Сурхай шамхалу Адил-Гирею - Я буду вашим слугой
По заданию турецкого правительства ‘Али-бей был направлен в Сефевидский Иран с разведывательными целями. И хотя ‘Али-бей пробыл здесь недолго, он вполне справился с поставленной перед ним задачей. Среди бесконечного мира явлений он сумел отобрать наиболее важнейшие данные, которые могли представлять стратегические интересы Оттоманской Порты.
Сочинение «Кайме» Бадр ад-зада — это своеобразно донесение, подготовленное автором по поручению Дивана. И поэтому его никогда не размножали и хранится оно в единственном списке в фонде «турецких рукописей библиотеки Стамбульского Университета». Мы пользовались переводом Г.М. Мамедова, осуществленным с издания Ф. Челика.
В «Кайме» ‘Али-бея для нас наиболее ценными являются данные, позволяющие раскрыть причины «восстания племён и войн», происходивших в Иранском государстве, история вторжения афганцев в Персию, поражения шаха ал-Хусайна и его отречения от престола, сведения об антииранском движении в Джарах, Цахуре и Ширване, о вооруженном выступлении горцев под предводительством ал-Хаджжи Да’уда, Сурхай-хана Казикумухского и уцмия Ахмад-хана о взятии ими Шемаха и изгнании ставленников Сафавидов. Только Гянджа, пишет он, осталась не занятой ими. И это, если верить нашему автору, было вызвано двумя обстоятельствами. Одно — это ссора между Сурхаем и ал-Хаджи Да’удом.
Второе — то, что «если такой очаровательный город как Гянджа пришлось бы брать боем», то он, «как и прочие местности, стал бы опустошенным и разрушенным». Поэтому-то «они не изъявили желание [захватить Гянджа]». И далее ‘Али-бей, прогнозируя дальнейшие события, полагает, что если Сурхай-хан со своими многочисленными войсками сумеет захватить этот город, то он станет правителем Гянджа, оттуда двинется на Тифлис и захватит его. А «ал-Хаджж Да’уд вместе с воинами-суннитами Ширвана и лезгинами» мог бы направиться в Табриз. Пока же, пишет ‘Али-бей, «Сурхай обосновался в местности под названием Табасаран, а ал-Хаджж Да’уд — в Шемаха».
Обращает на себя внимание и сообщение Бадр ад-дин-зада об окончательном разрыве между Сурхай-ханом и ал-Хаджжи Да’удом. Казикумухский владетель, пишет он, «не смог сдержать свой гнев». Он [Сурхай] говорил шамхалу Адил-Гирею:
«Во времена твоего дяди Умалат-хана лезгины не отважились бы на такую непокорность. Ныне в стране, которую я захватил, правит ал-Хаджж Да’уд. С этого дня я стану вам союзником, буду вашим слугой и буду прислушиваться к [вашим] повелениям. Устраните названного ал-Хаджж Да’уда» [со ссылкой на источник «Мамедов Г.М. «Кайме». Бедреддин-заде ‘Али-бея // Известия АН Аз. ССР. Серия истории фил. и права, 1988. №3. С. 67-69; №4. С. 72-84»].
Подготовил: ‘Али Албанви
Литература
1. Гаджиев В.Г. Разгром Надир-шаха в Дагестане. — Махачкала, 1996. С. 20–21. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3QPHBS, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.11.2025). — Яз. рус.
2. Мусаев С.А. Эпоха Сурхай-хана I / Мусаев С.А., Курбанов А.Д., Каяев И.А. — Махачкала: ДИНЭМ, 2011. С. 168. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studfile.net/preview/13638071/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.11.2025). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №225111801759
