори исключаете возможность чуда и божественного откровения, то Модель 2 будет для вас единственно возможной. Если же вы допускаете такую возможность, то Модель 1 представляет собой последовательную и исторически обоснованную систему, которая объясняет как "неудобные" детали в Евангелиях, так и радикальную веру первых христиан.
Таким образом, гипотеза "последователи все придумали" возможна, но она сталкивается с серьезными историческими и психологическими трудностями, которые заставляют многих исследователей, даже неверующих, считать ее упрощением.
Свидетельство о публикации №225111701427