Строим роман 2. 2. Роман или репортаж о событиях?
РОМАН ИЛИ РЕПОРТАЖ О СОБЫТИЯХ?
Если кто-то полагает, что задача автора – придумывать и описывать приключения героев, то он пока еще не писатель, а репортер.
Уже неплохо, если получается связное изложение неких последовательно возникающих событий, но этого мало. Факты и их интерпретация – задача журналистики, а не прозы.
Писатель – это сочинитель, который в состоянии увлекательно и грамотно изложить придуманную им историю по определенным правилам.
Чтобы репортаж стал романом, в него нужно заложить особое устройство, которое затягивало бы в себя читателя, как винт мясорубки затягивает все, что в нее бросает кулинар. Имя этому устройству – драма.
Правильно построенный сюжет соответствует этому понятию с поправкой на особенности – полноту и психологизм – художественной прозы. А суть драмы – растянутый во времени от завязки до развязки конфликт антагонистов.
Из этого следует, что главная задача автора остросюжетки – создавать, делать, творить в романе драму в прозе, провоцировать и вызывать конфликты, постоянно учинять ДТП и лобовые столкновения на дорогах сюжета до тех пор, пока это не приведет к кульминации и развязке, то есть к победе одной из сторон противостояния.
Не разделять, чтобы властвовать по своему усмотрению, а сводить, соединять и даже стравливать героев должен сочинитель. Роман отличается от жизни тем, что из него вырезано автором все скучное и вялотекущее
Если в реальности авиадиспетчер разводит самолеты, то в виртуальном пространстве романа автор должен их сталкивать, чтобы заставить читателя переживать за летящих на них героев книги. Если читатель не станет болеть за полюбившуюся команду персонажей романа, то вы напрасно потратили время и душу на его создание.
Именно сюжет как комбинация взаимозависимых событий и поступков героев позволяет автору манипулировать чувствами и переживаниями читателя, а не только красивые слова и остроумные диалоги.
Читатель покупает в первую очередь переживания, и только во вторую приключения, им сопутствующие. Текст, который не вызывает в душе эмоций – бесполезный текст.
В грамотно построенном романе я с первых абзацев начинаю понимать мотивы поведения, причины душевных переливов героев и сочувствовать им. Как только у меня включается осознанное внимание, я – пленник рассказчика от тридцать девятой до последней точки романа.
Поэтому писать желательно не столько о происшествиях и приключениях, хотя это и необходимо делать, сколько об амбициях, чувствах, столкновении характеров, о непримиримых противоречиях, в борьбе-противоборстве коих и проявляются душевные и нравственные качества героев.
То есть писать надо в первую голову о страстях и вызванных ими конфликтах, о коллизиях, и снова об эмоциях, о том, как поссорились герои и что из этого вышло. То есть на самом деле мотором действия в романе являются желания героев и вызванные ими коллизии, а не приключения, как это может казаться на первый взгляд.
Сначала игра страстей, потом вызванные ими действия и поступки героев, затем коллизии, которые приводят к обострению конфликтов, накалу страстей, нагнетанию атмосферы опасности и напряжения до невыносимых давлений и, наконец – кульминация и развязка.
Только в этом случае в книге сами собой возникнут и заживут своей жизнью персонажи. Для того, чтобы оживить героя, недостаточно одного желания сочинителя, но это может произойти с действующими лицами само собой в предложенных автором драматичных, экстремальных обстоятельствах.
Популярный в свое время драматург Сухово-Кобылин писал в своем дневнике: «Столкновение людей, доведенных до края, характеров на краю бездны и есть цель моего драматического сочинения».
И еще одно замечание. Если романотворца не коробит от фразы «Анджелика сглотнула слюну и согласно кивнула головой», то, скорее всего, он взялся не за свое дело.
© Copyright: Андрей Викторович Денисов, 2003 год.
<>><<>
Свидетельство о публикации №225111801049