Часть вторая. Малыш или В помощь бездомным животны

Рассказ первый: «МАЛЫШ» или «В ПОМОЩЬ БЕЗДОМНЫМ ЖИВОТНЫМ».


Изображение иллюстрации сгенерировано нейросетью Алиса Al.


Часть вторая из цикла: "Малыш" или "Собачья жизнь"...

… Собачёныш умирал. Собачий щенок – подросток, гладкошерстный и рыжевато –пегий, он не успел еще заматереть и окрепнуть для того, чтобы успешно противостоять морозам, холодам, зиме...

Лежал на полу: мокром, ребристом и грязном полу рейсового автобуса.

Свернувшись клубком, малыш дрожал. Жизнь едва трепетала в нем, истаивая от холода и бескормицы. Щенок понимал это, берег тепло, экономил силы.

...Он уже не искал еду – терпел, ждал...

Сытная еда и жизнь в тепле еще могли поставить собаку на ноги. Бездомная жизнь - медленно убивала.

Предложенное печенье собачонок разгрыз и съел. Конфету – карамель «Льдинка» сгрыз тоже. Без особого желания, но с пониманием – надо.

...Он всерьез боролся за жизнь и все - таки медленно уплывал за ту черту, где ЖИЗНЬ смиряется , перестает бороться и легко, без боли, ускользает в НЕБЫТИЕ...

Собачий подросток смотрел на меня внимательно и пристально. Он не просил и не выпрашивал ничего, не ждал.

Иногда МОЖНО разговаривать без слов. В тот момент я щенка понимала. Он молча спрашивал у меня умирающий от голода и холода пес:

- Ты меня понимаешь? Ты можешь взять за меня ответственность? Я бы съел чего – нибудь еще, горячего или мясного.

– И молча ждал затем, от слабости, мало интересуясь содержанием моего ответа.

Ничем помочь не могла, отделенная от погибающего щенка совсем немногим.

...Всего лишь тонким и плохо согревающим на холодном ветру пальто.

Да ещё некоторыми видовыми признаками и отличиями, определяющими принадлежность к виду «Хомо Сапиенс».

То есть человек, который, как и другие жители вокруг, в последние двадцать лет всеобщего непрерывного кризиса, стали чувствовать себя, то мало разумными особями, а то и чем – то и неразумными вообще...

И вместе со щенком – подростком жила я сейчас по одинаковым понятиям и точно такому же общему собачьему и человеческому Кодексу, пригодному в зимнее и морозное время для бездомных собак и безработных женщин.

С основной статьей закона в нем прочитанной и понятой нами одинаково:

- Не верь, не бойся, не проси. Попросишь помощи – лучше не будет...

Задыхаясь от отчаяния и жалости к бездомному щенку, я знала: «Холодов собака не перенесет. До лета дожить не сможет».

Поэтому просила заступничества мысленно. Сама не знала обращаюсь к кому: К людям или к Судьбе, одинаково безразличной и недоступной для нас обоих:

- Пожалуйста, будьте бдительны! Они всегда ходят среди нас …

Черные и рыжие, лохматые и гладкошерстные …

...А самое главное и самое страшное, наверное, то что на Земле мы живем все вместе:

Собаки, кошки и люди тоже, бежим наверх по одному общему эскалатору, который постоянно и медленно опускается вниз.

Эскалатор называется естественно и точно: Природный отбор. А также: «Выживает наиболее приспособленный, он же сильнейший». И не всегда им оказываешься, вдруг, ты …

...В последнее время на улицах города появляется так много бездомных и беспризорных: Собак, детей, инвалидов …

...Знаете, а это так легко, увидав проходящего мимо или подошедшего к Вам побродяжку не отворачиваться, заторопившись вдруг, с видом озабоченным или презрительным.

...Не зарычать.

А очень приветливо взмахнуть разок – другой хвостом, улыбнуться ласково, оскаливая в улыбке ровные и белоснежные зубы.

...И протянуть для помощи лапу с заранее припасенным в ней сухариком...

...О чем же я? Ах, да! О беспризорных животных на улицах нашего Города …



Рассказ второй: "СОБАЧЬИ СВАДЬБЫ"...

... В городе представляют собой иногда, зрелище интересное, и примечательное.

