Часть iii. экзистенция внутренняя Вифлеем. глава 9

 Анатомия души: «Садовница» и три ее сада.

О Саде Плоти, Саде Души и Саде Духа.

Дитя мое, чтобы войти в таинство внутреннего Вифлеема, где Слово становится плотью в тебе, надобно прежде познать устройство твоего естества. Представь душу твою как великое поместье с тремя садами, за которыми призвана ухаживать Садовница — твое глубинное, сокровенное «я», твой дух.

Садовница — Управительница Бытия

«Да будет Мне по слову Твоему» — это голос Садовницы.

· Кто она?
  Твое истинное «я», сотворенное по образу Божьему, способное к диалогу с Творцом. Не рассудок, не чувства, не воля, но то глубинное начало, что использует их как инструменты.
· Ее призвание.
  Слушать Волю владельца сада и согласовывать с Ним жизнь всех трех садов. Быть мостом между тварным и Божественным.
· Ее трагедия.
  Когда она забывает о своем служении и начинает считать себя хозяйкой садов.

Три сада души.

1. Сад Плоти (Эдем)
Сама земля, из которой ты создана.

· Что вмещает?
  Твое природное, естественное существо с его инстинктами, радостями, скорбями, здоровьем и болезнями. Все телесные потребности и способности.
· Его предназначение.
  Быть храмом Духа Святого (1 Кор. 6:19). Не темница души, но освященная материя.
· Искажения.
  Чревоугодие, блуд, уныние, праздность — когда сад плоти живет по своим законам, игнорируя Садовницу.
· Путь преображения.
  Не уничтожение, но очищение, обуздание и Преображения. Пост как дисциплина, труд как служение, отдых как восстановление храма.

2. Сад Души (Вертоград)
«Вертоград заключенный» (Песн. 4:12)

· Что вмещает?
  Мир твоих чувств, мыслей, представлений, памяти и воображения. Все, что составляет твою психическую индивидуальность.
· Его предназначение.
  Стать местом встречи с Богом, где взращиваются добрые помыслы, святые образы и Любовь.
· Искажения.
  Гордость, тщеславие, осуждение, зависть — когда вертоград души становится полем битвы страстей.
· Путь преображения.
  Возделывание с помощью молитвы и трезвления. Охранение чувств, внимание к помыслам, воспитание памяти.

3. Сад Духа (Святая Святых)
«Царство Божие внутри вас» (Лк. 17:21)

· Что вмещает?
  Самая глубокая, сокровенная часть твоего сердца, где нет ничего, кроме жажды Бога. Здесь — не мысли о Нем, но сама возможность встречи с Ним.
· Его предназначение.
  Стать Престолом Всевышнего, местом схождения Святого Духа.
· Искажения.
  Может оставаться долгое время пустым, незамеченным за шумом двух других садов.
· Путь преображения.
  Создание благоговейной тишины. Именно здесь та самая «пустота», куда нисходит Дух Святой.

Динамика взаимодействия.

Сад Духа (призывает) ; Садовница (управляет) ; Сад Души (воспринимает) ; Сад Плоти (воплощает)


Гармония и болезнь.

· В здоровой душе все три сада подчинены Садовнице, а она — воле Божией. Благодать, нисходя в Сад Духа, пронизывает все естество.
· В больной душе Сад Плоти диктует условия Саду Души, Садовница спит, а Сад Духа забыт и запущен.

Практика распознавания.

1. Когда ты раздражена, бунтует Сад Плоти.
2. Когда ты осуждаешь, зарос сорняками Сад Души.
3. Когда ты в суете, Садовница забыла о своем призвании.
4. Когда ты в мире, все три сада живут в согласии

Искусство Садовницы.

· Знать каждое растение - изучать свои склонности и способности.
· Своевременно "поливать" - питать душу молитвой и словом Божиим.
· Пропалывать сорняки — очищать сердце покаянием.
· Подрезать ветви — отсекать излишние привязанности.

Помни, дитя мое: в этой анатомии находится ключ к твоему Преображению. Когда Садовница бодрствует, а все три сада возделаны в послушании воле Божией, тогда совершается чудо: Сад Духа становится той самой Вифлеемской пещерой, где рождается Христос. И это Рождение не есть событие прошлого — оно может совершаться в тебе каждый день, каждый миг твоего свободного согласия с Богом.

И тогда поймешь ты, что все твое существо — от телесных потребностей до высших духовных устремлений — создано быть тем совершенным лоном, что способно принять, выносить и явить миру Спасителя.


Рецензии