Феноменология
Чернякова Алексея Григорьевича, ишемический инсульт, 54 года
Viele versuchten umsonst
das Freudigste freudig zu sagen,
Hier spricht endlich es mir,
hier in der Trauer sich aus.
Sophokles
Лекция 1.
"...Феноменология - Гуссерль, начало 20 века, совокупность близких друг к другу проблем.
Идейная основа Феноменологии заложена Брентано, учителем Гуссерля в борьбе с классикой Канта, критик Гегеля.
Философия разделяющая, о разделяющей дескрипции.
ФФ - Феномены Физические ФП - Феномены Психические
ФМ - Феномены Мозга
ФФ - Феномены Философские
ФТ - Феномены Трансцендентальности
Основа учения Брентано - различие между Физическими и Психическими Феноменами,
Далее которым ввожу обозначения ФФ - Феномен Физический и ФМ - Феномен Мозга, Феномен Психический.
Гуссерль - исходящие различия его Феноменологии - между пустотой и наполненной интенцией ( значения и осуществления ), различие между значением и предметом.
Хайдеггер - логическое различие, онтологическая дифференция между бытием и сущим - суть раннего Хайдеггера.
Трактаты Юма, Канта, Локка - основа различия, философские размышления.
Гуссерль внимательно изучал Канта ( в отличии от Гегеля ), сознание Канта - синтетическая деятельность.
Делёз и Дарида - различие, различие как определяющая тема;
работа в плане различающей дескрипции.
Кант - сов. марксизм - тождество бытия и мышления;
предмет - результат синтеза, нечто конструируемое;
мысль подхвачена неокантианцами, развита Гегелем : одна из самых серьёзных философий 19 века.
Должны сформулировать принцип различия - бытие (предмет) - сознание (мысль).
Брентано - как можно разделить предметы наук :
психологии и естествознания.
"Психология с эмпирической точки зрения вовсе не философия"
Философия - гегельянские тенденции;
Гуссерль - различие психологии и логики (Брентано мыслит не так).
Неокантианцы и гегельянцы;
Вена, 70-е годы 19 века; Маха - из сферы психологии в сферу исследования.
Психические феномены, "ощущения" - и к Физическим Феноменам ФФ и к Психическим Феноменам ФП, ФМ.
Полемика письменная Франц Брентано - Эрнст Мах ( нейтральный элемент ).
"Психология с эмпирической точки зрения" 1874
Брентано, Вена - Гуссерль, Фрейд слушали его лекции, различие физического и психического, оппонент Александр Бэн.
Гегель - примеры в конце, у Брентано - наоборот, он не начинает с обл.опр.
Задача - разделить науку психологию и психический феномен ФП;
разделить естествознание и физичесикий феномен ФФ (Брентано): цвет,звук,тактильные ощущения,форма,запах,холод,тепло,
Феномен - по Брентано - синоним явления ( до Хайдеггера, Erscheinung )
Психические Феномены ФП, ФМ - с помощью воображения, восприятия, представления, Феномены Мозга, Феномены Памяти, Forstellen
Berust Sein - Я осознаю.
Христиан Вольф ввёл все эти слова - существительные.
Немецкий язык, следовательно, можно взять Инфинитив глагола и сделать существительное.
Forstellen - das Forstellen - оттенок действия, Акт.
Das Forkestellte - представленное, перед нами;
Между Актом Сознания и Содержанием (в Сознании).
Сартр - пищеварительная философия - Сознание поглощает Предмет.
Гуссерль начал широко применять.
Ov fassung -Понимание как Схватывание (синтетическая деятельность);
Познавательное - усвоить Пищеварительное.
Основное понятие Гуссерля - интенциональность - статья Сартра - два перевода.
Смысл Феноменологии - в разъединении предметов и сознания, чтобы Сознание не пожирало Предметы и Предметы являлись сами, как хотят.
Если Сознание как Схватывание, как Усвоение, тогда предметы в лучшем случае подчинённые - Кант.
Психические Феномены нам даны как Акты Сознания;
Физические Феномены - с помощью органов чувств.
Психические Феномены мы не можем ощущать - это наше Сознание.
Ницше - "Всякие великие идеи приходят тихо"
Брентано осуществил великую задачу - великое преобразование всей философской традиции :
Отделил Предметность от Сознания - не функционально, но по природе, по существу.
Классы Психических Феноменов по Брентано :
1.Представление
2.Вспоминание Синтетическая функция
3.Воображение
О Психических Феноменах мы узнаём с помощью Психических Феноменов :
Внутреннего Восприятия
Внутреннего Сознания Франц Брентано
Сознания о Сознании
Сознание о своих собственных Актах
Потом мысль Брентано подхватил Гуссерль;
Сложнее,чем данность Физического Феномена.
Не приписываем, а Признаём, что есть в предмете по Канту.
Представление лежит в основе всех других Актов сознания.
Борьба с языком - Приговор, в немецком языке.
Движение Души - Феномены Лиризма, Феномены Чувства : все основаны на Представлении.
По Брентано мы не приговариваем вещи, а открываем в них то, что есть.
Все классы содержат великое многообразие всех модусов Сознания.
Перевод Брентано в Санкт-Петербурге - "О происхождении нравственного сознания" - Брентано цитирует в конце итальянского поэта Леопарди...
Признак Психического Феномена :
Все Психические Феномены и сами являются Представлениями или основаны на Представлениях;
Вначале мы осуществляем Акт Представления, затем - ценностное отношение, Акт превращения чего-то в Объект.
Природа Абстракции - неразработанное.
Гадамер - обратится к автору.
На какой вопрос отвечает каждый Брентановский принцип.
Существует ли фундаментальный Психический Феномен, лежащий в основе всех других? - Брентано - Да, это Акт Представления.
В нём заложен второй Принцип - мы не можем судить о чём-либо, не представив это!
Представление - Объект - Суждение.
Философия Сознания - наука неведомая, не меньше, чем естествознание;
Гуссерль - поскольку каждый Феномен Физического естествознания схватывается, соответствует Психическому Феномену, философии Сознания.
Вопрос об Абстракции - один из основных в Методологии Науки.
Основной признак - Интенционал - у Брентано его нет, основной философский термин 20 века.
Каждый Психический Феномен содержит в себе нечто в качестве Объекта;
в себе имеет ментальное или интенциальное существование.
Брентано - двусмысленное - инэкзистенц - существование или несуществование -
каждый предмет попадает в Сознание ментально или интенционально, а не как некий реальный физический предмет.
Каждый Психический Феномен содержит в себе Нечто в качестве объекта ;
Каждый одинаковым образом - эту формулировку Брентано переписывает потом Гуссерль, потом Хайдеггер - объясняя Принцип интенциональности в феноменологии.
Трактат Брентано "О любви и ненависти".
Брентано учил немецкий язык со своим дядей Клеменсом Брентано - великим немецким поэтом, это язык литературный, сухой, но легче в переводе,
в отличии от Гуссерля и Хайдеггера.
