Люди несгибаемой породы
Они были разными — по вере, убеждениям, профессиям. Но объединяло их одно: абсолютная, выстраданная цельность. Их принципы не были декларациями — они были сутью. Общество тянулось к ним инстинктивно, чувствуя в них опору.
Сегодня таких людей — единицы. Система, лишённая большой идеи и моральных ориентиров, не воспроизводит их, а отторгает, словно инородное тело. Цельный человек создаёт «дискомфорт в управлении»: он будит совесть, не позволяет плыть по течению. О пользе для общества те, кто у руля, думают в последнюю очередь.
Перелистывая документы тех лет, я вижу трагедию этого исчезновения в судьбах одной семьи.
С одной стороны — священномученик Сергий Увицкий, родом из нашего села. Выпускник духовной академии, ректор училища, настоятель. Его стержень был выточен верой. В 20;е годы, когда храмы закрывали, он не сломался: организовал сопротивление, призывал паству защищать веру, собирал подписи. Арестован, судим, отправлен в лагерь. Даже там, работая помощником лекаря, продолжал служение — лечил «водой и молитвой». Расстрелян в 1932;м. Его жена, Павла Ивановна, ходила вдоль лагерной проволоки, надеясь увидеть мужа. Семья вынуждена была скрываться.
Вот идеал одной эпохи: стержень — вера. Цена — жизнь.
С другой стороны — мой дядя, Алексей Павлович Окулов. Солдат, агроном, председатель. Его стержень выкован на войне и закалён в труде. Коммунист, прошедший ад форсирования Северского Донца: политрук, тяжело раненный в спину на гребне вражеского окопа. Инвалид войны, он вернулся и поднял из руин колхоз «Красный Ключ». Не дал людям умереть с голоду, не позволил потерять человеческий облик, превратив колхозную контору в очаг культуры. Когда его назначили на повышение, колхозники плакали и не хотели отпускать.
Вот идеал другой эпохи: стержень — долг, верность Родине и людям. Цена — жизнь, отданная без остатка.
Два человека. Две, казалось бы, непримиримые идеологии. Но одна порода — людей, которые не лгут, не предают, не гнутся. Которым можно верить. За которыми можно идти.
Что особенно тревожит: в современном мире для таких людей почти не осталось места. Система, озабоченная собственным сохранением, не нуждается в героях и мучениках. Ей удобнее управлять серой, разобщённой массой, где нет естественных авторитетов.
Но так ли безнадёжна ситуация? В последнее время я замечаю ростки иного отношения к жизни. Например, молодые волонтёры, которые годами помогают ветеранам не ради галочки, а по внутреннему побуждению. Или учителя, создающие краеведческие музеи в сельских школах, чтобы сохранить память о таких, как отец Сергий и дядя Алексей. Эти люди не кричат о своих принципах, но их поступки говорят громче слов.
Мой дядя до конца дней занимался патриотическим воспитанием молодёжи. Он понимал: если не передать нравственную основу — всё рассыплется. И оказался прав. Мы живём среди осколков разбитого стержня. Нашей общей задачи — будь то служение Богу или Народу — больше нет. Есть сиюминутная выгода и культ потребления.
Однако, перелистывая историю своего села, я убеждаюсь: пока мы помним этих людей, пока способны отличить подлинную прочность от суррогата — надежда есть. Возможно, новую цельность уже не даст ни церковь, ни партия. Её источником должна стать память — не как ностальгия, а как практический опыт.
Память о том, какими мы были. И какими можем стать, если соберём эти осколки в новый, прочный сплав. Например:
через семейные истории, которые мы передаём детям;
через маленькие, но постоянные поступки, основанные на ответственности;
через уважение к труду — любому, что делает мир лучше.
Эти кирпичики могут стать основой для нового поколения людей с внутренним стержнем. Не идеальных, не героических по канонам прошлого, но цельных в своём стремлении жить по совести.
Свидетельство о публикации №225111800390