Стая кобелей, непрерывно взлаивающая и постоянно грызущаяся между собой за обладание "течной" сукой, вполне может, заигравшись, или в азарте схватки, напасть на одиноко гуляющего ребёнка.

Проблема бродячих собак в нашем городе всегда стоит достаточно остро. И, особенно, обостряется весной...

В течение зимы я много раз встречала беспризорных собак хорошей породности, например, эрдельтерьеров и ризеншнауцеров, интеллигентного вида и хорошего поведения, тоскливо мёрзнущих РЯДОМ с людьми. Собаки собирались у магазинов или лежали на крышках канализационных люков. Вытяжка тёплого ветра из дверей магазина или чуть более теплые, чем снег, сточные воды не обещали согреть, но хоть как - то растягивали умирание бродячих собак, как процесс. Продлевали жизнь на некоторое, неопределённое время...

Сердобольные старушки, торгующие семечками, укрывали собак тряпками. Женщины подстилали на асфальт газеты, собак кормили.

Иногда, эти же женщины пытались устроить собачью судьбу...

Более приспособленные к уличной жизни "беспризорники" собираются в стаи и пытаются выжить самостоятельно. Я вспоминаю рассказ рабочего. Его завод расположен за чертой города, в нескольких километрах от городских окраин, вдали от построек и автомобильных дорог.

После окончания второй смены рабочие Станкозавода "Профиль" часто вынуждены добираться домой самостоятельно, пешком или на велосипедах, километров пять. Рабочий рассказывал мне:

- Я еду вечером, часов в одиннадцать, на велосипеде, а меня сопровождает, со мной рядом бежит и на велосипед гавкает, стая бродячих собак. Если бы я шёл пешком или не удержал бы, вдруг, равновесие и упал бы с велосипеда или упал бы вместе с велосипедом, разорвали бы собаки меня, обязательно.

Стаи бродячих собак создавали проблему всегда. Пожилой и сельский ветеринарный врач рассказывал мне, однажды, как во времена его молодости, зимней ночью, недалеко от деревни, его окружила стая бродячих собак.

Собаки молча сидели около человека, окружив его кольцом. И, также молча рассматривали. Уже не Хозяина и не Повелителя, собаки не смотрели больше на одинокого человека так. Но и как на добычу собаки не смотрели пока на человека тоже...

- Палка мне не помогла бы, - вспоминал своё "приключение молодости" старый ветеринарный врач. - И убегать я не пытался. Знал, если набросятся собаки всей стаей, то обязательно настигнут и догонят, схватят и разорвут. Спасли меня разговоры.

Собакам, оказывается, тоже можно "заговорить зубки".

Человек добросовестно и приветливо разговаривал с наполовину одичавшим, голодным зверьем и неторопливо шёл вперед.

Человек подходил к кольцу из собак и неторопливо, и приветливо, шел прямо на них. Тогда стая размыкала кольцо и выпускала человека.

На время. Потому что видела его спину и догоняла добычу, которая пыталась от охотников стаи уйти. Кольцо из собак смыкаломь около человека снова.

Так стая собак "провожала" до околицы села. И не напала, даже не попыталась напасть ни разу. На окраине села отпустила молодого, тогда ещё, ветеринарного врача и молча ушла.



Массовые акции по уменьшению численности бродячих собак почти не приносят результата. По мнению некоторых специалистов такие "акции", как отстрел бродячих собак или разбрасывание отравленных приманок с целью уменьшения поголовья бродячих собак в стае, безусловно вредны.

Московские специалисты: Биологи и экологи, предпочитают тщательно изучать своё подопечное поголовье " побродяжников", состоящее, в основном, из бродячих собак. А затем они, специалисты - люди, осторожно убирают из стаи особей агрессивных, особей скандальных и собак - любителей погавкать по утрам, нарушителей утреннего покоя и сна людей в городе и в микрорайоне.



Эффект бывает достижим "малой кровью".

...Конечно же, "собачья свадьба" в городе, явление внушительное. Выкатывающийся, вдруг, из переулка, косматый, визгливый, постоянно грызущийся между собой, визжащий и громко лающий клубок из мохнатых собачьих тел!...

И непрерывно, при этом, спаривающийся. И живут в это время собаки по законам собачьей стаи и своей собственной собачьей жизни. Но город спроектирован и создан, в первую очередь, для людей...



Рассказ третий: "УДАР".