Переделать подстрочник в переводе никак не получается
В Представлении нечто представляется;
В Суждении нечто признаётся или отвергается;
Акт Коррелятивности Брентано.
Декарт серию своих Предположений выдавал за Сомнение,
Оценка фактов выдаётся за их изложение, СМИ
Сложность Тождественного видения предмета - одна из фундаментальных основ Феноменологии в целом.
Гуссерль - описание процесса восприятия.
Достигнут такой уровень рефлексии над Сознанием ( Размышления над Сознанием ) - имеется некая Направленность, и эта Направленность имеет всегда строгий коррелят в Акте Восприятия, в Акте Памяти
В Воображении - нечто воображаемое;
В Суждении - мы судим, а не воображаем.
Проведены различия между Актами Сознания и их коррелятами - в Принципе корреляции.
Гуссерль "Философия как строгая наука": Теория Познания.
Бытие - как коррелят Сознания - только
Бытие - как воспринятое,
Бытие - как вспомненное,
Бытие - как оцененное,
как объект веры.
Сопоставляется с Актом Сознания.
Инструмент - внутреннее Восприятие, который позволяет зайти в самые Психические Феномены..."
Конспект лекций сохранён с оттенками живой речи Алексея Григорьевича по возможности весьма не безукоризненного звучания первоисточника с абсолютным уважением каждой мысли Великого Философа, профессора, лидера Возрождения философского образования в России, которого, я думаю, многие знали и любили в Санкт-Петербурге.
Для особого выделения некоторых смысловых интонирований Алексея Григорьевича, которыми Философ Осмыслял некоторые Базовые Понятия Философии Брентано и не только, используются прописные, заглавные Буквы.
Конспект может быть уникален, потому, что эти 9 Лекций исчезали, а Текст его 12 Лекций отличается от смысловой подачи Черняковым этого Курса 9 Лекций.
И, конечно же, что понятно каждому мыслящему Философу, живая подача Лекции всегда отличается от бумажного его Наследия,
на эту тему всегда вспоминается Мераб Константинович, который так не любил сам себя записывать и для которого существовала только живая подача лекционного материала в Диалоге - с Аудиторией, с Аристотелем, с самим Собою, но обязательно живой и Мыслью, и Словом.
Брентано Чернякова восхитителен и, действительно, безукоризнен, смаковать мысль Алексея Григорьевича можно бесконечно.
Лекция 2.
"..."Фоменология Франца Брентано" Избраные работы, изд.Валерьян Валерьянович Анашвили, 1996 год.
Феноменология как господствующее течение в немецкой философии 19-го - начала 20-го века, Брентано и Гуссерль.
Неокантианство и Позитивизм сходны, господствующие течения в немецкоязычной философии, Эрнст Мах и Рихард Авернариус.
Феноменология противостоит Неокантианству и Позитивизму.
1. Принцип Различия : Сознания и Предмета.
( Сознание - различие Бытия и Сущего по Хайдеггеру )
Принцип Различия - функциональный, оперативный, рабочий (не тематизировался).
Брентано вслед за Аристотелем использовал Метод Различия - основа любого Описания.
2. Принцип Дескрипции : Феноменологический Метод по существу это Метод Дескриптивный ( Гуссерль );
Брентано отождествляет своё учение о Сознании с Дескриптивной психологией:
"Психология с эмпирической точки зрения"
Принципы Различия и Дескрипции очень близки друг другу, опред.серия Различий.
Дескрипция - описание, т.е. конструкция по форме вида : "тот..., который..."
Терм - интуитивно определённое выражение...
Определённая дескрипция - "тот единственный..., для которого выполняется..."
Неопределённая дескрипция - "тот..., для которого выполняется..."
Различия - цвет, форма, пространственное положение.
Художественная литература - описание характера (различия, выделяющие именно этот тип)
3. Сознание Метода (на основе Дескриптивного метода) - позволяющего выделить особую Сферу, которую можно исследовать :
по Брентано - Сфера Психических Феноменов;
по Гуссерлю - Сфера Чистого Сознания, просто Сознание.
Сознание по Гуссерлю - регион Бытия, самостоятельная Сфера, конкретизация Принципа Различия.
Давос, 1929 год - дискуссия между Неокантианством и Феноменологией.
Хайдеггер - лыжный костюм Кассирер - смокинг, бабочка.
Феноменология старается работать без принципов!
4. Принцип Беспредпосылочности (Гуссерль)
Борьба по линии языка (между Феноменологией и другими школами)
Хайдеггер - изменил Инструментарий Философии!
Способы постижения мира - термин заменён Хайдеггером на Экзистенциал.
Попытка Феноменологии отказаться от Кантовской парадигмы, навязыванию Предмету определённых схем Рассудка, Разума.
Кантовский принцип , когда предметы - нечто бессвязное и аморфное, и мы лищь создаём предметность по существу, вкладывая определённые схемы рассудка в некоторое определённое аморфное создание - противоположен.
Принцип Феноменологии, согласно которому мы должны дать возможность Предметам проявить себя, предстать в качестве Феномена.
Отличие Феноменализма и Феноменологии.
Гуссерль, Хайдеггер - усилия по разъяснению термина Феноменю
Феноменализм - позитивистское направление, отрицающее стоящее что-либо за Феноменами, но признавая ту или иную реальность.
Категория - обвинение, приговор, суждение.
В Русском языке объектный падеж называется винительным, мы приговариваем Вещь быть такой, как мы хотим.
У Канта Категории - синтез Рассудка - усилия Рассудка создать Реальность такую, как мы хотим :
Предмет - количество, качество, модальность, отношение (главное - причинно-следственная связь).
Категориальный аппарат существования (социологическое научное познание) не схватывает Реальность человеческого Существования
( das Sein ) Хайдеггер - социологическое, научное познание.
Хайдеггер создаёт Язык описания Бытия и Сознания Человека.
Брентано - теолог, учитель философии, католический священник.
Адольф Тренделенбург - критик Гегеля, знаток Аристотеля, неприятие современной философии.
Исходный философский вопрос Брентано - граница Философии и Психологии - вопрос о предмете Психологии - по Аристотелю - наука о душе -особое положение среди наук - изучает человеческое Сознание, психику;
всё, что делает Человек опосредованно реализуя своё собственное Сознание.
"Психология - зубец в башне Науки, она основание всех других наук."
Психология по Брентано - это не эксперементальная Психология и не интроспективная Психология ( Брентано критиковал и ставил под вопрос ).
Психология с эмпирической точки зрения - сомнительно, что существует некая общая субстанция ( даже в отношении Физических Феноменов ФФ ) и все свойства тел, которые мы изучаем, являются как бы Модификацией этой Субстанции.
Ещё более сомнительно, что существует некая общая духовная Субстанция и все наши Акты Сознания ( мышление, воображение, сознание, память ) являются свойствами этой этой Субстанции ( весьма распространён в 19 веке в философии, в тючю и в русской - Лопатин(дух. субст.) ;
модусы Сознания сохранились и у Гуссерля(что наводит на мысль о субстанции).
