Высокие, высокие размышления

Как сказал режиссёр Андрей Хмелёв о спектакле театра «Догма» «Март большого дерева» по пьесе Евгения Сташкова, однажды создатели спектакля пытались рассказать зрителям, о чём было содержание, но в результате запутались ещё больше. Поэтому «Догма» больше не проводит обсуждение этого спектакля. Но я попробую выразить мои впечатления от увиденного и найти сюжетообразующие линии.
Зрители слышат легенду о том, что око божества превратилось в женщину. Ранее божество существовало как другой осязаемый образ. И само существование божества – часть превращений одного образа в другой. Возможно, это индийское божество, возможно, не принадлежащее к реальным национальным культурам. Когда око божества становится женщиной, в женской сущности тоже происходят превращения. Внутри женщины борются два начала. Они выскальзывают из женщины и живут собственной жизнью. В моём понимании две актрисы Анна Блок и Юлия Шематюк изображали физическое воплощение двух начал, обретающих осязаемость. Если раньше они представляли два качества одной женщины, теперь героини вступают в диалог в образе двух девушек, у каждой из которых есть собственная функция.
Часто можно услышать противоречивые отзывы о пьесе Антона Чехова «Чайка». Кто-то рассматривает это произведение как пример, почему описанная ситуация героини Нины не могла бы никому понравиться. Но сейчас возникает мысль: если бы подобная тема поднималась только в «Чайке» и только в том виде, в каком её описали в этой книге. Там, по крайней мере, понятно, что может показаться сложным. Но таких сюжетов больше. И они раскрываются не так однозначно. Не в одной книге можно проследить тему, когда девушка выглядит как философ, думающий о высоком, и ведёт себя так же. Под словами «думать о высоком» необязательно понимать, что это человек, создающий собственное учение. Создавая такой образ, изображают девушку с яркой внешностью, имеющую стиль, подходящий более взрослой даме. Возможно, это героиня, связанная с искусством, очень рано сказавшая в нём своё слово. Возможно, это «мудрая не по годам» героиня, она либо занимается тем, что связано с книгами и образовательной программой, либо видит насквозь жизненные ситуации. Но стоит ли примерять такой образ женщины – ока божества на юную актрису из молодёжной студии? Это слишком большая ответственность. Возникает вопрос: было ли такое, что в детстве эта девочка просто играла в песочнице? Или она занималась только созданием собственной яркой биографии? Возникает ещё один вопрос. Стала ли такой эта девочка только благодаря самой себе? Или рядом было божество, направлявшее актрису в сторону её интересов? И, возможно, натолкнувшее её на такие интересы? «Творческую девочку» кто-то «создал». Она была чьим-то созданием. Только зачем нужно было делать её такой? И нужно ли было вообще?
Возможно, героиня, думающая о высоком, стала задумываться о том, чтобы найти собеседника своего возраста. Раньше у неё была мечта узнать о том, что чувствуют люди в более зрелом состоянии. А теперь она врастает в своё поколение. Если девушка задумалась о том, чтобы беседовать со сверстником, возможно, с одним или не с одним, это означает, что она может оказаться только в пределах жизни своего поколения. Ей будет не столь важно строить диалоги о высоком. Потому что она может долго не оказаться рядом с такими собеседниками. Девушке часто говорили, что нужно найти собеседника своего возраста, а не восхищаться божеством. Одно, когда это кто-то говорит. Другое, когда она сама думает об этом. И, возможно, вторая героиня предлагает той, которая думает о высоком, обратиться к забыванию. Отпустить некоторые сложные мысли. Не переживать из-за того, что вряд ли получится изменить.
В пьесе «Чайка» есть изображение постановки, созданной Треплевым, одним из героев. Нина играет в ней образ женского божества, кроме которого на планете ничего и никого нет. Женский образ вмещает в себя все начала мира. «Март большого дерева» напомнил мне эту роль Нины сюжетной линией с женщиной, выделяющей из себя два начала. И это не первая метаморфоза женщины. Два начала разговаривают между собой. Когда одно из них ослабевает, другое принимает на себя ведущую роль. Скорее всего, это философия и бытовая сторона жизни. Раньше их уравновешивала одна женщина, как большое дерево. Сейчас героини стали двумя ответвлениями, поддерживающими друг друга.
Все «одарённые дети», на которых взвалили непосильную ношу – в чём-то Нина Заречная. И непонятно, было ли им это нужно. Остаётся надеяться, что их цветущий март с ними произойдёт.


Рецензии
Здравствуйте, Леонида. К своему стыду я не читал "Чайку" А.П. Чехова и только что решил: как только завершу неотложные дела, непременно прочту это произведение. А про пьесу "Март большого дерева" посмотрел в интернете, что есть такая пьеса. Но из этого Вашего сочинения понимаю, о чём идёт речь. Я желаю, чтобы Ваш личный Цветущий Март состоялся и длился всю Вашу дальнейшую жизнь! С уважением и с самыми наилучшими пожеланиями Рамиль Мухамматдинов.


Рамиль Мухамматдинов   29.11.2025 11:17     Заявить о нарушении