Детство святого в агиографической литературе

Данная статья посвящена размышлениям о детстве святого, описанного в житийной литературе. Во многих житиях, повествующих о жизненном пути святых, описание детства разных святых выглядит во многом схожим. Судя по житийной литературе, каждый святой стал избранником Бога благодаря умению отказываться от мирских радостей и обращению к восхвалению Бога. Возникает впечатление, что такой подвижнический путь подходит немногим людям. Святой, главный герой жития, уже в детстве стремился получить книжные знания и отказывался от детских радостей. Также он отказывался от материальных благ. В юности святого не присутствует выбор брачных отношений, потому что к этому времени в нём формируется желание уйти в монастырь и служить церкви. Святой часто оказывается в одиночестве, без поддержки родителей или друзей. У него появляется много возвышенных идей, которые возможно воплотить в уединении, в обращении к книжным знаниям или в монастыре. Но есть светские люди, которых больше и которые не оказались перед таким выбором. У них есть обычное пребывание в социальной жизни, им не надо искать другого применения своим желаниям. Достижения святого возможны только в его биографии, потому что у него особенное предназначение. Читая жития, можно задуматься над вопросом о том, могут ли рассказы о детстве святых быть красивым художественным образом или они отражают события, имеющие место в реальности X–XV вв.
О тех, кто причислен к лику святых, существуют литературные памятники, называемые «жития» и уходящие в глубь времён. Жития представляют собой биографию святых, описанную со времени детства святого и до его смерти. Авторы житий могут описывать события из жизни святого, жившего задолго до них или бывшего их современником. Научная важность агиографии состоит в изучении подобных житий, нахождения соответствий описанных событий с культурно-историческими реалиями. Если всмотреться в описание детства святого, зафиксированное хотя бы в одном литературном источнике, можно прочитать о событиях, вызывающих интерес читателя и затрагивающих его душевное сочувствие. Избранность святым для служения церкви, точнее, христианской церкви, проявляется уже в детстве. Святой в детстве может изображаться с психологической точки зрения как ребёнок, которому сложно найти понимание окружающих. Мысли святого заняты религией и служением Богу. Дети, проживающие обычное детство, любят шумные игры и движение. Ребёнок, избранный для высшего предназначения, заинтересован в получении знаний, которые можно обрести во время чтения церковных книг. С социальной точки зрения святой в детстве описан отрицающим материальное благополучие, но при этом знающим чтение, письмо и содержание религиозной литературы, что доступно тому, кто имеет материальное благополучие.
Возможно, современный читатель может продолжить знакомство с текстами житий, прочитать больше сюжетов о жизни святых. В нескольких житиях могут повторяться сюжетные линии на тему детства святых. Основные события могут совпадать: ребёнок находится там, где его можно сравнить со сверстниками, обычные дети любят шумные игры, святой в детстве посвящает время чтению церковных книг. Возникает вопрос о том, насколько реальным выглядит описание детства святого, если бы такой герой жития существовал. Или насколько такие события были возможны в жизни ребёнка в Древней Руси, если автор описывает сколько-нибудь реальные впечатления от древнерусских традиций.
В тексте «Изборника» от 1706 г. можно прочитать «Слова некоего старца о чтении книг»: «Послушай же жития святого Василия и святого Иоанна Златоуста, и святого Кирилла Философа, и многих других святых, как о них говорят впервые о них поведавшие: с детства предавались они святым книгам, а после и на добрые дела подвиглись. Смотри же, что начало добрым делам в поучении книг святых! Так вот, примером этих святых и подвигнемся мы на путь жития их и на дела их, и станем всегда научаться их книжным словом, исполняя их волю, как велят они; тогда и будем достойны мы вечной жизни во веки» [Из Изборника… 2004, с. 407]. Можно ли говорить о том, что автор жития мог приукрасить действительность, написать волнующий сюжет об испытаниях, с которыми святой встречался в детстве? Или автор написал о таких событиях, которые не противоречат тому, что могло происходить в детстве ребёнка времён Древней Руси? Возможно, если бы такой ребёнок повзрослел, он мог бы связать себя с религиозным служением. Статья посвящена решению вопроса о том, можно ли назвать описание детства святого в древнерусском житии художественным образом со своими литературными приёмами или воспроизведением более или менее существующих событий.
