Теймураз Габашвили
Новичок казанского соревнования Теймураз Габашвили, пожалуй, является наиболее титулованным российским участником Kazan Kremlin Cup за трехлетнюю историю его проведения. Ровно три года тому назад Габашвили вышел на пик своей карьеры, став 59-й ракеткой мира. А полгода назад он отличился на стартах летней Универсиады в Шеньчжэне, став там серебряным призером. Но в качестве затравки для разговора мы использовали «национальный вопрос».
- Теймураз, судя по вашей фамилии, вы по национальности грузин?
- По отцу я грузин, мама у меня русская. (В Википедии, к которой мы обратились уже после разговора с Габашвили, сказано, что родился он в Тбилиси. А в Москву переехал в девять лет, и, естественно, стал гражданином России. – Прим. Авт.)
- Теннисисты – люди мира. Пожалуй, после шахматистов, вы главные интернационалисты. Меняете гражданство, как перчатки. И никакого удивления не вызывают вопросы, задаваемые в интервью нашим спортсменам – не хотят ли они сменить гражданство? Нине Братчиковой можно было бы стать португалкой, Ирине Хромачевой – бельгийкой. А Ксения Первак всего месяц с небольшим, стала нью-казахстанской…
- Перебью вас. С Казахстаном особая история. Вы же знаете, что смена гражданства, которую осуществили несколько лет тому назад наши теннисисты Андрей Голубев, Михаил Кукушкин, Юрий Щукин, Евгений Королев (Плюс Галина Воскобоева и Ярослава Шведова. – Прим. Авт.), прежде всего, были вызваны решением их проблем финансового характера. Насчет Ксении Первак я, конечно, удивился, у нее, по-моему, финансовых проблем не предвиделось. Что касается наших экс-россиян, то на момент смены гражданства у них не было особых возможностей и перспектив в России для самореализации, никто им особо не помогал, а Казахстан предоставил возможность тренироваться и играть за счет государства. Они финансируют поездки на турниры, кто же от такой перспективы откажется? И, мне кажется, выгода от их сотрудничества обоюдная. На то время, когда Голубев, Кукушкин и Ко принимали предложение Казахстана, они стояли во второй сотне. И шансов подняться у них, останься ребята на родине, не было бы ни-ка-ких. А так и они поднялись в личном рейтинге, и сборную Казахстана вывели в Мировую лигу Кубка Дэвиса.
- Сборная Грузии тоже могла бы серьезно подняться, сыграй за нее хотя бы три участника турнира в Казани – Габашвили, Шалва Джанашия и Глеб Багателия. Не поступали предложения помочь родине предков?
- Мне - нет. Хотя слухи ходили разные. Пф-ф (выдыхает). Сложно говорить на темы, касающиеся области предположений… Но видно, что теннис в Грузии сейчас «мертвый».
Хотя когда-то была школа чуть ли не лучшая в СССР.
- Александр Метревели, ваш тезка Теймураз Какулия – эти имена членов сборной СССР, лично я помню с детства. В 80-е годы был еще Владимир Габричидзе, из первой десятки сильнейших теннисистов Союза, среди женщин «звездила» Лейла Месхи. (Интернет подсказал, что после развала Союза, Грузия дала миру еще одного заметного игрока Ираклия Лабадзе. – Прим. Авт.) Куда же все подевалось?
- А куда все девается, когда исчезает заинтересованность? Я слышал, что нынешний президент Грузии заинтересован в развитии горнолыжного спорта, что несколько удивительно для этой страны. Традиционно сильного регби, футбола. Теннис в числе приоритетов отсутствует. Поэтому не имеет смысла комментировать то, чего нет.
- Вы приехали в Казань с тренером?
- Здесь находится мой первый тренер Андрей Олегович Кесарев, который пообещал мне помогать по ходу турнира.
- Местный мужской турнир еще не может похвастать тем, что его выигрывали россияне. Когда, по-вашему, изменится эта ситуация?
- Надеюсь, что в этом году мы преодолеем наши неудачи. Либо в личном турнире, либо в паре, а еще лучше и там, и там.
- Ставите на себя?
- Думаю, что имею на это право. К тому же, сюда приехал молодой талант Евгений Донской, плюс заявлен Александр Кудрявцев, очень хорошо готовый, после Австралии. В принципе, в Казани подобрался неплохой подбор российских игроков, а уж сам уровень для России более, чем серьезный.
- Кудрявцев, впервые попавший в основную сетку открытого чемпионата Австралии, наверняка приехал в Казань с мыслями – «Жизнь удалась».