Хайдеггер - поучительные притчи об отце и кладе в саду.
Субстанция души - клад, которого не существует.
Набоков - "Дар" - " если бы физики в 19 веке обнаружили Душу, это было бы лучшим доказательством её несуществования."
Исследование разнообразных Феноменов - и с этого пожинать урожай развития.
Дидактика Брентано - не давать исходные определения и принципы, а сразу обратиться к примерам.
Примеры - слышимый звук, видимый цвет, видимые предметы, ощущаемые запахи -
всё, даётся нам как Физические Феномены ФФ.
Сам Акт Восприятия - Акт суждения, воли, памяти, мышления. чувства, желания.
Психические Феномены ФП - радикально, резко разделяются.
Между ними нет ничего общего, нет никакого медиума.
Принцип всеобщего опосредования - Неокантианство.
Принцип Различия - нет определённой медиальности, нет посредника, что было бы одновременно и сознанием, и предметностью, или ни тем, ни другим.
Предмет Психологии - это Психические Феномены ( по Брентано ) не Физические - как в современной Психологии, современная Этика не идёт по пути Брентано, пытаются искать источник нравственного познания в определённых материальных условиях жизни.
Начинать с примеров - не с определений - это стиль Философии Феноменологии - конкретные проблемы.
Гуссерль - соотношение Логики и Психологии экспериментальной - Проблема.
Учение о Сознании Брентано вырастает из конкретной проблемы Психологии.
Феноменология Гуссерля вырастает из конкретной проблемы соотношения Логики и Психологии экспериментальной.
Очень существенно - Проблемы Научного Познания - То, что конституирует жизнь Человека.
1838 год - родился Брентано ; 1868 год - "О многообразном значении сущего" - по Аристотелю - книга Брентано.
Новое понимание Вопроса о Бытии повлияло на Хайдеггера, проблема Истины.
1874 год - Вена, круг учеников - Гуссерль в т.ч. в 80-е годы, основные труды.
"Психология с эмпирической точки зрения" - основной труд Брентано.
Психология, основанная на внутреннем опыте ;
возможность, опираясь на внутренний опыт, провести Различия между Психическими и Физическими Феноменами - мы не можем ориентироваться на гуманитарные или естественнонаучные Знания, только собственный опыт - яркая черта Феноменологии.
Только на основании этого возможно Рассуждение.
То, что выводится из каких-то Сомнений и Принципов - это надо подвергать Сомнению.
1. Первый признак Психических Феноменов -
Существует ли какой-либо Психический Феномен ФП, который лежит в основе всех других - без которого другие просто не имели бы места?
По Брентано Психический Феномен - это Акт Сознания.
Представление - калька das Forstellung - Акт, нем. инфинитив глагола,ставим артикль опр. - Существительное имеет процессуальное значение.
Ему противостоит коррелят Представленное - одним словом не переводится - Акт Представления - das Forstullung.
Когда мы говорим о Психическом Феномене Представление - мы всегда имеем дело с Актом, само осуществление этого процесса.
Его коррелят - это Представленное - das Forgestellte.
Разламывание на Акт Памяти и Вспомненное,
на Акт Сомнения и то, что подвергается Сомнению,
на Акт Суждения и то,что Обсуждается.
Вот это и есть Различие между Сознанием и Предметом,
которое провёл Брентано.
Принцип, который не позволяет нам смешивать две вещи :
Тот Предмет, который сейчас перед нами и Акт Сознания, с помощью которого
мы схватываем этот предмет.
Наш предмет изучения философский, это не те предметы, которые мы схватываем, а те, Акты, благодаря которым мы понимаем.
Не понимаемое, а сам Процесс Понимания!
1-ый Признак - Каждый Психический Феномен или сам является Актом Представления, или же основан на Акте Представления - Суждения - Чувства - Желания - даже, если они беспредметны.
Если мы выделим Представление в качестве Основного Психического Феномена.
Коррелят необязательно чётко очерчен!
Возможны сложные случаи, когда Чувства беспредметны!
Усилия Брентано, Гуссерля, Сартра - доказать, что и Чувства, и Желания, и Эмоции - они являются Интенциональными, т.е. Предметными, направленными на мир.
Что Эмоция есть что-то не внутри бурлящее - внутри - внутренние органы.
Классификация Психических Феноменов :
1. Класс Представления;
2. Класс Суждения;
3. Класс Любви - Ненависти - Интересов - Чувств - Эмоции;
эмоциональная, ценностная жизнь Человека; Представление в Эмоциях.
Классификация Психических Феноменов - ориентация в многообразии Психических Феноменов по Брентано - основа Размышлений о Познании, о Сознании;
Основа Этического учения Брентано.
Каждый признак Психического Феномена - Ответ на Вопрос.
Хороший герменевтический Принцип - если вы хотите понять Текст, речь другого Человека - Реконструкция Вопроса, на который он отвечает.
Существует ли общий Признак для всех Психических Феноменов?
Принцип Интенциональности - основной термин философии 20-го века.
Позитивный Признак;
Феноменология по Брентано - начинается - ссылка на Схоластику -
Любой Психологический Феномен содержит в себе Нечто в качестве Объекта, хотя и неодинаковым образом!
В Представлении Нечто представляется,
В Суждении Нечто утверждается или отрицается;
Средневековые схоласты называли Интенциональным или Ментальным внутреннюю Сущность Предмета; Направленность на Объект - но не на Реальность -
или Имманентной Предметностью - отношение к Содержанию;
перевод всегда в Философии несовершенен.
Всякий Психический Феномен характеризуется тем, что средневековые схоласты называли интенциональной инэкзистенцией;
Инэкзистенц - как существование, так и несуществование.
Перевод - внутреннее существование, присущность Предмета.
Владимир Соловьёв - редактор - намеренное несуществование - книга Ланке "История материализма";
Размышления Соловьёва о судьбе Философии в Росии.
Existentialisme - уникальность Бытия Человека, провозглашающая его иррациональным - ограничение Разума.
По Брентано - интенциональное - синоним ментальное.
Предмет существует, но он существует в особом виде, как ментальный или интенциональный Предмет.
Секрет Смысла - Предмет, Субъект изменили своё значение в новоевропейской Философии - в ней Субъект прежде всего Мыслящий Человек.
В Средневековой Философии Субъект - это Предмет.
На языке Брентано - Предмет имеет ментальное существование - значит он превращается в Объект, Нечто, схватываемое Сознанием.
Интенциональная инэкзистенция Предмета - Отношение к Содержанию, Направленность на Объект, под которой не нужно понимать какой-либо Реальности, т.е. Реальности "вне нас".
Брентано этот Признак оценивает как Неоднозначное Описание, т.к. речь идёт не о том, что есть Сознание и есть Предмет, две разных вещи.
Интенциональные отношения - особенные - там, где нет двух равноправных Предметов.
Сознание направлено на Объект - это не значит, что это два разных Предмета.
