Заметки на полях. Достучаться до небес
Много лет я пытаюсь интерпретировать этот свой опыт и задача эта далека от завершения. Получилось усмотреть параллели не столько даже с Августином, сколько с Максимом Исповедником, с его 41-й Амбигвой. Однако там даётся путь восхождения исключительно монашеский, причём, прямо скажем, мужской, в котором первый шаг - соединение мужского и женского начал, осуществляется таким загадочным образом, что вообще непонятно, о чём идёт речь и как нам, простым смертным, осуществить это на практике. Очевидно, поэтому к теме, едва ли не главной в христианской жизни, так невелик интерес.
...Моё предположение состоит в том, что в христианской мистике недооценивается роль женской составляющей человеческой личности. Однако человек - существо диалогичное, двусоставное - мужчину и женщину сотворил их. Обратите внимание на эпизод с кометами из четвёртого шага теозиса. Забавно, что мужская комета имеет пустое ядро: без женщины у мужчины в каком-то смысле нет сердца.
Итак, шаги из 41-ой Амбигвы Максима Исповедника с его синтезами: 1) мужского и женского, 2) рая и ойкумены, 3) неба и земли, 4) умопостигаемого и чувственного, 5) тварного и нетварного.
Если пытаться сопоставить их с моими картинками, то поначалу туда вписывались только первый и пятый шаги: встреча с человеком, встреча с Богом.
Второй шаг долго мне не давался: что означает светящийся крест? Вернее, я не соотносила это со вторым шагом теозиса, входом в рай. Наконец, я поняла: крест как граница между неподлинным и подлинным существованием, между мнением и истиной. Этакий меч Архангела у врат рая, отсекающий всё лишнее. Кстати, здесь присутствует мотив этический, мотив жертвы, что ли. Чтобы войти в рай, необходимо сначала спуститься в ад; этакое жертвенное нисхождение. Это древний сюжет; возможно, появление Иштар в этом контексте неслучайно.
Третий и четвёртый шаги оказались для меня самыми проблематичными и я долго искала аналоги в каких-нибудь мифологических традициях: почему звёзды, почему кометы?
Звёзды, попАдавшие в моё сердце, причём с мыслью, что каждая из них - это я - отождествить это с третьим шагом мне пришло в голову после "Тимея". У Платона и неоплатоников звёзды - это души. Души праведников, а, может быть, вообще всех людей. Если отважиться на мысль, что я, некая случайная представительница женской половины рода человеческого, оказалась центром, в котором произошёл синтез 3-х измерений умопостигаемого космоса, причём, космоса живого, одушевлённого, то вот, можно смело сопоставлять это с третьим шагом Максима - земля и небо, чувственный мир, оказался весь собран в одну точку.
Нет, не точка. Это моё сердце, это компактная сфера, составляющая ядро той кометы, которая будет представлена на следующем, четвёртом шаге. Понятно, что светящееся, звёздное ядро женской, назовём её F - кометы, составляют души всего живого или логосы природы по Максиму Исповеднику. Хвост кометы - пустой, но дискретный, это хора!
Четвёртый шаг - самый сложный. Мужская комета (M) - логосы, логосы истории. Ядро пустое. По "Мистагогии" Максима Исповедника это ум, и при правильном взаимодействии с "жизненной силой" ум должен стать мудростью, софией, а логосы превратиться во фронесис, рассудительность, что бы это ни значило.
Если вернуться к "жизненной силе", олицетворённой кометой F, то ядро этой кометы и есть София, Мировая Душа, которую персонаж F делегирует в этом чудном спектакле. А логосы истории, заняв своё место в пространстве, предоставленном хорой, "природой", будут означать некий ход вещей; какой – я пока не понимаю.
Похоже, что встреча этих двух комет и соединение их в виде инь-ян, синтез чувственного и умопостигаемого - это тот предел, на который способна человеческая мысль, душа, фантазия и творческая деятельность.
Если я правильно понимаю, это восточный, буддийский идеал гармонии истории и природы.
Т.е. это и есть искомый синтез чувственного и умопостигаемого.
Этот синтез оказывается окончательным тогда, когда возникает перспектива растворения Я в "природе" - как раз в буддийском духе. Я ощутила это как угрозу.
Преодоление совершается в неком порыве любви, которая выносит эту человеческую пару на границу тварного мира и превращает в нечто единое, в монаду, что ли, но собранную по принципу "нераздельно и неслиянно" - я отдавала себе отчёт в себе самой. Интересно, что в этом собранном состоянии я, наконец, ощутила самотождественность, которой мне всегда недоставало в жизни.
Черная бездна, развернувшаяся передо мной - Ничто. Не этот ли опыт транслируют мистики, остановившиеся на этом шаге?
Свет, океан света. Ужас. Это не я, это множество большей мощности, чем я! (надо сказать, что теория множеств была моим любимым разделом математики, и вот - пригодилось). Но между нами бездна, которую не перейти. Я подумала об этом с сожалением. И вот - водопад света, льющийся на нас!
Очевидно, как мне стало потом понятно, это и был тот самый нетварный свет. Шаг пятый.
Свидетельство о публикации №225111801385