Из истории вокального искусства. Моника Синклер
Вообще-то, её даже чаще относили к контральто, но по большей части эти разграничения достаточно условны.
Это была певица огромного дарования, имеющая как определённые недостатки, так и выдающиеся достоинства.
Её голос, как и её техника, не был совершенным, но он был очень интересный и по-своему уникальный. Это был голос громадного диапазона - более трёх октав, своеобразного тембрального окраса, с особыми "андрогинными" звучаниями в нижнем грудном регистре.
К тому же Моника Синклер обладала ярким актёрским дарованием и сильным, как сейчас модно говорить, "сценическим присутствием".
В 1947 г. она дебютировала на оперной сцене в партии Сузуки в "Мадам Баттерфлай", а в 1948-м уже пела в главном театре Англии - в Ковент Гарден.
Её репертуар был совершенно необъятным: от опер Монтеверди, Пёрселла и Люлли до оперетт Салливана, от Моцарта и Россини до Берга, Бриттена и Уолтона (так, например, Синклер участвовала в британской премьере "Воццека", мировой премьере оперы Уолтона "Медведь" по пьесе-шутке А.П.Чехова, и во многих других). Среди её работ, весьма впечатливших британскую публику, были Полина в "Пиковой даме" и Марфа в "Хованщине".
Но особенно она была востребована в двух амплуа - это "мужские" партии и роли комических старух.
Сам характер её голоса способствовал тому, чтобы она перепела всех оперных "парней" - начиная со своего дебюта на сцене Королевской оперы в качестве Второго мальчика в "Волшебной флейте", а дальше пошли Брадаманте и Гуальтьеро, Керубино и Секст, царевич Феодор и т.д.
Комические старухи, а также разного рода ведьмы и колдуньи тоже находили ярчайшее воплощение в исполнении Сиклер с ранних лет её карьеры: там были и Марселлина, и Берта, и Марта, и множество других.
С большим успехом артистка исполнила роль маркизы де Беркенфильд в опере "Дочь полка" Доницетти в спектаклях не только Ковент Гарден, но и Метрополитен с несравненной Джоан Сазерленд в главной партии.
Синклер немало пела с Сазерленд. Они начинали почти в одно время работать в Ковент Гарден. И после, когда Сазерленд стала мега-звездой, они с Бонингом нередко привлекали Синклер во многие проекты.
Так сохранилась очень интересная запись "Семирамиды" Россини. Если в "коммерческой" записи, сделанной на "Декке" партию Арзаче поёт бесподобная Мерилин Хорн, то для записи на итальянском радио петь с великой Сазерленд была приглашена Синклер, вокальный потенциал которой полностью раскрывался в партии молодого полководца. Даже при некоторых несовершенствах вокализации, певица поражает звучанием и диапазоном: так, в знаменитой каватине "Ah! quel giorno" в заключительной каденции она "цепляет" "до-диез" третьей октавы и опускается до "ми" малой!
Если говорить о необъятности диапазона, то ещё, конечно, надо вспомнить, как в песенке из комической оперы Шилда "Розина", которую неутомимый Ричард Бонинг вытащил из небытия "на свет божий", Синклер опускается на нижнее "ДО" - это уже просто какое-то "суб-контральто"!
Кроме неисчислимого количества оперных ролей, Синклер выступала на концертной эстраде, участвовала в исполнении произведений ораториального жанра. (Если учесть, что она была ещё и матерью шестерых детей, то совершенно нельзя понять - когда всё успевала?!)
P.S. Хоть и после некоторых колебаний, мы всё же решили вспомнить о Монике Синклер. Если её имя и не стоит в ряду самых великих певцов, то, во всяком случае, она была художником яркой индивидуальности и огромных возможностей, что, конечно, не может не вызывать интереса истинных поклонников искусства.
Материал с музыкальными фрагментами впервые был опубликован в "QUI la VOCE" во ВК - 23 апр 2020.
Свидетельство о публикации №225111801228