Лоцман, боцман и помполит

  Оливковым маслом загрузились в итальянском порту Бриндизи. Идем во Владик. На выгрузку. Владик – это Владивосток. Оливковое масло рыбзаводы использовали. А может и сейчас используют, иногда.  Сардины в масле кушали? Там тоже оливковое масло. Должно быть.

  Во Владивосток (или в Находку) скорее всего через Суэцкий канал идти. Если через Гибралтарский пролив, вокруг мыса Доброй Надежды отправиться, то намного длиннее путь получается. Так уже и не ходит никто. Все на Порт- Саид идут. И там очереди ждут на вход в Суэцкий канал.

  Вот и мы якорь на рейде Порт-Саида бросили. Город близко видно. Дома, кофейни. Машины по улицам ездят. Думаем, вот сейчас девчата египетские будут по улице идти и нам рукой помашут. Не машут, почему-то. Далеко, наверное. Они нас и не видят на таком расстоянии.

  Кто такой помполит? Официально это первый помощник капитана. Хотя, на самом деле, к капитанскому ремеслу он никакого отношения не имеет. Настоящие помощники – это старпом (старший помощник). Потом еще второй, третий помощник. Это все судоводители. А помполит – он помощник по политической части, по воспитательной работе. В правильном направлении должен воспитывать членов экипажа.

  А боцман кто? А это самый главный начальник для палубных матросов. Главное назначение таких матросов – это палубные и швартовые работы. Палубные работы – работы по поддержанию порядка на палубе. Швартовка (или отшвартовка) работа очень ответственная. Это когда надо судно к причалу (или другому судну) аккуратненько пришвартовать.

  Но мы же на рейде Порт-Саида стоим. Как лоцман на борт поднимется, так и двинемся в канал. Без лоцмана нельзя. Только лоцман хорошо канал знает и в ходовой рубке советы нашему капитану будет давать. Говорят, что сегодня к обеду капитан команду даст «Вира якорь!».

  Помполит с утра заметно нервничает. Вообще-то он дядечка хороший. В армии начальником политотдела служил в бронетанковых войсках. На пенсию военную вышел и в помполиты подался, на флот. И он хорошо знает, почему он нервничает. Сейчас на наш пароход должны бригаду швартовщиков высадить.

  А зачем нам швартовщики? У нас же матросы есть, палубные. А вот, говорят власти Суэцкого канала, у нас порядок такой. Наши швартовщики специально обучены швартовке в канале. Вашим матросам мы не доверяем. Не хотите – как хотите. Идите вокруг мыса Доброй Надежды. Получается, мы не только за проход через канал должны платить. Они нам еще дополнительные платные услуги «впаривали».

  Конечно, другие иностранные пароходы матросов с собой не возят. Надо если пришвартоваться, то они с берега матросов выписывают. Так экономнее.

  Помполит особо доверенным членам экипажа красные повязки на руки повязал и на берег поглядывает. Чтобы лодку с швартовщиками не пропустить! Наконец подходят, человек восемь-десять в спасательных жилетах. Подошли к борту на своей лодке и давай стучать. Шторм-трап им, видите-ли, подавайте. На пароход карабкаться будут.

  Но помполиту задача, подольше их на борт не пускать. Потом поймете, почему…  Помполит (моряки его чаще помпой называли) делает вид, что боцмана зовет. Кричит громко слово «боцман», чтобы швартовщики слышали. Те терпеливо ждут. Думают, сейчас боцман придет, команду матросам даст и те шторм-трап опустят. Да напрасно ждут!

  Снова начинают в борт стучать. Помпа к ним через борт выглядывает и театрально так показывает, что боцман спит. Якобы, никак разбудить не могут. И руками разводит! Те продолжают ждать. Ну, думают, спал человек. С кем не бывает. Сейчас проснется, выйдет на палубу и трап опустит.

  А боцмана все нет и нет. Швартовщики нервничают, злятся. Сердитыми голосами начинают говорить. Еще бы, второй час у борта стоят! Потом так гневными жестами показывают, что, мол, или трап подавайте, или мы уходим. И делают вид, что от борта отплывают. Тут самый момент помпе не пропустить, чтобы и правда обратно не уплыли.