Житийная литература сформировалась в Древней Руси под влиянием традиций Византии и христианской церкви. Поскольку житие – литературный жанр, структура жития имеет свою систему. Вначале автор пишет вступление о том, что он взял на себя право описывать жизнь святого и считает себя недостойным вести об этом речь. Житие описывает родителей святого соблюдающими благочестивые обряды. В детстве святой изображается как ребёнок, не участвующий в играх детей и подолгу читающий церковные книги. Далее святой отказывается от мирской жизни и посвящает себя служению Богу, в уединении или присоединяясь к монастырю или создавая собственный монастырь. Начало биографии святого можно воспринимать как начало земных страданий, принятых им за возможность обратиться к религии, непонимание, претерпеваемое святым от окружающих, возможно, даже претерпевание зла, причинённого святому в детстве.
Можно воспринимать детство святого как сюжет о страдающем ребёнке, гонимом и несправедливо обиженном. Но такой взгляд на детство святого может быть неточным. Вернее, нужно обратить внимание на разные детали описания детства. Предполагается ли, что святой мог происходить из низшего социального слоя и поэтому стать объектом для недоброжелательного отношения? Существуют сюжеты житий, где написано о том, что святой мог происходить из благородного рода и жить в семье, имеющей высокое материальное положение. Можно ли говорить о том, что к ребёнку, склонному к чтению книг, отрицательно относились другие дети или его родители? В тексте жития может не быть написано о том, что ребёнок в детстве был нелюбимым детьми его возраста. Точно указано только то, что главный герой жития не присоединялся к группе играющих детей и искал таких занятий, которые были ему интересны. Но это не представлено как открытый конфликт. Точно так же отношения святого с родителями не представлены как открытый конфликт. Диалог с родителями строится на том, что родители святого предлагают ему пользоваться материальными благами, на которые он имеет право. Но святой добровольно отказывается от материальных благ и позже от вступления в брак с невестой из обеспеченной семьи, имеющей родословную. Житие рассказывает не столько о том, что святому причиняют обиду за его убеждения, сколько о том, что он умышленно создаёт себе трудности, чтобы обратиться к мыслям о душе, а не о земных радостях. При этом святой оставляет право окружающим на такую жизнь, которая является для них комфортной.
В данной работе рассматривается четыре сюжета житий, где отражены события, происходящие от XI до XIV вв. В чём-то жития святых имеют сходство, но есть детали, способные придать различную характеристику рассказам о детстве святых. Можно прочитать одновременно хотя бы два сюжета о детстве святых, где рассказывается об очень разных ситуациях, связанных с периодом детства. Здесь представлены «Житие преподобного отца нашего Феодосия Печерского» [Житие Феодосия… 1992, с. 69–97], «Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой» [Житие Евфросинии… 1992, с. 133–141], «Житие преподобного отца нашего Варлаама Хутынского» [Житие Варлаама… 1992, с. 154–164] и «Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца» [Житие Алексия… 1992, с. 250–254] из текста «Четьи Минеи», записанного Димитрием Ростовским в 1705 г.
«Житие преподобного отца нашего Феодосия Печерского» описывает биографию святого Феодосия (между 1035–1038–1074). Феодосий родился в городе Василёве недалеко от Киева. Родители Феодосия названы благоверными, далее можно понять из текста, что это семья, принадлежащая к высшему социальному слою. Феодосия «отдали учиться грамоте» [Житие Феодосия… 1992, с. 69], то есть, это было желание его родителей. Он подробно изучает священное Писание, всё больший интерес Феодосия вызывают церковные службы. Феодосий выглядит замкнутым в детстве, он «сторонился своих сверстников и не принимал никакого участия в детских играх» [Там же, с. 69]. Эти события входят в период детства. Следующие события в житии начинаются с наступления 13 лет Феодосия, когда его семья переселяется в Курск и умирает отец Феодосия. Подробно написано о том, что Феодосий посещает церковные службы, отказывается носить богатую одежду и переодевается в простую одежду. Это вызывает неприятие и гнев его матери. Она пытается любыми способами удержать сына рядом с собой.  Оставаясь в Курске, Феодосий печёт просфоры в церкви, чего не стал бы делать человек знатного рода. «На Феодосия за это негодовали его сверстники, которые старались вооружить против него даже его мать» [Там же, с. 70]. Только тогда, когда Феодосию исполняется 23 года, он уходит в Киев и принимает постриг. Феодосий вдохновляется голосом, услышанным в церкви: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» [Там же, с. 72]. После этого мать не может уговорить сына вернуться и следует его примеру, уходит в женский монастырь святого Николая. Рассказ о детстве Феодосия подходит под описание детства святого, погружённого в изучение священных книг. Сюжетная линия матери Феодосия выглядит необычно по сравнению с другими событиями в житиях святых. Мать изображается суровой и властной, она остаётся без мужа и поддерживает порядок в доме одна. Сын достаточно долгое время не может ей противостоять. Возможно, по мнению святого, это страдания, нужные для того, чтобы укрепить веру в Бога. Судя по тому, что мать управляет поступками сына, этот сюжет напоминает о теме матриархата. В тексте «Домостроя» написано о том, как подобает вести себя женщине: «А всякий бы день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всём хозяйстве, припоминая, что нужно. А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит муж» [Домострой 1990, с. 152]. Мать Феодосия не похожа на образец скромной и покорной женщины, вынужденной подчиняться мужу, но в тот момент мужа рядом с ней уже нет. В житиях, описанных ниже, у святых есть два родителя во время детства, и родители святых не занимают такую активную позицию. В житии Феодосия упомянут конфликт со сверстниками, но уже во время отрочества и юности.
«Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой» – пример женской святости. Евфросиния (1104–1167 или 1173) происходит из княжеской семьи города Полоцка и при рождении получает имя Предислава. Святая знает грамоту «с самых юных лет» [Житие Евфросинии… 1992, с. 133]. Предислава читает «священное Писание и прочие душеспасительные книги» [Там же, с. 133]. Период детства продолжается до 12 лет Предиславы. Далее княжеской дочери предлагают свою руку женихи из княжеских семей. Предислава отказывается от возможности стать женой, «так как уневестила себя бессмертному Жениху небесному, Господу Иисусу Христу» [Там же, с. 133]. Она приходит в женский монастырь в Полоцке и просит постричь её в монахини, уже не сомневаясь в решении посвятить себя Богу. Игумения думает о том, стоит ли это делать, «отчасти из-за юных лет Евфросинии, а отчасти из-за страха пред отцом её» [Там же, с. 133]. С традиционным сюжетом о житии святого совпадает упоминание о том, что Евфросиния проявляет интерес к книжной мудрости. Отношения с другими детьми её возраста не описаны. Скорее всего, детские игры не интересовали Евфросинию, так же, как и вступление в брак не будет её привлекать по достижении брачного возраста. Для неё брачный возраст наступил в 12 лет. Значит, это время можно считать концом детства и началом выбора жизненного пути. Игумения монастыря опасается гнева отца Предиславы, князя. Но, когда княжеская дочь становится монахиней, родители не мстят за это игумении, судя по тексту, они «предались неудержимому плачу» [Там же, с. 133].
«Житие преподобного отца нашего Варлаама Хутынского» представляет главного героя Варлаама (XII–1192), рождённого в Новгороде «от благочестивых и богатых родителей» [Житие Варлаама… 1992, с. 154–164]. От рождения святой носит имя Алексий. Алексий, ставший Варлаамом, «получил доброе воспитание в страхе Божием» [Там же, с. 154]. Точнее, в детстве святой знает грамоту, интересуется чтением книг и понимает священное Писание. В детстве «не любил игр и не предавался смеху» [Там же, с. 154]. Святой не принимает сытную пищу, соблюдает пост, читает молитвы. Родители святого «опечалены его необычайным воздержанием» [Там же, с. 154], они используют уговоры, чтобы сын не изнурял себя постом. Но Алексий продолжает вести аскетичный образ жизни. Он становится отшельником уже после смерти родителей. Это традиционный рассказ о детстве святого. Отказ от земных радостей происходит тогда, когда святой живёт в семье, способной дать ему благополучие. Можно обратить внимание на то, что открытого конфликта с родителями не происходит и Варлаам посвящает себя религии уже тогда, когда родителей не стало.
«Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца» посвящено святому Алексию (между 1292–1305–1378), рождённому от бояр Черниговского княжества. Алексий рождается в Москве. Имя Алексия при рождении – Елевферий. Про его обучение сказано так: «его отдали учителям для книжного обучения» [Житие Алексия… 1992, с. 250–254], то есть, родители Елевферия прилагали усилия для того, чтобы он получил знания. Есть эпизод, где Елевферий в 12 лет расставляет сети для ловли птиц. Скорее всего, он мог быть не чужд активной деятельности. Елевферий засыпает во время своего занятия. Во сне ему слышится голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей» [Там же, с. 250]. Это происходит в 12 лет Елевферия. После этого он задумывается о служении Богу. Имя Алексий становится монашеским именем святого, когда он отказывается от женитьбы и уходит в Богоявленский монастырь. Такой сюжет обращает на себя внимание тем, что Алексий в детстве предаётся такому развлечению как ловля птиц, понятному его сверстникам. Может быть, это нестандартный сюжет жития, где святой мог выглядеть в детстве, как обычный ребёнок, и познакомился с книжными знаниями благодаря указаниям родителей. Голос во сне выражает несогласие с занятием Елевферия и указывает ему другой путь, где святой станет Алексием. Можно ли утверждать, что интерес к религии усиливается в душе Елевферия после этого сна? Будет верным мнение о том, что дальнейшая судьба героя жития стала такой, какой и должна быть судьба святого. Вызывают интерес временные рамки того, что называется словом «детство». Евфросиния в XII в. в 12 лет могла стать замужней. Алексий в начале XIV в. в 12 лет получает прозрение, руководство к тому, чему предстоит посвятить себя. Похожий эпизод есть в житии Феодосия, после чего он уходит из дома, но с Феодосием это происходит только в 23 года.
Во всех представленных житиях святые происходят из благородных семей. Ни в одном случае главные герои не сталкивались с тяжёлым материальным положением. Если они ограничивают себя в еде или не носят дорогую одежду, то делают это по собственному выбору. В «Изборнике» от 1706 г. можно прочитать «Слова некоего отца к сыну своему»: «Не говори о владении своём: "То моё", – но скажи: "Поручено мне на недолгие дни", и точно ключник доверенное тебе раздавай, как велел то тебе поручивший. Поэтому, что тебе дал Всевышний, то сделай именьем Всевышнего» [Из Изборника… 2004, с. 413]. Это совет отца, обращённый к сыну. Есть и совет для материально обеспеченных людей в «Поучении богатым»: «Раз уж великим от Бога сподобился ты благам, то и воздавать должен больше» [Там же, с. 417]. «Когда сидишь за обильным столом, вспомни о том, кто есть хлеб сухой и не может воды принести в недуге» [Там же, с. 423]. «Насыщая тело твоё, отдай часть еды твоей ради души своей, ибо честней она тела, чтобы душевную часть сохранили нищие, так что когда потребуется, она в готовности» [Там же, с. 423]. Можно сравнить правила «Изборника» с правилами из текста «Домостроя», основанного на текстах периода средневековья и зафиксированного в окончательном варианте в XVI в.: «Возлюбишь Господа от всей души – страх его да будет в сердце твоём. Будь и праведен, и справедлив, и живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай, в молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато» [Домострой 1990, с. 117]. Нормы морали и поведения в Древней Руси X–XIV вв., описанные в книгах, призывают тех, кто обеспечен материально, делиться своими накоплениями. Это может быть и советом отца сыну.
В характере святого в детстве присутствуют почитание религии, интерес к церковной литературе, склонность к уединению. Возникает вопрос о том, были ли родители святого согласны с его убеждениями или противостояли святому? «Слова некоего отца к сыну своему» в «Изборнике» говорят: «Пусть в скорбях твоих будет тебе спасение церковь, но и, кроме печалей, всякий день и час в церковь войдя, к Всевышнему припади, лицом покрывая землю, и попроси Его поминать тебя – и не уклонится от тебя душелюбец человеколюбивый, но примет тебя и утешит» [Из Изборника… 2004, с. 411]. «Если в волнах житейских ты, в буре морской попадёшь в беду, укажу тебе, сын мой, пристанище истинное – монастыри, жилища святых» [Там же, с. 411]. О почитании церкви написано и в «Домострое»: «Следует знать и то, как почитать детям духовных своих отцов. Приискать отца духовного, доброго, боголюбивого и благоразумного, рассудительного и твёрдого в вере, который подаст пример, а не потаковщика пьяницу, не сребролюбца, не гневливого. (…) Призывать же его к себе в дом часто, да и к нему приходить на исповедь по всей совести, поученьям его с признательностью внимать, и подчиняться ему во всём» [Домострой 1990, с. 118]. «А в церкви божьи всегда приходить с верою, не во гневе и без зависти, без всякой вражды, но всегда со смиренною мудростью, кротко и в чистоте телесной, и с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом и с ладаном, кануном и с кутьей, и с милостыней, – и за здравие, и за упокой, и к праздникам также по монастырям пойдёшь – также с милостыней и с подношением» [Там же, с. 124].
