Об именах. Ерошкин Николай Михайлович

Мой двоюродный брат Николай родился сто лет назад. 19 декабря 1925 года.
Шикарная дата, чтобы вспомнить о нём. А он заслуживает великой памяти, ведь он прошёл дорогами войны. Едва ему исполнилось восемнадцать, как его призвали в армию. Это было 22 января 1943 года. Шла страшная война и его призвали  в отдельный лыжный батальон 338 стрелкового  полка. Он вышел из  войны в неполные двадцать лет в звании сержанта, а это более высокий уровень доверия, чем у рядового бойца. Вышел Николай Михайлович с орденами и медалями, но без ноги.

 Первая медаль «За боевые заслуги»,  1944 год, потом был  орден Славы III степени,  орден Красной Звезды. Все эти награды  он получил за бои в 1944 году. А  медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» в 1945 году, по окончанию войны.

Сейчас уже нет никого,  кто мог бы рассказать, как прошло возвращение Николая Михайловича к мирной жизни, как шло привыкание к деревянной ноге, как он встретил будущую жену-красавицу… Достоверно известно, что он стал работать лесником, построил небольшой домик рядом с отцовским.

В этот домик я несколько раз приходил на пасху со своим братом, чтобы поздравить  и обменяться  сладостями и крашеными яйцами. Я не помню, чтобы Николай Михайлович был дома, но нас всегда очень приветливо встречала его жена Татьяна Андреевна, действительно, красавица,  и шумная ватага всегда весёлых детей.  Они все были младше меня и, как мне казалось, похожими друг на друга  и, естественно,  красивыми. Они вобрали красоту и отца, и матери. Наши визиты на пасху были короткими, и мне всегда хотелось побыть там подольше. После 1960 года я не был ни у Николая, ни у его родителей. Мы переехали в другой дом и изменились маршруты поездок в лес и на покос. У Николая и Татьяны родилось пятеро детей: Виктор, Валерий, Надежда, Галина и Сергей. Во взрослые годы я был знаком со старшими Виктором Николаевичем и Надеждою Николаевной. С Виктором мы активно сотрудничали, когда я работал в горкоме комсомола, а он возглавлял  городской спорткомитет.

А теперь о том, что меня волнует с юности. Это сейчас с картами нет проблем, хоть на бумаге, хоть в интернете. А в годы детства и юности местных карт почти не было. Всё было засекречено и на элементарный вопрос ответ не получишь. Моя мать хорошо знала окрестности Кыштыма, Карабаша, Уфалея, Каслей, в детстве с отцом объехала на лошадях весь Южный  Урал, но и она не всегда знала ответ. Однажды мы косили по посадке сосен, а воду брали из ключа у подножия , как тогда говорили, Горанихи (гора Гранина). Ручей от ключа вёл к реке Сугомак. Через 10 лет у этого ключа я в качестве одного из руководителей похода со школьниками наметил  привал с ночёвкой, чтобы на следующий день  спокойно дойти до слияния речки Кизил с Уфой, сделать плоты и плыть до Нязепетровска. Но нас довезли на лесовозе до лесосеки, и нам пришлось к намеченной цели идти по воде. И тут мы заметили, что вода из Балбука расходится в разные стороны. Это точка водораздела. Уфа и Кизил несут свои воды к Каме и Волге, а Сугомак – и река, и озеро - относятся к бассейну Иртыша и Тобола.

Ещё больше загадок у речки Кыштым. Длина реки составляет 25 км, но она как бы образует внешнее кольцо вокруг реки и озера Сугомак. А ещё  Кыштым  обтекает Сидоркины хребты сперва с западной, потом с восточной стороны. Был дурацкий проект переброски вод Долгобродского водохранилища, но в  2019 году строительство было приостановлено. Нельзя сокращать поступление воды в Каспий.

Несколько лет, пока я учился в школе и институте, мы косили покос к западу от Сидоркиных гор. Кратчайший путь на велосипеде до покоса – через Сидоркин хребет. Хороших дорог там раньше не было и сейчас нет. На покосе я и узнал, что на Южной Сидоркиной высажены кедры сибирские, а потом, кажется, брат сказал мне, что Николай Ерошкин там лесником и это его заботами посажены кедры. А ещё кедры посажены староверами в начале прошлого века на берегу озера Большой Агардяш, но это уже Карабашский городской округ. Мы с братом собирались туда проехать, посмотреть кедры, но не сложилось. В 2019 году я объехал на велосипеде многие примечательные места в Кыштыме и его окрестностях. Раньше мы с сыном проехали по окрестностям Кыштыма, на улице Пушкина подъезжали к тому месту, где стоял дом Михаила Григорьевича Ерошкина, где 100 лет назад родился Николай Михайлович, но от старого ничего не осталось, плотным забором всё огорожено, ворота нам никто не открыл. Сейчас  на этом месте живут семьи внучки и племянницы Николая Ерошкина.


Рецензии