А что, если?
отделяющий смелый замысел от его выполнения!
Сколько напрасных страхов! Сколько колебаний!
На карту ставится жизнь – более того, много более: честь!
Шиллер.
-Запомни, сынок: всякий раз, как задумаешь какое-нибудь дельце, старайся просчитать все риски! Это спасет тебя от бед, – часто любил повторять Мартин Грей своему сыну Билли.
Эту фразу Билли слышал лет так с семи, по крайней мере раз в месяц. И эта, незначительная на первый взгляд деталь, имеет важное значение, для раскрытия характера мальчика, даже несмотря на то, что знакомство с персонажем окажется довольно коротким. Этой же фразой можно было описать все его детство. С самого рождения его берегли как зеницу ока. Ему редко разрешали выходить на улицу, заводить новые знакомства. В начальных классах ему также было запрещено питаться в школьной столовой, ведь их еда могла вызвать отравление. По этой причине, ему часто готовили дома ланч, который можно взять с собой. Родители заботились о Билли, они любили его.
Билли был единственным и поздним ребенком. Школу он окончил на «отлично», отец с матерью искренне гордились своим сыном. Он был воспитанным и послушным, каждый шаг, пусть даже самый незначительный, мальчик обговаривал с родителями, спрашивал у них разрешения. Как и при выборе колледжа и факультета, он неоднократно советовался с родителями.
Наконец, он поступил в колледж и забот стало больше, как для самого Билли, так и для его родителей. Ведь здесь, помимо новых знакомств его ждали неизвестность и прилагающееся к ней в качестве бонуса тревожное состояние. Если школа была рядом с домом, то теперь уже взрослый Билли должен был каждый ездить в город, это, в свою очередь, также волновало родителей.
В учебных заведениях, как и в исправительных учреждениях, новое окружение на первых порах вечно принимает попытки прощупать новоиспеченного, узнать из робкого ли он десятка; из какого теста слеплен. На проверку Билли много времени не ушло. Вечные запреты и опасения взрослых вселили в него страх неизведанного, нового, выстроив в его голове барьеры неуверенности. В случае самой банальной драки защитить он бы себя не смог, ибо заниматься спортом, по мнению родителей, было крайне… Верно – опасно! Ведь сколько детей, да и взрослых ежегодно получали всевозможные травмы на соревнованиях и самых обычных тренировках.
Единственная сила, которой обладал Билли – был его ум, его познания. Да и те под влиянием различных страхов не могли раскрыться в полной мере. Семнадцатилетний подросток четко видел эти преграды и прекрасно осознавал, что необходимо заставить себя избавляться от них. Но, как известно, перестраиваться ментально, переступая заложенные с самого раннего детства принципы, с возрастом все сложнее.
Так и шли его годы учебы – один за другим. В одной группе с ним училась девушка по имени Эмма, прекраснее которой ему еще не доводилось встречать прежде. Как и многие его однокурсники, Билли был влюблен в нее, но он не говорил ей об этом, даже не принимал попыток заговорить с ней, поскольку была вероятность, что та не ответит взаимностью. К тому же она вечно была в кругу своих подруг, заговори он с ней, они высмеяли бы их обоих. Так, по крайней мере, думал сам Билли.
Однажды случилось такое, что даже в его самых смелых грезах не могло произойти. Билли сидел на последней парте, готовясь сдать экзамен по философии, как вдруг, внезапно, перед собой, он увидел улыбающуюся Эмму.
Громкие спортсмены с дерзкими выходками, коих было много в их группе, никогда не были в её вкусе. А вот Билли был, ведь он уже прослыл в колледже своим умом и эрудицией. Эмма присела рядом с ним:
-Странно, что даже ты готовишься. Я думала ты запросто сдашь этот и любой другой экзамен, - улыбаясь попыталась Эмма завязать разговор.
Тут Билли испытал вполне ожидаемый дискомфорт, ему не доводилось прежде вести диалог с той, что вызывала у него хоть какие-то эмоции, тем более чувство влюбленности.
Собравшись духом, коего было сравнительно мало, заикаясь он ответил:
- Я…да, я еще вчера ночью готовился. Сейчас просто повторяю, - он перевёл дух, - ну, а ты, подготовилась?
- Да, я как раз хотела попросить тебя объяснить этот термин «индивидуации личности» и проверить меня по теме «концепции психологических типов Юнга».
Произнеся последние слова, она села рядом с ним и после подвинулась чуть ближе, от чего лицо Билли тут же залилось краской, сердце стало биться чаще, говоря проще - впал в ступор. И тем не менее он был счастлив, несмотря на весь дискомфорт. Ведь девушка, в которой он видел отражение всех искомых им качеств, сидела рядом и говорила с ним по своей собственной инициативе. О чем еще можно было мечтать?