В этом вся Загадка и Сложность, до сих пор Решения нет.
Имманентная предметность - средневековые схоласты - интенциональная инэкзистенция предета; мы можем назвать отношением к содержанию; направленностью на объект, или же Имманентной Предметностью.
Феномены Психические характеризуются тем, что обладают Имманентной Предметностью.
Принцип Корреляции - затем у Гуссерля, Хайдеггера.
Различие между Представлением и Представленным - Уважение и тем, что является предметом Уважения.
Основные опорные Слова Языка Брентано :
Феномены Психические 2 Класса - Суждения :
Характеризуются - внутреннее существование - Инэкзистенция - ключевое слово, чего - Предмета - следовательно приравнивается Отношение к Содержанию -
Следовательно - Направленность на Объект - вот Основные Ключевые Слова.
Каждый содержит в себе Нечто как Объект - Следовательно - Как содержит - Неодинаковым образом ;
Интенциональная Присущность Предмета;
Интенциональное Присутствие ;
Интенциональное Внутреннее Существование (перевод Бакрадзе )
Все Ключевые Слова носят Пространственный характер ;
Пространственное описание Психического.
Потом будет отрицаться, что Феномены Психические носят не Психический характер, но
Описание аедётся на Пространственном Языке.
Ни слова о Времени!
Материя - Форма - Содержание ( содержится в чём-либо; вроде бы не зависит от Формы ) - мы привыкли.
Интенциональная Инэкзистенция - Внутреннее Существование - Ментальное Существование - Существование в Качестве Смысла определённого Значения Предмета.
Не Предмет - его Смысл, Понимание.
Ментальное Существование Предмета - в отличии от Реального Существования.
Если мы выбираем термин Направленность на Объект - то Брентано оговаривает, что речь не идёт о Реальном Существовании.
Под Объектом не должно пониматься нечто Реальное.
Объект - нечто Ментальное - в отличии от Предмета.
Предмет, имея Ментальное Существование, превращается в Объект.
Интенциональность противоположна теории Отражения в материальном мире.
Сознание, захватывая Предмет, превращает Реальное в Ментальное.
В Сознании мы имеем определённый Объект, этот Предмет может вообще не существовать - Иллюзия.
Психический Акт Восприятия.
Сартр усиливает Интенциональное отношение как Стремление, пробивание всяких позитивностей.
"Основная Идея Гуссерля - Интенциональность" - статья Сартра.
В Сознании нет Внутреннего Опыта, это - как Чистый Ветер уносит нас всё Время вовне - Сартр - усиление, радикализация идеи Гуссерля.
Характеристика Акта, с помощью которого мы видим этот Предмет Сознания, характеризуется через Ментальное Существование Предмета.
Задача - Различить Акт Представления и то, что Дано в этом Акте - т.е.
Выделить : Некую Сферу Феноменов Психических, отделить их от Феноменов Физических, от Предметности, для этого используется Аргумент, который скрыт у Брентано и в явном виде он только у Гуссерля.
Аргумент Тождества Предмета.
Об одном и том же судить по-разному.
Хайдеггер впервые описал Реальный мир Человека.
У Брентано и Гуссерля - желание освободить Сферу Сознания от Предмета.
Об одном и том же судить по-разному - Иллюзия Тождества разных Предметов вокруг нас.
Второй Аргумент Интенциональности - миражи, галлюцинации.
Даже если Предмета не существует, но есть Воспринимаемое;
Сознание живёт собственной Жизнью.
Самобытность Сознания, многообразие Феноменов Психических.
Два опорных пункта этой Аргументации; они скрыты ; аналитически углубляясь -
Мы Понимаем.
Воображаемое передвижение трёх точек в кино - по Восприятию - фокус Движения точки.
Проблема различия Феноменов Психических и Феноменов Физических.
Сомневаться и Предполагать - близкие Модусы.
Декарт - какое же это радикальное Сомнение - это радикальное Предположение.
По Брентано - есть Внутреннее Восприятие, оно даёт нам тот Акт, который мы сейчас осуществляем.
Следующая Очевидность - тот или не тот Акт - подвергнет Коррекции, кот. подв. пер. Очевидность.
Различие Вторых, Третьих, Четвёртых Модусов Сознания.
СМИ - основаны на Смещении Функции Оценки и Суждения, Сознания.
Факты даются в Оценке.
Факты, касающиеся лично Человека, всегда даются им в Личностной Оценке, это неизбежно..."
Лекция 3.
"...Феномены Психические - Предмет исключительно Внутреннего Восприятия.
Один и тот же Психический Феномен не может быть дан двум разным людям;
одновременно или последовательно.
Если мы говорим, что вещь одна и та же, то это Конвенция, мы условливаемся для каких-либо прагматических целей.
Внешнее Восприятие - мы якобы имеем дело с одними и теми же вещами.
Феномены Психические - наш Акт Сознания, дан лишь только нам самим.
Акт Сознания - Фантазии - Сомнения - Памяти - не может стать Объектом для Сознания другого.
Брентано называет Внутреннее Восприятие восприятием в подлинном смысле этого слова.
Внешнее Восприятие - слабая копия Внутреннего Восприятия.
" Эн паррерго" - Аристотель, термин - сосуществование в одном и том же Акте Сознания.
Единственная сфера Очевидности - узкая сфера реализации собственного Акта Сознания и Осознания этих Актов.
Любое Внешнее Восприятие может быть ошибочным.
Внешнее Восприятие не даёт Очевидности.
Скрытые свойства - фасад церкви, дома - подходишь - а это стена - бывает по отношению к людям происходит то же.
Ещё одно свойство нашего Сознания, имеющего два Модуса разных принципиально -
Направленности на свои Объекты.
Основа этого описания - обычный человеческий опыт Пространственного Восприятия.
Брентано - Модус rectus - т.е. прямой - Смотря прямо, мы многое видим косвенно - фундаментальное Свойство нашего Восприятия - всегда -
Восприятие работает в двух Модусах, они имеют градации - Степени Совершенства Восприятия.
Брентано применил эти Различия между Прямым и Косвенным Модусом в Характеристике Сознания - Сопрягая их с Различием Внутреннего и Внешнего Восприятия.
Этот момент далее в Феноменологии и Философии остался незамеченным - Различие Брентано.
У Гуссерля - дескрипции по поводу Предмета и Восприятия его Фона - скорее всего от Брентано.
Предмет Восприятия - Первичный Объект.
Сам Акт Восприятия - дан в Косвенном Модусе, Вторичный Объект.
Направленность Сознания на какой-либо Объект.
Брентановское Учение о Времени и Пространстве.
Принцип Косвенного и Прямого в дальнейшей Феноменологии был вытеснен.
В каком Модусе мы находимся?
По Брентано всё Прошлое дано нам только в Косвенном Модусе.
Прямой Модус - только Настоящее.
Знания о Психических Феноменах мы берём из Внутреннего Восприятия.
