Колдовство казахской степи

За белыми грибами мы поехали  в конце апреля.  В степь, невдалеке от Капчагайского водохранилища.  В Казахстане нет людей, кто бы там не побывал или что-то о нём не слышал. Водохранилище это большое и имеет площадь более 1800 км2. Это как 30 на 60 километров. Большинство озёр на Земле имеют намного более скромные размеры.

Вот как интернет сегодня классифицирует озёра по их площади, всего 4 категории:
• Малые — менее 10 км;.
• Средние — 10–100 км;.
• Большие — 100–1000 км;.
• Очень большие — более 1000 км;.

Таким образом, Капчагай попадает в категорию очень больших. И хоть он не озеро, а водохранилище, созданное людьми, размеры имеет внушительные. Температура его достигает комфортных значений лишь в июле и августе, когда можно загорать и купаться.

Чем он примечателен ещё !? Да особенно ничем, кроме того, что служит удобной зоной отдыха для местных жителей. Правда существовали и существуют жуткие байки до сих пор, которые родились вместе с его рождением и кочуют вокруг него и вместе с ним годами и уже десятилетиями с самого 1970 года, когда это водохранилище наполнили водой. Уж большинство людей ушло из жизни из тех, кто строил ту дамбу. Эти байки уже давно поднялись в статусе и приобрели звание народного эпоса. Основные леденящие душу сюжеты следующие:

1. Нет-нет, да и встретятся отдыхающие с плавающими гробами, которые всплывают из кладбища посёлка, который был затоплен при строительстве дамбы.
2. Огромные сомы-людоеды утаскивают на дно далеко заплывших пловцов.
3. Жуткие сильные воронки, неожиданно возникающие сами по себе в воде и становящиеся причиной гибели людей.

Были и другие наводящие ужас истории, но уже не такие красочные и ещё менее правдоподобные. Которые уже перекочевали в нынешнее тысячелетие и висят на сайтах, продолжают свой исторический путь. Прямых свидетелей тех историй как не было тогда, так и нет их сегодня.
 
Мой двоюродный брат Михаил и я давно вышли из пионерского возраста, когда по ночам в летнем лагере после отбоя друг другу рассказывают ужастики, как из-под кровати вылезает рука и начинает душить, один из ребят изловчается и втыкает вилку в эту самую руку, а утром все видят директора лагеря с перевязанной раной на руке в том самом месте. Во все эти потусторонние басни мы не верили и с удовольствием любовались голубой поверхностью Капчагая и белыми парусами, скользящими по ней.  Наша машина летела дальше.

Ежегодная гибель людей на Капчагае объяснялась просто и без всяких сверхъестественных причин. Название этого бедствия – алкоголь.
Вокруг Капчагайского водохранилища в основном лежат степи, выращивают арбузы и дыни. Иногда пасут скот, к лету трава уже выгорала и в своей основной массе желтела.

Миша хорошо знал эти места, и одно время даже работал в этих краях. Кто-то нашептал ему из знакомых, что пошли белые грибы, и назвал приблизительное место, где он и сам бывал ранее; вскоре мы там и припарковались. Здесь надо отметить, что степные белые грибы близ Капчагая не особенно похожи на белые грибы средней полосы России. Не буду здесь особенно подробно останавливаться на их различиях и сходствах, это легко можно сделать, заглянув в вездесущий интернет. Михаил уверенно зашагал к месту, где обычно и набирал эти степные белые грибы. Вёдер и сумок мы не брали. Взяли кучу полиэтиленовых пакетов, грибы лёгкие, подумали мы, нам их хватит для грибочков.

Оглядевшись, по сторонам мы приступили к сбору. Очень хотелось сразу увидеть парочку, чтобы знать, хоть как они выглядят. Но степь оказалась заколдованной.

Грибов не было совсем. Я их так и не увидел в тот день. Не в другой. Я их так и не увидел никогда. Даже сейчас, переместившись в нынешнее тысячелетие, я так и не держал в руках степной белый гриб.  Только видел на фотографиях. Михаил тоже сокрушался и не мог понять в чём дело…

Зато совершенно неожиданно для себя, мы обнаружили великое множество крупных степных черепах. Бесконечное множество, буквально на каждом квадратном метре по одной, по две особи. Они были всюду. Их не надо было искать. Такого количества я не видел никогда и нигде. Не в степи, не в пустыне, нигде-либо. Словно какая-то фея ночью собрала все вместе звёзды на небе и превратила их утром в черепах. А может все песчинки с берега Капчагая превратила в черепах и высыпала их нам сейчас под ноги. Мы старались на них не наступать. Не на грузовиках же их сюда завезли, размышлял я.

Грибов нет, тогда, может, черепах набрать, промелькнула мысль, чтобы хоть что-то привезти домой, до которого было порядка 80 километров. Я принялся собирать черепах в пакеты. Больше четырёх не получалось, больно тяжёлые были. Одновременно я пытался найти им применение.  Но ничего путного в голову не шло. Есть их никто не ел из моего окружения. Если только дяде отдать их на пепельницы!? Вываривается такая черепаха, затем нижняя часть её панциря служит подставкой, а верхняя часть, более объёмная, становится собственно самой пепельницей. Но будут ли эти пепельницы нужны дяде, захочет ли он возиться с этими черепахами? Весь дом ведь провоняет во время их варки…

Вопрос решился сам собой. Верней его решили сами черепахи. Своими острыми коготочками они усиленно стали медленно, но упорно разрывать эти пакеты. Попутно они очень обильно гадили. И по-большому, и по-маленькому. Складывать этих земноводных в багажник машины было просто нельзя. Особенно не сокрушаясь по этому поводу, мы выпустили всех тортил на волю и поехали домой без всяких угрызений совести.


Рецензии