- Вполне возможно. Сами судите, добиться такого успеха в 26 лет – дорогого стоит. Пусть и попал по сетке сразу на Роджера Федерера. Хотя, может еще и по этой причине. Это же приятно играть свой матч в вечернее время на центральном корте турнира Большого Шлема. Не каждому это удается, особенно, если ты не стоишь в сотне, как Саша. Надеюсь, что он туда еще попадет.
ЮРИЙ ЩУКИН
Про Юрия Щукина мы частенько говорили во время наших предыдущих интервью. Обсуждали его переход, как с вице-президентом Федерации тенниса России Лазаревым, с лучшим из россиян по итогам Кубка Казанского Кремля Константином Кравчуком. Теперь вот, наконец, дождались общения с самим первоисточником. Впрочем, поводом для разговора было, все-таки, его победа в парном разряде турнира.
- Очень приятно выиграть турнир, тем более, в России. Пусть я сейчас я выступаю за Казахстан, но Россия является моей родиной, душой я здесь. К тому же, играть в таком шикарном центре само по себе очень здорово. Думаю, что это лучший центр в России, а, может быть, даже в Европе. Потому, что, если честно, подобных залов я во время выступлений на турнирах просто не видел.
- Знаю, что ваш победный дуэт с Мертлем сложился только здесь. А как, вообще, происходят соглашения о выступлении в паре? Например, правша ищет левшу…
- Нет. Изначально в расчет идет национальный фактор, все-таки, с соотечественником можно еще и пообщаться во время турнира, помимо соревнований. Потом принимаются в расчет личностные отношения. Все-таки, мы уже давно ездим по турнирам практически в одной компании, и тут уже складываются различные симпатии, или, наоборот, антипатии. Смотришь, с кем ты сходишься характером, с кем – нет.
- Вы душой в России. А конкретно в каком месте?
- Ну. Скорее всего, в Москве. Москве, Подмосковье. Там я жил с 13 лет. Это сейчас теннис начинает постепенно развиваться в регионах, а когда я пришел в этот вид спорта, то базировался он в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге.
- Ну, как же тогда пример Андрея Черкасова из Уфы, Евгения Кафельникова из Сочи, Игорь Куницын, если я не ошибаюсь, с Дальнего Востока.
- Поймите, родиться талантливый теннисист может где угодно. Корты, может быть, везде найдутся. Но основная проблема во время роста, это спарринги. А их нигде нет, кроме городов, которые я перечислил. Нет в других городах игроков, на которых ты можешь расти. Во всяком случае, в моем родном Кисловодске серьезных спарринг-партнеров не было.
- Как случилось ваше приглашение в сборную Казахстана. И почему в состав приглашенных вошли вы, Кукушкин, Голубев, Королев, Шведова, и еще одна теннисистка, фамилию которой в интернете пишут по-разному, то Воскобоева, то Воскобойникова.
- Галина Воскобоева. Еще в женской сборной Казахстана задействована экс-болгарка Сесиль Каратанчева. В принципе, приглашение нашей троицы, меня, Голубева, Кукушкина происходило без особых проблем. Мы не были задействованы в играх за сборную России на Кубке Девиса, или других командных турнирах, и нам не нужно было дожидаться окончания трехлетнего карантина, как принято перед сменой гражданства. К тому же, наш возраст показывал, что перспективы попадания в сборную у нас уже нет. Девушек отдавать тоже было логично, в России их на несколько сборных хватит. А вот с Королевым дело обстоит несколько иначе. Евгений еще молод, едва перевалило за 20, и на него делались ставки, как на игрока национальной команды уже в ближайшем будущем. Тем более, что он уже входил в сотню сильнейших теннисистов мира.
Если же говорить о нашей смене гражданства, то привело к ней смена руководства Федерации тенниса Казахстана. Там было решено сделать серьезные инвестиции в теннис, и сделать первоначальную ставку на легионеров, пример которых должен был вдохновить местную перспективную молодежь на карьерный рост. Пока же этого не случилось, мы на ближайшее время должны выступать за Казахстан на командных соревнованиях. Первый успех пришел практически сразу же. На Кубке Хопмана, на котором Казахстан участвовал впервые в своей истории, Голубев и Шведова переиграли россиян Игоря Андреева и Елену Дементьеву. Сейчас нам предстоят выступления в Зоне Азии и Океании за выход в высшую лигу Кубка Девиса. Первый нас соперник Корея, а победитель нашего противостояния выходит на другого победителя из пары Узбекистан-Китай. Думаю, что там больше шансов на победу у Узбекистана. А дальше будем посмотреть. У Узбекистана тоже, в принципе, неплохие теннисисты для азиатского континента, но, скажу без ложной скромности, такого сильного подбора игроков, как у Казахстана, в Азии нет ни у кого.
Свидетельство о публикации №225111702129