Следовательно Логически -
Внутреннее Восприятие даёт нам Очевидность - Очевидность дана нам в Косвенном Модусе - т.к. Внутреннее Восприятие - в Косвенном Модусе.
Радость - Печаль - Очевидность - Чувства даны нам в Косвенном Модусе!
Не в Прямом - как само Чувство.
Ларошфуко - "На Солнце и на Смерть нельзя смотреть прямо".
Солнце, Смерть - символы Истины - Платон.
Хайдеггер - Платонизмы - метафоры - открытости, неоткрытости.
Брентано - то, что мы имеем ввиду под Истиной - дано нам не так, как даны другие вещи.
Как мы можем вообще иметь какой-либо доступ к Истине?
Пространственная Протяжённость Феноменов Физических - Предметов - изначально связана с нашей Телесностью.
Декарт - ментальное и протяжённое - измеримость.
Два мира - есть Мышление и есть Протяжение - оно определяется геометрически.
Гуссерль - проблемы Телесности - первый - Феноменология Телесности,
Феноменология жизненного мира.
Возникает благодаря Хайдеггеру и позднему Гуссерлю - начали различать Протяжённость математическую, измеримый мир и мир жизненный, в котором нет этих отношений.
Секунды, минуты не применимы для измерения Сознания; к Внешнему миру - движение стрелки - Пространственное движение.
Времени не существует - ни внутреннего - ни внешнего - со Святым Августином;
как отдельной Субстанции, которая была бы рядом с Пространством.
Проблема Измерения - проблема Абстрагирования.
Гуссерль - Локк - Юм - теории Абстракции.
Абстракция всегда выстраивается над определённым Восприятием.
Попытка открыть между Ментальным и Физическим мирами Человека - миры Телесности, движения.
Геометрия - это Землемерие - искусство измерения - Древний Египет - разлив Нила - заново размечали земельные участки.
Гуссерль - "Происхождение Геометрии", - Жак Деррида - Миклухо-Маклай - 1881 год, Новая Гвинея, как Человек обустроил своё пространство.
Сергей Аскольдов "Смысл Сознания" - впервые - Пространство Сознания.
Хайдеггер "Бытие и Время" - о Пространстве Человеческого мира - главное новое у Хайдеггера.
Dasain - ядро Пространства Человеческого мира - А не Время.
Брентано стр.30-31 - полемика с Александром Беном.
Каков Внутренний опыт Протяжённости Внешних вещей?
Пространственность нашей Телесности.
Феноменология открывает Область Сознания - Сознание определяется по Предметности.
Брентано Интуитивен относительно Пространственности.
Аристотель - "О Чувствах и чувственных Объектах" - Чувственное Восприятие - Акт того или иного органа.
Феномены Психические.
Проблема Пространства очень сложна и многообразна.
Пространство Сознания описать сложно.
Философские Журналы - сплошная Математика.
Когда Предмет вырван из какой-либо Обстановки, мы можем его и не узнать.
Феномены Психические и Феномены Физические - различия по Брентано.
Ещё Два Признака Феноменов Психических :
1. Представление.
2. Пространство - отсутствие по Брентано - и Время.
3. Интенциональность - Интенциональная Инэкзистенция - Восприятие, Источник Знаний о Феноменах Психических.
4. Различие Внутреннего и Внешнего.
5. Различие по линии Реальности Феноменов Психических и Феноменов Физических.
6. Проблема Единства Сознания.
Параграф 7. Кроме Интенционального также присуще Действительное Существование - Экзистенц - Инэкзистенц - Внутреннее.
Познание, Радость, Желание - существуют Действительно.
Цвет, Звук, Теплота - только Феноменально и Интенционально - в физическом плане, извне, Интенционально - в качестве Объекта.
Внимательное чтение Текстов - вся современная Философия - припадать к самому Тексту.
Erkenntnis - значение Познание - Кант - Познание существует Реально, мы осуществляем Акты - Наблюдения + Объект ( Феномен ).
Хайдеггер сделал просто - вынес Феномен за скобки и привязал к Сущему - Человеческому Существованию.
Гуссерль - разница - Ощущение Цвета - Предмета может и не быть - Окраска - объективное свойство Предмета - физическое свойство Предмета.
Акты Познания - это Реально, это Действительность.
Феномены Психические - Действительны ( Брентано )- Интенциональное существование, Внутреннее Восприятие.
Феномены Физические - феноменальное и интенциональное существование - существование в качестве Объекта.
Два разных Смысла.
Реальность наших Переживаний и Феноменальная Данность наших Внешних Предметов.
Различие.
Материалистическая точка зрения противоположна.
Реальность - Атомы - Элементарные частицы - Кварки (творог-творить).
Формы движения материи - коническая, химическая, физическая, биологическая, социальная.
Материя - Абстракция : Позиция Обратна - Вот она Реальность и её можно зафиксировать научно.
Брентано - Противоположен - Столкновение.
К Реальности мы можем приблизиться только благодаря Внутреннему Восприятию, которое нам даёт Действительность Переживания наших Актов Сознания.
Прямое Столкновение двух полярно Разных Представлений о Реальности.
Брентано исходит из Учения Аристотеля о Душе.
Брентано отрицает возможность наблюдения за Феноменами Психическими.
Нельзя зафиксировать Психический Феномен как Объект, чтобы за ним наблюдать.
Наблюдение за Сознанием разрушает его!
Сартр - Все сильные Эмоции Человека - это его Поражение, Неумение справиться с ситуацией.
Память + Косвенный Опыт Внутреннего Восприятия - по Брентано - Восстанавливает Ход Процесса.
Сознание как Совокупность наших Возможностей.
Субстанция и её Модусы - Восприятие, Память, Воображение - три главных Модуса.
Гуссерль - Родовая Сущность Интенциональности.
Брентано - Наблюдать за Сознанием нельзя, но есть Внутреннее Восприятие, Память, благодаря которым мы можем реконструировать, классифицировать, сравнивать Психические Феномены ( на основе нашего многообразного опыта ).
По Брентано мы не можем познать Структуру Психических Феноменов.
Гуссерль - Рефлексия - заменяло всё - соединяя Восприятие и Наблюдение.
Гуссерль попытался определить Структуру Психологического Акта - интересно - за счёт чего.
Брентано - Не в чём Причина, а каковы Возможности.
Фиксирование Внутреннего Восприятия.
Хабитус ( Габитус ) - Внешняя Предрасположенность.
Внутренняя Мотивация.
Шпет - "Чувства ничто, надо просто вести себя прилично, что вы думаете, никого не интересует."..."
Лекция 4.
"...Методологии последней четверти 19-го века :
Неокантианская - Позитивистская - Феноменологическая - Конкуренция - Противоположны !
Строим сравнение по Маху - позитивист. - общее позитив. знание - скептически к метафизикам.
Огюст Конт - Метафизика как Абстрактная религия.
Эрнст Мах - 2-ой Позитивизм - создать Методологию для всех Наук.
Физические и Гуманитарные - для Физики и Психологии - по ощущениям - элементам мира.