Ребёнок из знатной семьи в Древней Руси мог получать в детстве знания из книг и оказаться в доме учителя или в доме, где собиралась группа детей для обучения. Это не вызвало бы несогласия у его родителей. Об уважении к чтению книг написано в литературных источниках. «Слова некоего старца о чтении книг» из текста «Изборника»: «Ни корабля без гвоздей не сделать, ни праведника – без чтения книг, и как у пленников на уме родители их, так у праведника – чтение книг. Воину красота – оружие, а кораблю – паруса, так и праведнику – чтение книг» [Из Изборника… 2004, с. 407]. «Поучение Исихия, пресвитера Иерусалимского» в тексте «Изборника» также говорит о пользе чтения: «Обычным делом почитай чтение книг: ибо когда захочет кто ум с языком исцелить, пусть всегда обращается к книгам» [Там же, с. 437]. «Домострой» содержит советы родителям о том, что дети должны получать знания, но, кроме духовных знаний, упомянуты ремесло и рукоделие. «Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем и в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, – такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут – добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж» [Домострой 1990, с. 134].
Книги Древней Руси содержат упоминание и о том, насколько уместно проявление весёлости. Если вспомнить о том, что святой в детстве выглядит отстранённым и не участвует в развлечениях, понятных большинству детей. «Слова некоего отца к сыну своему» в «Изборнике» говорят об этом так: «Голову пониже держи, ум же – высоко, очи потупя к земле, духовное зрение – к небу; сомкнуты уста, уста же сердца вопиют к Богу» [Из Изборника… 2004, с. 409]. «Тихо ногами ступая, мысленными стопами стремись к небесным вратам; уши закрывай для дурных речей, мысленным слухом звуки лови святых слов, что записаны в книгах святых» [Там же, с. 409]. «Поучение Исихия, пресвитера Иерусалимского»: «Уклоняйся от частого смеха, ибо он расслабляет душу, ослабивший же узду закона становится необузданным» [Там же, с. 437]. О том же написано в «Домострое»: «Будь и праведен, и справедлив, и живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай, в молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь» [Домострой 1990, с. 117]. Советы, обращённые к читателям древнерусских книг, в том числе к детям, предлагают скромное и тихое поведение как образец и изображают смех и откровенное веселье как нечто неправильное. Но это похоже на идеальное описание правил хорошего тона. Возможно, не всегда дети в Древней Руси вели себя именно так. Можно заметить, что в нескольких текстах житий задумчивый святой в детстве противопоставлен шумной группе детей, и его манера поведения обращает на себя внимание. Склонность к религии в детстве влечёт за собой нежелание святого участвовать в играх с детьми. Не всегда в тексте жития есть упоминание о том, что святой в детстве никогда не принимал участие в играх. Возможно, это должно быть ясно уже потому, что в детстве святой занят чтением Писания. В житии Алексия упоминается ловля птиц. О недоброжелательном отношении сверстников подробно написано в житии Феодосия.
Правила отношения к церкви, социальной жизни и получению знаний во многом совпадают в «Изборнике» 1706 г. и «Домострое». «Изборник» 1706 г. написан как текст об очищении души, о морально-нравственных нормах, и указания в «Изборнике» больше связаны с духовностью и с тем, какими чувствами должен руководствоваться истинный христианин. «Домострой» обращает больше внимания на бытовую сторону жизни, на правила, действующие внутри одного жилища и одной семьи (возможно, состоящей из многих членов). Истины, записанные в «Домострое», затрагивают не только духовную сторону существования, но и практическую. В обоих случаях такие книги написаны как идеальное представление о том, какие принципы должен иметь человек, с какими чувствами нужно согласовывать свои действия. Современный читатель может не назвать такие тексты идеальными с романтической точки зрения. Будет вернее сказать о том, что в них описаны нормы, правильные для представителей времени Древней Руси. Но все советы в этих книгах обращены к светскому читателю, а не к тому, кто посвятил себя церковному служению. Почитание Бога описывается таким, каким оно может быть приемлемо для светского человека. И в текстах книг не содержится предложений для светских людей отказаться от светской жизни и уйти в монастырь. Скорее всего, светские люди были бы не согласны с тем, что их сын или дочь не пользуются материальными благами и не хотят вступать в брак, как об этом написано в житиях святых. Всё же почти во всех представленных житиях родители не оспаривают решение детей уйти в монастырь, в случае Варлаама он оказывается в монастыре после смерти родителей. Исключение представляет житие Феодосия, которого его мать насильно удерживает возле себя. Создаётся мнение о матери Феодосия как о решительной женщине, наделённой властью в своей семье. С точки зрения современного читателя это выглядит как художественный образ сильной женщины, перед которой святой должен отстоять право на собственный выбор. В продолжении истории матери присутствует драматизм, она принимает монашество, чтобы оставаться там же, где и Феодосий. В остальных житиях линия родителей святых более нейтральная. Родители не принимают постриг вслед за сыном или дочерью.
