Русский Моисей. Последний этап борьбы

Русский Моисей.

ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП БОРЬБЫ.

Остатки Белой армии, перебравшиеся в Крым, были полностью дезорганизованы. Повсюду царило упадническое настроение. Боеспособных частей насчитывалось до 35 тысяч человек при 500 пулемётах и сотне орудий. Кавалерия практически отсутствовала, обозов не было вовсе.
Исходя из сего плачевного состояния, барон начал с того, что стал приводить армию в боеготовность, переформировывая части.
Для начала он уволил генералов Покровского и Шкуро как злостных и разнузданных грабителей и мародёров. Затем переименовал Вооружённые Силы Юга России просто в Русскую армию, вернув название, которое она носила до 1917 года. Все войска соединил в 3 корпуса: Крымский, Добровольческий и Донской. Ввёл награды. Разработал и утвердил Орден Святого Николая Чудотворца, который приравнивался к ордену Святого Георгия.
Как вскоре выяснилось, преобразования сделаны были весьма вовремя. 13 апреля 1920 года войска красных атаковали Крымский перешеек в районе Перекопа силами эстонских и латышских частей. Вместе с ними воевали и интернациональные бригады. Реорганизованная Русская армия отбросила противника от перешейка. И войска Врангеля снова поверили в себя, а население Крыма – в свою армию-защитницу.
Продолжив реформировать части, Пётр начал наступление в июне в Северную Таврию. Русской армии удалось вырваться, наконец, из полуголодного Крыма, выйдя на простор и плодородные земли Новороссии.
В августе Врангель направил морской десант на Кубань, возлагая надежду на поддержку местного казачества. К сожалению, они её там не получили. Дело в том, что тамошнее население ещё не успело хлебнуть полной горстью «ига большевизма» и надеялось, устав от войны, что Советская власть предоставит им самостоятельность управления краем. И посему избегали примыкать к частям Русской армии.
Тем не менее, в Таврии численность войск увеличилась до 60 тысяч. После чего была предпринята попытка прорыва на Донбасс и Правобережную Украину
В это самое время Врангель сформировал правительство Юга России и начал проводить весьма прогрессивные для того времени реформы (подобие НЭПа). Но, к сожалению, для страны в целом это произошло слишком поздно. В то же время барон хотел показать на примере Крыма и Таврии пользу новой экономической политики, чем привлечь народ, находящийся под большевиками, на свою сторону. И этим его деятельность показалось смертельно опасной вождям красных.
Вот что Пётр сам написал: «…Не триумфальным шествием к Москве из Крыма можно освободить Россию, а созданием хотя бы на клочке земли русской такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным гнётом народа России.»
Таким образом, на территории Крыма создавался плацдарм, где можно было провести в жизнь новую политическую программу, создав модель «Белой России» в качестве противовеса России большевистской.
Главным ему представлялось осуществление земельной реформы, на которой можно было создать новую социальную базу Белого движения, делая ставку на среднее и зажиточное крестьянство, которое легко сможет обеспечивать армию и тыл, горячо поддержав новую власть.
Сии успехи могли стать примером для всей страны в целом, что не только должно, но и можно жить людям хорошо при новых порядках, как это создавалось в Белой России.
Однако, как мы уже заметили, время было упущено, так как до сей поры вся Европейская часть России видела в Белой армии лишь возврат к царским порядкам, восстановление власти помещиков и фабрикантов. Да и весь народ уже устал и от Великой, и от братоубийственной Гражданской войн.

А на проведение в жизнь всех преобразований требовалось не только время, но и средства. А ни того, ни другого у Врангелю пока катастрофически не хватало.
Лето 1920 года прошло в беспрерывных боях, в результате которых численность армии барона сократилась наполовину. Вновь же набранные кадры по своим воинским качествам не шли в сравнение с прежними.
Весь сентябрь прошёл в сражениях на Донбассе. В это время Русская армия добилась своих самых больших успехов. Казачьи части Донского корпуса взяли Юзовку. Фронт, однако, как и год назад, оказался непомерно растянут.
Но уже к середине октября войска красных начали быстрое контрнаступление. И армии Врангеля вновь пришлось отходить в Крым. Пётр ещё надеялся, что в России могут начаться восстания против большевистского ига. А перезимовав в Крыму, можно будет опять вырваться на оперативный простор.
Но Советы решили покончить с Русской армией как с наибольшей своей опасностью ещё до конца года. Тем паче примеры реформ Врангеля им были вовсе ни к чему. А войска большевиков, после заключения мира с Польшей, теперь было можно бросить на Юг. И направили 1 и 2 Конные армии, 51 дивизию Блюхера, а также привлекли на свою сторону и повстанческую армию Махно. Последней наперёд наобещали разного рода преференции.
Штурм Перекопа шёл несколько дней. Большевикам всё же удалось взять укрепления и войти в Крым.
Барон записал о сем позе: «Гроза надвигалась, наша участь висела на волоске, необходимо было напряжение всех душевных и умственных сил. Малейшее колебание или оплошность могли погубить всё».
За оставшееся время Врангель подготовил и осуществил добротный план эвакуации, о чём Русская армия была извещена Приказом от 12 ноября. Всем желающим оставаться в России предоставлялась полная свобода выбора. При этом пока ни одна из союзных стран не изъявляла желание в приёме беженцев.
За три дня 126 судов флота из портов Севастополя, Феодосии и Ялты вывезли военных и гражданских лиц.
Последний корабль покинул родные берега 17 ноября 1920 года. Эвакуировано было 145 тысяч 693 человека, не считая экипажей кораблей. Около 50 тысяч начитывали военные, при 6 тысячах больных и раненых, 7 тысячах женщин и детей.
Спасение народа российского явилось самым главным подвигом барона Врангеля. Флот, направившийся к берегам Турции, состоял из 66 судов, из коих 18 были боевыми, 26 транспортов и 22 мелких судна, 9 пароходов и небольших торговых судов.
В то же самое время более 20 тысяч солдат и офицеров Русской армии остались в Крыму, зачастую вместе с семьями. Кроме них осталось так называемое «контрреволюционное сословие» — это купечество, учителя, врачи и другие.
Советская власть откровенно наплевала на данные ранее широкие обещания о гарантиях безопасности от имени командования Южного фронта в лице Фрунзе и просто приступила к тупому и безжалостному истреблению этих людей.
Возглавляли это стадо кровавых упырей – большевиков еврейка Землячка и венгр Бела Кун.
Мать Петра Врангеля, Мария Дмитриевна, весь период Гражданской войны жила в Петрограде. Её приятели после того, как сын стал Главнокомандующим Русской армией, поселили женщину в общежитие для беженцев под именем «вдовы Веронелли». Она ещё и работала, что характерно, под своей подлинной фамилией. Но в конце ноября 1920 года покинула Россию.


Рецензии