Брентано и Мах жили в Вене, переписывались, спорили - отделить предмет Философии - Наука о Психических Феноменах - которые отличаются от Феноменов Физических - имеют другую Природу и иные Признаки.
Ранее - отдавали или Психофизикам или спекулятивным метафизическим Системам типа Гегелевской.
Исключение - позитивизм Маха и Авенариуса - чьё влияние пережил Гуссерль, критиковал.
Неокантианцы - Сознание - не бестелесная Субстанция, не является неким Эпифеноменом физической природы, проявлением физического.
6-ой Признак Различия Психических Феноменов по Брентано - в рамках Проблемы единства Сознания : Различие - в Способе Единства.
Наши Акты Сознания, наша Душевная Жизнь - это один тип Единства, а Физические Феномены - другой тип Единства.
Специальные Термины по Брентано :
Тип Единства материальных вещей, данности Физических Феноменов - Коллектив;
закономерный Порядок - Физические Феномены, существующие в отдельности.
Термин, обозначающий Единство Сознания - разделять - выделять - дивизит - торт - пример - Интенции - к кусочкам для гостей - они не исчезают.
Единство Сознания - просто Факт отношения Части и Целого -
Отношение Определённого Акта к Причастности.
Термин Методологически Релевантный - Мереология - Мерес - часть - Отношение Части к Целому.
В Сфере Физических Феноменов отношение Части и Целого совсем другое .
Брентано предупреждает - когда мы говорим о Единстве Сознания, надо Разделять Единство и Простоту.
Если что-то Единое, то это не значит, что оно Простое, Неделимое, Атомарное.
Единство - это всегда Цветущая Сложность - Цветущее Многообразие.
Обыденный Опыт засушивает Цветущее Многообразие - Палитра Возможностей Человека.
Кант - понятие чистой Концепции - чистого Я - оно должно быть способно Сопровождать все наши Представления - чтобы они никуда не убегали, оставались на месте.
Скрытая Проблема - в Разнице Решений - когда вводится такая якобы безобидная функция, как чистое Я, вроде бы чисто гносеологическая функция -
Она необходима чтобы все Представления осознавались как Мои Представления.
Позволяет относить Акты Сознания к Определённому Предмету.
Чистая перцепция Канта - своего рода контролёр, вахтёр, охранник - Неуверенность в себе - а вдруг что-нибудь станет не моим - "Я" - Собственник, следящий за состоянием дел.
"Чистое Я" - Ничто - мучения Гуссерля - Нельзя Описать.
Гуссерль критикует Наторпа ( кантианец ) : "Чистое Я" - для него необходимая Структура Сознания.
Как вводятся эти Структуры - Философами в свои работы -
Ни Кант, ни Гуссерль не Обосновывают.
Единство нашего Сознания - это Факт, фиксируемый нашим Опытом,
он не исчезает оттого, что мы его Осуществляем.
Наторп Пауль Герхард - немецкий Философ-идеалист, его учитель - Коген - возглавлял Марбургскую школу неокантианства.
Интенциональность Чувств, Эмоций - особая Сфера, подчёркивали и Брентано, и Гуссерль - в определённом Смысле - и Хайдеггер.
Сартр - Очерк "История Эмоций" - в Хрестоматии по Истории Психологии, МГУ.
Сартр - Эмоции - это Направленность на мир, на Преобразование мира.
Любая Сильная Эмоция - Сознание своего Поражения - Человек не умеет справляться с Ситуацией.
Эмоция Сильная переворачивает Человека, она Качественно отличается от Эмоций Слабых.
Интенция - Эмоция - Оценка.
Сартр - не просто предметы угрожающие, а сама Ситуация Опасная.
Сартр воспринял уроки Хайдеггера, который главное, что сделал -
ввёл в Философию Мир - тематизировал как то, в чём Человек живёт - Бытие в Мире - Мы и Мир - Бытие - одна Структура.
Мирскость Мира - Структура.
Сложность Феноменологии и Брентано, и Гуссерля, которые говорили о Предмете Интенции - на что она Направлена.
Следовательно - Эмоционально наша Жизнь такова, что Интенция и Мир образуют Одно Целое.
Были введены Структуры Мирскости Мира и Бытия в Мире - для преодоления Трудностей Философов.
Это была уже более Поздняя Феноменология Хайдеггера, Сартра.
Брентано и Гуссерль - это ещё Феноменология Сознания, попытки работать с некоторой Сферой Сознания или Психического и выявлять определённые Структуры этой Сферы.
"Чистое Я" у Канта - это Конструкция, которая описывает определённый вид Опыта, Опыт Контроля.
Брентано вводит Единство Сознания как некоторый Факт Опыта - некую Данность -
В Опыте Соотношения Частей и Целого.
Наше Сознание - как не сжимай- разжимай - остаётся некоторой Целостностью.
Мах - термин "Я" - сжиматься в угнетённом состоянии - "Я себя не узнаю до Точки".
Расширение нашего "Я" до размеров Вселенной - Мах.
Это Факт - о том, что Сознание может быть менее многообразным - более многообразным.
При каких угодно Эмоциях Сознание не теряет Своей Целостности.
Вопрос о норме Сознания - две Эмоции наше Сознание испытывать не может.
6 Признаков Психологических Феноменов - это Основа Учения Брентано.
Глава 2 - "О Внутреннем Сознании" Брентано.
Гуссерль воспринял и ввёл Внутреннее Сознание Времени.
"О Психических Феноменах в целом" - Книга Вторая.
Критика Брентано теории Бессознательного.
Фрейд и Гуссерль ходили на Лекции Брентано - Фрейд не воспринял.
Психические Феномены даны нам во Внутреннем Восприятии - Вопрос в том -
Все ли они нам Даны?
Каждый Психический Феномен Интенциален - Не существует такого Психического Феномена, который бы не справлялся с Сознанием об Объекте - Брентано.
Существуют ли Психические Феномены, которые не являлись бы Объектом Сознания?
Существует ли Бессознательный Психический Акт?
Брентано выделяет Четыре возможных Пути, по которым можно доказать их Существование и Опровергает - Бессознательных Психических Феноменов не существует.
Психические Феномены всегда Осознаются Во Внутреннем Сознании en parerga -
Борьба с Бессознательным -
Шопенгауэр " Parerga und Paralipomena " - Приложения и Добавления.
Предметы вне Сознания.
Берклианство - Способ Существования Предметов - будет Определяться Способностью быть Воспринимаемыми.
Брентано так не думает - для него Определение Интенциональности Сознания не служит для того, чтобы определить Способ Существования Предметности.
Интенциональность определяет определяет Способ Существования Сознания -
Но ничего не говорит нам о Способе Существования Предметов.
Психические Феномены даны нам Реально - за ними Ничего не стоит - Переживание самодостаточно - это не следствие чего-либо.
Физические Феномены по Брентано - Предметы Интенции - они имеют лишь Феноменально Интенциональное Существование - они даны нам как Имманентная Предметность.