Детство святого в житии выглядит как подготовительный этап к его предназначению служить Богу. Во время детства святой проживает отказ от земных благ и обращение к мудрости священных книг. Это нравственная идея текста жития. Также существуют каноны, по которым житие создаётся как литературное произведение. Существует набор событий, о которых можно прочитать во всём житии и в частности в его начале, в рассказе о детстве. Традиционное описание событий в детстве святого: рождение у благочестивых родителей, знакомство с грамотой, влечение к религии, отказ от детских занятий, отказ от излишества в еде и в одежде. Но в каждом житии может опускаться упоминание о чём-либо перечисленном, или на этом не всегда ставится акцент. Какая-либо деталь из детства святого может особенно ярко выделяться в тексте одного жития, тогда как в другом тексте жития о том же самом не написано подробно.
Также можно задуматься о том, какой период времени можно считать детством. Точнее, в каком возрасте святой мог почувствовать, что он узнал всё, что можно узнать в детстве, и готов перейти на следующий этап – служение Богу, и связано ли это с уходом в монастырь. Перед Евфросинией вопрос о будущем встаёт в 12 лет. Она может выйти замуж в этом возрасте или уйти в монастырь. Её юный возраст вызывает сомнение у игумении, но не вызывает сомнения у родителей, выбирающих ей жениха. В житиях о мужском служении Богу этот же возраст может стать временем поисков предназначения, но юноши уходят в монастырь позже. Феодосий принимает постриг в 23 года. Возможно, он сделал бы это раньше, но его останавливает мать. Из представленных житий в «Житии преподобного отца нашего Варлаама Хутынского» часть, связанная с детством, больше остальных соответствует каноническому описанию. Некоторые детали в текстах житий, связанные с детством, могут отличаться, потому что нормы, связанные с детством в XI–XIV вв., могли трансформироваться.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Домострой / Под ред. В. В. Колесова – М.: Советская Россия, 1990. – 304 с.
Древняя русская литература / Под ред. Н. И. Прокофьева – М.: Просвещение, 1980. – 399 с.
Житие преподобного отца нашего Варлаама Хутынского // Избранные жития русских святых (X–XV вв.) / А. Карпов – М.: Молодая гвардия, 1992. – С. 154–164
Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского // Избранные жития русских святых (X–XV вв.) / А. Карпов – М.: Молодая гвардия, 1992. – С. 69–97
Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой // Избранные жития русских святых (X–XV вв.) / А. Карпов – М.: Молодая гвардия, 1992. – С. 133–141
Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца // Избранные жития русских святых (X–XV вв.) / А. Карпов – М.: Молодая гвардия, 1992. – С. 250–254
Из Изборника 1076 года // Библиотека литературы Древней Руси XI–XII / Под ред. Д. С. Лихачёва / Т. 2 – СПб.: Наука, 2004. – С. 406–480
Поучение Феодосия Печерского // Библиотека литературы Древней Руси XI–XII / Под ред. Д. С. Лихачёва / Т. 1 – СПб.: Наука, 2004. – С. 434–455
Долгов, В. В. Быт и нравы Древней Руси. Миры повседневности XI–XIII вв. / В. В. Долгов. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017. – 591 с.
Макарий, митрополит Московский и Коломенский История русской церкви, книга 2 / А. В. Назаренко – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. – 703 с.
Руди, Т. Р. Об одном мотиве житий преподобных («Вселение в пустыню») // От Средневековья к Новому времени: Сборник статей в честь О. А. Белобровой / Под ред. М. А. Федотовой – М.: Индрик, 2006. С. 15–36
Русские святые: 1000 лет русской святости / Сост. Монахиня Таисия / С. Ершов – СПб.: Азбука, 2000. – 816 с.


Рецензии