Тут из-за двери появился преподаватель, возвестивший, что готов принять следующего студента. Билли увидел в нём своего спасителя и со словами «прости, но мне пора» поспешил в другой кабинет на сдачу экзамена.
Причина смятенного поведения Билли весьма очевидна: он не был готов к этой встрече ментально, ему редко доводилось вести беседы с красивыми девушками, поскольку он был убеждён, что общение вызывает увлечённость, далее влюблённость, сеющая туман в царстве холодного и здравого рассудка. Так что, если она вновь намекнёт ему на отношения, он ей откажет. Так тому и быть! Дополнительным и, возможно, важнейшим фактором такого рассуждения был вопрос, который часто возникал у Билли в голове «А что, если мы начнем встречаться, а позже она бросит меня?»
Несколько дней спустя Эмма Грин приняла очередную попытку и была уже более откровенна. Сев рядом с ним за одной партой на одной из лекций, она написала на краю тетради «у тебя есть девушка?», и пнув его локтем, указала на вопрос. И хоть она месяцами не выходила у него из головы, он ответил отрицательно, и поняв к чему она клонит, дождался окончания занятий, после которых, переступив через себя, через свои чувства, свои эмоции, свою, казалось бы, непреодолимую тягу к Эмма Грин – самой прекрасной девушке из всех, что он встречал, он объяснил ей свою точку зрения и упомянул о своем непоколебимом решении придерживаться данной позиции, ибо его образование и грядущая карьера на первом месте. Эмма была задета, как и любая другая представительница её пола, позволившая себе на миг переступить обостренное чувство гордости. Не найдя слов, она зашагала прочь.
Окончив колледж на «отлично», Билли Грей стал библиотекарем, естественно, до лучших времён. Да и выбор поначалу был невелик, но уже в первые месяцы ему хотелось сменить работу, как только он найдет что-нибудь получше. К тому же в этой профессии не было никаких рисков, к тому же он безумно любил читать. Так, однажды он увидел оставленную кем-то из посетителей «Книгу мыслей», имя автора которой он не удосужился прочесть.
Книга лежала открытой, и Билли прочел то, что было написано вверху страницы:
«…Умение просчитывать все риски при любом раскладе обстоятельств часто считается навыком необходимым, порой даже называют даром. Не зря говорят, что умный всегда найдет выход из трудной ситуации, а мудрый никогда в неё не попадет. Однако, если взглянуть на данное утверждение с другого ракурса, возникает вопрос – стоит ли считать дарованием то, что постепенно вселяет в человеческий разум столь пагубное качество, как «неуверенность», служащее тем самым импульсом, что толкает первый элемент в цепи, и под воздействием которого большинство других положительных личностных качеств, рушатся по принципу домино. Проще говоря, если часто задаваться вопросом «а что, если?», с большой долей вероятности, вы рискуете остаться ни с чем…»
- Бред, - усмехнувшись подумал Билли вслух и вернул книгу на полку.
Со временем он привык к своей должности, зарплаты ему хватало на первые нужды, ему не приходилось нервничать, да и потом - он практически весь день проводил за своим любимым занятием - чтением.
Года два спустя в библиотеку заглянул его старый знакомый, который искал книгу по маркетингу. Увидел старого друга Роба Коллинза, Билли обрадовался. Они беседовали полчаса и в ходе разговора, Роб поведал ему, что готовит бизнес-проект для получения гранта и предложил ему присоединиться к нему.
- Говорю тебе, дело выгорит!
- С чего ты вдруг так уверен в этом? Твоя кондитерская не будет первой в городе, их больше полусотни.
- Они нанимают местных кондитеров, я же купил рецепт в одной у одной из кондитерских Парижа, я был там полгода назад! Еще и с самим владельцем договорился, что он первый месяц он будет проводить мастер-класс для моих работников.
- Не знаю. У меня сомнения…
- Оглянись вокруг: что бы не открыли – любой бизнес идет в гору! Мы не прогорим, вложимся в дело 50/50, прибыль также делим пополам.
Билли тут же подумал: «А что, если он возьмет меня в долю, а после оставит с носом? Такое случается сплошь и рядом, я не буду первым дураком, которого кинули». Подумав об этом, Билли, поблагодарив его за предложение и предоставленную возможность, вежливо отказал Робу, на лице которого читалось явное удивление в сочетании с сожалением. Побеседовав ещё пару минут, они распрощались.