Внутрисоседские тесные переплетения отношений и судеб могут показаться неожиданными случайному взгляду постороннего наблюдателя. И судьбоносными, часто и неожиданно, оказываются они.


. От стука неожиданного, утреннего, просыпаясь рано увидишь под своим окном вершину могучего и старого тополя и удивишься(мой этаж первый!), вспоминая о том, что вчерашним вечером и ствол, и крона дерева были на привычном месте, находились далеко и высоко над головой, в вышине блекло - голубеющего неба, приветствовали прохожих качанием ветвей, протяжным шумом.

Сегодня с утра, со вздохами, похожими на стон, деревья складывались по частям и без предупреждения ложились на мостовую округлыми ровными распилами.

Летали крупитчатыми и мелкими опилками, предназначались на вывоз ради того, чтобы не пострадали надворные постройки соседей, сараи - развалюхи, их прочая собственость.


. Затем наступала Эпоха Борьбы с Бродячими Кошками. Кошки нуждались в приюте, кормлении, уходе и тепле. Могли бы быть полезными, так как вместе с холодами и осенью из подвалов и сараев в дома устремлялись вездесущие проныры: мыши и крысы.


. Закрытое Общие Собрание Избранных и Наделенных Мнением Жильцов Дома постановило:

“От кошек во дворе избавляемся”.

Кошки бездомные скапливались во дворах самостоятельно. Приходили откуда - то, пробирались через обветшавшие сараи, через дыры внутри обветшавших стен. И, неожиданно, оказывались в новом просторном дворе.

Здесь, во дворе, начинали мыться. Вылизывали шёрстку, приводили себя в порядок. Надеялись, что на новом месте, начнётся у коша;к новая, лучшая, жизнь!

И как же коты и кошечки жестоко ошибались!

Постановление Авторитетных Жильцов старого дома носило характер авторитетный и императивный!

То есть, без доказательности, заранее приговорительный и наказательный!

Котов, сначала, приманивали вкусной едой так, что обалдевшие от перемены своей тяжёлой жизни, от поворота своей жизни к настолько лучшему, коты забывали, постепенно, о страхе перед людьми.

И приходили не только попитаться к чашке с выставленным ла;комым кормом, но и отдавались потихоньку, людям в руки...

Неистребима бывает у всех кошек, у каждого из самых самостоятельных "уличных" котов, привычка, воспитанная ещё в той, давно прошедшей и благополучной жизни, немного помурчать, выгибая спинку. Придавливаясь или продавливаясь всем телом под тёплой и ласковой, поглаживающей спинку или подбородочек, человеческой, хозяйской, рукой...

И в этом бывала главная кошачья ошибка...

Нельзя было доверяться в этом дворе, этой ласковой и поглаживающей руке. Прикормивши и обласкавши котёнка или кота, ласковая рука безошибочно сжималась на загривке у кошки!

И бесполезно было дальше мяукать. И бесполезно было пощады просить.

Кота или кошку загружали в прочный мешок. В зависимости от количества набежавших во двор котов, мешок бывал большим или маленьким.

И, если мешок был большим, то брали старую тачку и вывозили всем шевелящимся пакетом к мусорным ящикам, что стояли немного в отдалении от дома, квартала, примерно, на полтора...

И там, если верить подслушанным потом соседским разговорам, освобождали мешок от еле живых котов. И оставляли кошек у мусорницы...

Или же, как подозревала, иногда, я, а мешок был очень грязным, ненужным и старым, могли и забросить этот мешок вместе с его живым, шевелящимся содержимым прямо в мусорный бак.

Для верности, не развязывая горловину мешка. Потому что вывезенные на тачке к мусорным бакам коты, никогда - никогда больше во двор нашего дома уже не возвращались...

И как же могла вмешаться я в тот "беспредел", что творился во дворе соседями. Если сама жила, вместе с семьёй, на съёмной квартире. И зависела не только от ежемесячной оплаты своего съёмного жилья, которую надо было каждый месяц передавать своей квартирной хозяйке, попутно демонстрируя ей, что мы не порушили драгоценное " хозяйское" жильё, поддерживаем порядок, не разломали драгоценные, изношенные поколениями предыдущих квартиросъёмщиков и жильцов: Стулья, столы и поношенные долгой жизнью шкафчики...