  Машет помпа рукой, давайте боцмана. Боцман с группой матросов немедленно выходят из надстройки и начинают аккуратно шторм-трап за борт опускать. Один за другим швартовщики на пароход лезут. И у каждого за спиной сумка большая. Помпа перекрестился с горя. Ну, сейчас начнется!

  А швартовщики быстренько в рядок на палубе уселись и стали пред собой товары раскладывать. Безделушки всякие. Сувениры африканские или египетские. Базар восточный нам организовали. Прямо на судне. С доставкой на дом!

  Матросы с повязками швартовщиков в надстройку не пускают. Помполит следит, чтобы наши тоже поменьше на палубу выходили. Вдоль базарчика бегает, следит, чтобы ничего лишнего не купили. А лишнее есть что! У этих египетских ребят не только масочки и статуэточки разложены. У них еще книжечки с разноцветными картинками, эротического содержания. А некоторые и более того. А в советской стране это было категорически запрещено. Упаси, Боже! Обрушить моральный облик! Для этого и помполит на судне…

  Но помполит же тоже не железный. Он тоже человек. Ему и в туалет сходить, и покушать в кают-компанию. Только помполит с палубы ушел, тут же моряки начинают книжечки эти смотреть, покупать и за пазуху прятать. Говорят, что доверенные лица и для помполита прикупили. Те книжечки, что он присмотрел. Но это только говорят. Может и не было ничего.

  Лоцман египетский по трапу ловко поднялся. Хотя и упитанный, и с пузиком, но в белоснежной рубашке и таких же белоснежных брюках. Главный двигатель «запухкал», шапка черного дыма из фальш-трубы взлетела, вторая, судно задрожало. Якорная цепь загремела на пути из клюза в якорный ящик. Пошли. Моряки все места заняли по швартовому расписанию. Никого гуляющих нет! Проход канала – очень ответственный момент!

  Швартовщики все сидели, ждали, а покупателей нет. Потом начали даже в надстройке по каютам стучать. Чтобы товар свой предложить. Да кто же сидит в каюте! Каждый моряк на своем месте. Так они товар в сумки обратно сложили, улеглись и дремали на полубаке. Потом, уже на выходе из канала, лодка подошла и их, прямо на ходу, с судна сняли. Они даже не помахали на прощание.

  И никаких швартовых работ не выполняли. Это они так, на всякий аварийный, с нами на судне прокатились. Но аварий и не должно быть в канале. Правильно?

  Я, правда, в Суэцком канале давно не был. А вы не были, случаем? Как там сегодня?


Рецензии
Я через Суэц вообще не ходил. Но с арабами приходилось сталкиваться. И в Египте в т. ч. Разгружались мы как-то в Александрии. И скажу я вам, что швартовщики у вас какие-то культурные попались. Да что я тут все вокруг да около. Вот, сами прочитайте. Тут, все подробненько:
http://proza.ru/2019/07/13/454
А в Бриндизи я как-то чуть было не утонул:
http://proza.ru/2020/07/12/964

Константин Кучер   20.11.2025 23:15     Заявить о нарушении
В Панамском канале лоцман обычно сухопарый, подтянутый мужчина в безукоризненно белых рубашке и брюках. На ногах белоснежная обувь. Аккуратная прическа. Волосы с сединой на висках. В Суэцком канала лоцман, как правило, выше средней упитанности, с животиком. Но одежда на нем была когда-то белой. Как и обувь. Но после проводки спускаются, как заведено, с бумажным пакетом в руке, скрывающем "презент". Обязательную бутылку элитного алкоголя. А вот степень элитности в каждом случае и не определить. Для того и вручают в бумажном пакете! Спасибо, уважаемый морской коллега. Приятно было прочитать рассказики, указанные в ссылках. Вам всего доброго! Семь футов под килем!

Яша Цариценко   21.11.2025 16:14   Заявить о нарушении
Спасибо, Яша. Взаимно. Всего самого доброго!

Константин Кучер   21.11.2025 19:43   Заявить о нарушении