Шло время. Периодически ему все также поступали различные предложения: кто-то предлагал работу, кто-то проект, но первое Билли отвергал по причине высокой, как ему казалось, ответственности, второе – из-за многочисленных рисков, главным из которых был страх оказаться в «дураках», да и к своей должности он уже давно привык и расставаться с ней не желал.
Прошло много лет, Билли исполнилось тридцать три года, он все еще жил с родителями. Однажды, на своем поддержанном автомобиле, библиотекарь ехал к себе на работу. У него была привычка парковать машину рядом с кофейней, в которой он, по обыкновению, брал себе кофе. Оставшуюся сотню метров он преодолевал пешком. Ему пришлось подождать чуть больше двух минут возле кассы, пока не настала его очередь:
- Привет, Шарлин!
- Привет, Билли! Как всегда?
- Да, - ответил Билли с легкой улыбкой.
Быстрым взглядом он оглядел посетителей кофейни, и вдруг ему на секунду показалось знакомым лицо женщины, сидевшей поодаль за столиком с мужчиной и двумя очаровательными детьми, младшего из которых она кормила с руки. Её зеленые глаза, окаймлённые длинными и густыми ресницами, и неосознанная привычка прикрывать один глаз во время улыбки, не оставили никаких сомнений в том, что это была Эмма. Он узнал бы её из сотни тысяч.
Порой он вспоминал о ней, представлял, что теперь наверняка она выглядит старше своих лет, внешности не уделяется прежнее внимание, был уверен, что от былой красоты не осталось и следа. Однако все было с точностью до наоборот. Её кожа была все столь же белой и чистой, на лице не было никаких морщин, волосы были все такими же густыми и шелковыми, как и в прежние времена длиной до плеч. На секунду ему показалось, что он вернулся в годы обучения в колледже. Как и у многих других, случалось такое, что у Билли обострялось воображение, и он представлял свою совместную жизнь с Эммой. В подобные моменты он испытывал досадное до тошноты чувство невосполнимой потери.
В годы своей наивности, ему казалось, что поиск и выбор своей благоверной могут подождать, карьера — вот, что на первом месте и только. Да и к чему спешить? Ведь мир не ограничен только тем городом, в котором он живет. Есть сотни стран и городов, в которых живут сотни тысяч, да что уж там, миллионы не менее, а вполне вероятно и более прекрасных женщин, чем Эмма. Он был уверен, что среди такого количества точно найдется её лучшая версия…как же он ошибался.
Есть такие общие истины и уроки, которые все извлекают по истечению своей жизни. Однако поскольку у каждого человека своё мышление, свой жизненный опыт, кто-то открывает для себя эти истины раньше, кто-то позже. Один из таких постулатов – понимание того, что безупречных людей не существует. У всех есть те образы, которые они идеализируют у себя в голове, но не находятся те, в которых будут собраны абсолютно все чаемые качества, есть те, кто лишь наиболее близок к этому желанному облику. За такого человека и следует держаться.
Есть такой тип привязанности (и поверьте, он сильнее любого другого вида), который состоит не только из тех эмоций, чувств и воспоминаний, связанных с определенным человеком, но и вдобавок ко всему идет еще нечто сродни такой приятной ностальгии, которую испытываешь особенно сильно, когда видишь этого человека впервые за долгое время. Это и было то, что испытывал Билли в этот момент, глядя на Эмму, которая поймала его взгляд и также смотрела ему в глаза.
Из уважения к ней, как к женщине, что уже была замужем, Билли, сколь трудным то ни было, отвёл свой взор в сторону.
- Готово, держи, - обратилась к нему кассирша, протягивая стакан с американо.
- Благодарю, Шарлин, увидимся!
Торопливым шагом Билли направился в сторону библиотеки. Пройдя пару шагов, его внимание привлекло стоявшее на светофоре такси, на дверях которого была реклама кондитерской «Choco», на фотографии стоял его друг Роб. Позже Билли узнал, что его товарищ создал целую сеть заведений по всему городу.
Зайдя на работу, наш профессиональный аналитик рисков уселся на диване тихого читального зала. Перед ним стоял небольшой журнальный столик, на котором лежал сборник рассказов Рэя Брэдберри «Вождение вслепую».
Оказавшись в водовороте размышлений, привыкший к стабильности Билли стал задаваться вопросами:
А что, если я напрасно расстался с Эммой, зря тогда лишил её надежды?
Что если стоило хотя бы попробовать начать отношения?
А что, если мне следовало согласиться выстроить свой бизнес совместно с Робом? Ведь, несмотря на риск того, что он мог обвести вокруг пальца, также и была вероятность того, что он действительно хотел помочь. Сегодня я мог бы быть совладельцем крупнейшей кондитерской в городе.
А что если?
Свидетельство о публикации №225111700754