Старик - сосед был храбрее меня. Он в этом дому, как ответственный полностью квартиросъёмщик, свою собственную комнату занимал.

Но если старичок подбирал котёночка из дворовых и бездомных котят и забирал его жить к себе домой, то также получал от своих Ответственных Соседей многие предупреждения: Петицию, Демонстрацию, против него, старика, Авторитетную Соседскую Коалицию...



...Малюсенький белый котенок ничего этого не знал. Он умирал, из окошка выпавший.
Я мимо шла, посторонних не замечая, общественным дворовым мнением навсегда предупреждённая и раздавленная. Котенка заметил муж.


- Смотри же, - сказал мне Мужчина. - Сидит. Котёнок больной и маленький. Давай его возьмем.


Я посмотрела на котика внимательно. Если бы не была так запугана Общественным Дворовым Мнением, то обязательно бы взяла домой котёнка. И ему бы помогла.

Но не рискнула и побоялась взять домой маленького кота. Затем прошла мимо.


. Есть люди, самой Судьбой поставленные для сохранения и сбережения обиженных и маленьких. И навсегда теперь я знаю, что не хватило моего мужества, чтобы забрать, защитить, помочь...


Старик - сосед оказался лучше. Рассказывал мне, помаргивая часто глазами круглыми, немного испуганными:
- Иду я мимо нашего дома, смотрю котенок сидит. Он из окна, наверное, выпал. У него грудь от засохшей крови стала бурой и оранжевой. Я его приподнял, на руки взял, засохшие комочки крови из шерсти на груди пальцами выбрал, во двор котёнка принес.


- У кошки много жизней, - думала я. Свои грехи и трусость вспоминая, я с чашкой молока через весь двор прошла. От молока котенок отказался.

Но вечером половину плошки молока всё - таки съел. Мурлыкать начал и чиститься. Немного распушился котёночек и посвежел.

Я начинала надеяться, что наш найденыш выживет. После шести вечера вернулся с работы и шел по двору еще один сосед.



Он на котеночка посмотрел, потом позвал жену и ребенка.
- Киса моя! - К маленькому существу кинулась их полуторагодовалая единственная дочь. Ее отец удержал и выслушал объяснения старика - соседа о том, что котенка он, сосед, подобрал и выходил.


- Наш это кот. - Отец и Хозяин Кота сказал. - Он потерялся два дня назад. Мы думали, что его из окна, с нашего подоконника украли. Он, видишь, вернулся.


. Я возвращалась к домашним делам успокоенная. И вспоминала, как гордилась семья моих соседей своим ангорским, приобретенным задо;рого котом.


На следующий день котенка во дворе не оказалось. Расспрашивала о событиях у старика соседа. Переживала за котёнка, на лучшую жизнь молодого кота надеялась.

Старичок - сосед тоже ничего не знал. Робея подошла к семье соседей. Не только любопытство меня вело, желание узнать всю историю, обрадоваться её удачному завершению, счастливому и правильному концу, спасению, хотя бы и не мной, маленькой и детской, кошачьей жизни.



- Не взяли мы домой этого котенка. - Выиряхивая пух и перья из старой подушки в новую наволочку в присутствии соседа и собственного мужа поясняла его жена. - У нас ребенок маленький. Болеет часто. Котенок теперь больной. Мы на работу его отнесли к мужу.

А точнее, выкинули во двор на работе у мужа. Подкидыши там появлялись и исчезали так быстро, как будто работал безостановочный конвейцер по перемалыванию в фарш и утилизации ненужных никому более "приблуд": Щенков и маленьких котят.

На что мог надеяться, какое еще " чудо" могло бы с ним случиться, ослабленный падением или ударом, измученный и травмированный маленький ангорский котёнок?...


...Увы, не так ли было и в начале,
Придя средь ночи в фарисейский град,
Хитон делили несколько солдат, дрались,
И жребий яростно метали.
Не ведая Того, кто был распят,
Ни Чуда Божья, ни Его Печали...
Китс. И повторяющаяся в наше время Обыкновенная Житейская История.



Примечание: Стихотворение "Вот письма, что писал Эндимион" написал английский писатель и поэт Оскар Уайльд. Это стихотворение является переводом стихотворения Оскара Уайльда "A Love Letter" (Любовное письмо"). И посвящено теме любви и разочарования.


Рецензии