Александр Бэн - Дискуссия - Восприятие является Действием, а
Невоспринятое - Причиной Действия.
Как мы можем допустить Существование Предметов, которые мы не Воспринимаем.
По Брентано - просто - Мышление не сводится к Восприятию.
Беркли пытался опираться на обыденный Опыт - поэтому он так Силён.
Великие Философы ничего не выдумывают - они препарируют Обыденный Опыт -
И преподносят как Учение Беркли - Беркли в конце Дискуссии обращается к Богу.
Брентано не так - О Цвете - в Цвете не содержится Бытие в Представлении, как Момент.
Выход за Пределы Опыта, некая Конструкция.
Из Свойств Цвета не вытекает Быть Представленным - из Свойств Цвета вытекают лишь его Физические Свойства.
Брентано различает Мышление и Восприятие.
Александр Бэн - мы одновременно Воспринимаем и не Воспринимаем в Сознании Две Разных Интенции.
По Брентано не всякое Мышление является Восприятием.
Следовательно - Некто в состоянии мыслить только им Воспринимаемый Предмет, а не то, что он в состоянии Мыслить Предмет только как им Воспринимаемое.
Белый кусочек сахара вкусен, но это не значит, что он вкусен как Белый кусочек сахара.
стр.37 - 38.
Следовательно - Мы воспринимаем Предмет не потому, что в нём есть Свойство быть Воспринимаемым.
Проблема сложная - о Доказательствах о Существовании Внешнего мира - до сих пор - с этим связано Понятие Мира.
Вопрос о Существовании Внешнего Мира подверг сомнению Хайдеггер - в том смысле, что мы не можем занять Позицию вне Мира и оценить его Существование.
Каждый раз мы должны иметь определённый Критерий Реальности Предмета.
Рудольф Карнап - быть Реальным значит быть Элементом Системы - Объединение в определённый Смысловой Комплекс - Вовлечённость в Контекст.
Рудольф Карнап - немецко-американский философ и логик - Логический Позитивизм.
Венский кружок - Людвиг Витгенштейн и Бертран Рассел.
Этическое Учение Брентано - статья "О Происхождении Нравственного Познания" -
конец 19 века.
Книга "О Принципе Этики" - начало 20 века - Джордж Эдвард Мур - английский Философ - родоначальник Аналитической традиции в Философии - вместе с Витгенштейном и Расселом - Обоснование Неореализма - Логический анализ -
"Основания Этики" - Кембридж.
Мур пишет : "Со времён Аристотеля Брентано делает шаг в Этике".
Этот Шаг - Брентано напрямую связал Этику и Теорию Сознания ( Познание ).
Учение о Психических Феноменах лежит в Основе Этического Учения Брентано.
Брентано одним из первых критикует Канта не только в области Теории Познания - Кантовское априори это слепое априори - "Вся Кантовская Философия построена на некотором Иррациональном Начале."
1. Представления Психические Феномены по Брентано
2. Суждения
3. Эмоции
Особо - Отличие Представлений от Суждений.
В отличии от Представлений в области Суждений появляется Противоположность
истинной Лжи - это самый Основной Признак Класса Суждений - именно поэтому Класс Суждений конституирует Сферу Познания.
В отличии от Кантовской Классификации - где выделяются Суждения, Воля, Чувства.
Доска нереальна, потому, что нет Мела - Принцип Реальности в Системе - реально - когда работает в Системе.
Erkenntnis fur Bogen - Познавательная Способность - Кант.
С лёгкой руки Гегеля всё стало Познанием в немецкой Философии.
Отличие Классификации Брентано - Суждение - Не Первый Слой!
Сознания нашей Сферы - Первый Элемент - Представление.
Слой Восприятия или Представления - по Брентано - Первый, этот Урок воспринял Гуссерль.
Иначе - слепо - математизация-формализация Мира, происходит Кризис Культуры -
Далеко идущие Последствия свойств Человеческого Сознания, следовательно, неприятные следствия.
Почему Брентано объединяет Чувства и Волю - Кант разделяет,
Суждение и Представление Кант сливает Вместе.
Брентано Разделяет Суждение и Представление, представить Чёрное Белым не получится.
А в Суждении можно Выдавать Чёрное за Белое.
Ложное Суждение - это то, что резко различает Представление и Суждение.
Это Вопросы Этики.
Третий Класс - Эмоции - Источник наших Чувств, нашей Воли - Источник Нравственного Познания.
Что такое Суждение - как Акт Сознания.
Суждения - Истинные и Ложные - Негативные и Позитивные.
Не то, о чём мы судим, Вопрос о том, как мы судим, Что Происходит, Когда мы судим - Логическая Структура Суждения - Связь Субъекта и Предиката.
Брентано решает все Вопросы с точки зрения того, что все Психические Феномены - это Акты Сознания - некая Активная Деятельность.
Когда мы судим, это нечто совсем Другое, чем когда мы Представляем или же имеем определённую Эмоцию к этому.
Когда мы судим, мы признаём Определённое Положение Дел.
Суждение - это не Конструкция - не Интерпретация, которая может быть основана на ряде Суждений.
Истинное Суждение Отрицает, Признаёт - или признаём, или отвергаем - Суждение Вербально - Язык.
Сравнимо с Эмоциональным Отношением, но это совсем Разные Вещи!
По Брентано - мы судим Истинное Суждение, какое мы можем проверить на Данный Момент.
Предмет и Восприятие - Вещи Разные.
Дальше анализировать эту Проблему не Решаются, так как она не решается Проблемой Восприятия с Предметом.
У многих Философов на этом возникает Разрыв.
Или Агрессивный Материализм - или Попытка поместить всё в Сознание.
Не принимают во Внимание, что Вещь и Сознание всегда находятся в Определённой Ситуации!
Это не является Философскими Вопросами.
Философские Вопросы - Описание этого Совместного Мира, как это работает.
В Определённом Смысле - Прагматизм - есть Проблема - есть Реальность -
Есть Система - есть Реальность.
А так Рассуждать Вообще о Реальности - как говорил Витгенштейн - "Мы сидим в Саду с Философами. Философ говорит - Это Дерево, оно существует независимо от моего Сознания. Здесь приходит третий и я говорю ему - он не сумасшедший - мы просто философствуем".
Рассуждения о Реальности Вообще имеют мало Смысла.
Рудольф Карнап - "Если быть Реальным - это быть Элементом Системы, то Вопрос о Реальности в Целом Бессмысленен. Нет Смысла говорить о Реальности в Целом, потому, что эту Реальность ни в какую Систему нельзя Включить."
Аналогично рассуждает Хайдеггер в "Бытие и Времени" Sein und Zeit - Мы говорим о Бытии, мы не можем ещё Встать над Бытием и посмотреть Сверху - что там? Мы должны Включиться в это Бытие и Посмотреть, как мы Живём?
Книга Карнапа "Значение и Необходимость", статья Семантика -
Антология - Эмпиризм - Семантика.
Определение Реальности - это Общая Тенденция.
Гуссерль - В Доказательстве Физического Мира - это Метафизические Вопросы - Феноменология этим не Занимается.
Линия Здорового Эмпиризма - Беркли, Юм, Кант, Лоок - поставить на некоторую Феноменологию, на некое Общее Основание.
Здравый Эмпиризм - с Описанием Структуры Познавательной Способности нашего Сознания.
Дать этому некоторое Методологическое Основание и попытаться выделить Общие Признаки Деятельности нашего Сознания.
Общие Признаки мы дали, а Модификации - у Брентано.
Брентано выделяет Представление о Суждении и мы можем представить Что-то -
можем признать Что-то или опровергнуть - и это будут Разные Вещи.
Urteiler - Суждение, Приговор, признаём или отвергаем.
Суд, Категория - Истинно добывать - Верифицировать.
Мы занимаемся Классификацией Психологических Феноменов.
Когда судишь или относишься эмоционально - это разные Вещи.
Где ещё в этом Комплексе Психических Феноменов Этическое и Эстетическое?
У Брентано есть и Эстетика..."
Лекция 5.
"...Эдмунд Гуссерль - ученик Брентано, Венский Университет, Лейпцигский Университет - математик, физик, астроном - Карл Вейерштрасс.
Гуссерль, Масарик изучали Новый Завет - чешский город Простеёв(Моравия) - Просниц немецкий.
80-е годы 19 века - лекции Брентано по Этике.
Учился в Оломоуце в гимназии, экзамены сдал блестяще.
Фридрих Штумпф - немецкий философ и психолог, ученик Брентано,
друг Уильяма Джеймса - американского философа и психолога.
Гуссерль приезжал к нему, защитил вторую философскую Диссертацию "Понятие Числа".
1891 год - первая крупная книга Гуссерля "Философия Арифметики" -
его переработанная Диссертация.
Интересы Гуссерля - Логика и Философия Основания Математики.
1901 год - Первая Феноменологическая Работа Гуссерля, его лучшая Книга -
2 тома ( 1 том, 2 том - 1-ая и 2-ая часть )- "Логические Исследования".
1913 год - переиздание под влиянием своей же крупной работы -
"Идеи Чистой Феноменологии и Феноменологической Функции".
1909 год - первый перевод Гуссерля на Русский язык - "Философии Арифметики"
1 том "Логических Исследований".
1911 год - "Философия как строгая Наука".
Перерыв и малые Публикации Гуссерля в поздние годы.
2001 год - 2 том переведён на рус.яз. Черняковым - 1-5 части -
2 том 6 часть - логические исследования.
Гёттинген - предоставили место профессора, просил Давид Гилберт, просили математики, интересно то, что Философский факультет был против назначения Гуссерля.
В Германии статус любого Профессора того времени приравнивался к статусу Генерала.
Гуссерль никогда не заботился о Публикации - Рукописи!
1916-1938 годы - Фрайбургский Университет.
Фрайбург - город Гуссерля и Хайдеггера - множество учеников - Америка, Япония.
Конец 20-х годов 20-го века - книга Гуссерля "Формальная и Трансцендентальная Логика" - 20-е - 30-е годы - нереализованный Проект.
1929 год - знаменитый Доклад Гуссерля в Сорбонне - Парижские Доклады.
Эммануэль Левинас - французский философ, профессор Сорбонны -
1931 год - "Картезианские Медитации" на французском языке.
Доклады в Амстердаме, Праге.
1933 год - к власти приходят национал-социалисты.
1935 год - последнее публичное выступление , знаменитая лекция
"Кризис Европейского Человечества".
1936 год - журнал "Философия" Белград - 2 части "Кризиса Европейских Наук".
В Германии Гуссерль не мог публиковаться с 1935 года.
1933 год - Гуссерля отправили в отпуск - уволили - Указ о возвращении профессоров до 1914 года - до Первой Мировой войны.
Гуссерль вернулся, но уже читал лекции по желанию, вёл докторантов,
был заслуженным профессором.
В Германии так до сих пор - с 65 лет профессора выходят на пенсию, сохраняются зарплата, статус генерала, квартира, страховка и т.п.
1935 год - Закон о Запрете посещения Университета лицам не арийского происхождения.
Гуссерль жил в Вене, освободив профессорскую квартиру.
Громадное Наследство Гуссерля - 50 тыс. страниц, написанных стенографическим почерком - умер в 1938 году.
Герман Лео Ван Бреда - бельгийский Философ, пастор, вывез Архив Гуссерля с помощью швейцарских дипломатов в Бельгию, основав архивный Центр в Лёвене.
Ойген Финк - немецкий Философ, ассистент Гуссерля, не предал его после изгнания, работал над Архивом Гуссерля в Лувенском католическом Университете вместе с Германом Ван Бреда и Людвигом Ландгребе сохраняя, транскрибируя бесценные Тексты Гуссерля на немецком языке.
1950 год - вышел Первый том Гуссерлианы.
Архивы в Кёльне, Фрайбурге, Париже - Копии всех Рукописей.
1954 год - 6 том "Кризис Европейских Наук".
1913 год - Гуссерль начал выпускать Ежегодник по Феноменологической Философии - огромная роль в формировании Феноменологии - Феноменологическое Движение охватывает весь Мир.
2003 год - Международная Феноменологическая Организация - Конференции каждые три года.
2005 год - Избранные работы Гуссерля - "Философия как Строгая Наука" - переведено всё.
Как Гуссерль пришёл к Феноменологии Сознания - не по Брентано - Интересно!
Основное Понятие Интенциональности у Гуссерля остаётся - но не по Брентано -
Феноменология сходная, а Концепции различные.
Разные Концепции могут быть выражены одними и теми же терминами, и, наоборот,
Одна и та же Концепция может быть выражена различными Словами.
В Философии часто принимают какое-либо Слово за некую Сущность и начинают с ним работать - как будто в самом Слове заложен некоторый Смысл -
этого нужно избегать.
Термины изобретаются для того, чтобы Определить что-то - Отделение - греческий бог Терм, который делил участки.
Гуссерль пытался ответить, что такое Теория - из чего состоят Теории?
Так же как Сознание не сводится к Структуре Мозга и Слово не сводится к его Звуку - звучание не содержит в себе Смысла - Шрифт - Мозг - но само Понимание не сводится к этим Вещам.
Сводится ли Логика к Психологическим Процессам нашей Психологической Жизни?Логика - Основа Психологического Мышления.
Психологизм - направление в Философии - всё, что мы осуществляем в нашей Жизни, подчинено определённым Закономерностям - Логическое Мышление -
это один из Видов нашей Психологической Жизни - особый Вид -
мы можем испытывать Эмоции - мы можем Логически Мыслить.
Логика сводится к Психологии - открыть Исток Логических Правил в Психологических Процессах нашей Жизни.
Гуссерль вначале - суровый критик Психологизма.
Свидетельство о публикации №225111801814
