01. 001 Послание к Римлянам апостола Павла ок. 58

1. От Божьих заповедей к крестовым походам

01.001 «Послание к Римлянам» апостола Павла (ок. 58)

Когда Мессия, Иисус из Назарета Галилейского в 30 лет получил законное право проповедовать, Он провозгласил Себя Сыном Божиим и три с половиной года наставлял на путь истинный жителей римской провинции Сирии, являл много чудес и разоблачал представителей различных партий и групп иудейской элиты (фарисеев, саддукеев, иродиан, левитов и др.). За Пророком ходили толпы людей. Одни жаждали «хлеба и зрелищ», другие — первые христиане уверовали в Него, как в Сына Божия, и молились о спасении. Все они, как раскольники, подвергались гонениям со стороны властей.

Одним из воинствующих фарисеев*, кто преследовал христиан, был иудей средиземноморской диаспоры Савл (Саул) из Киликийского Тарса (5/10 — 64/67). Получив в 34 г. (уже после распятия Христа и Его Воскресения) у первосвященника письма в Дамаск к синагогам, чтобы арестовывали последователей Иисуса Христа и приводили их в Иерусалим, Савл отправился в столицу Сирии.
___________________________
 * Фарисеи — представители самого влиятельного религиозно-общественного течения в Иудее, «надменные законники» (1-е Послание Павла к Коринфянам, 8:1).

«Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

Он сказал: кто Ты, Господи?
Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что; повелишь мне делать?
И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что; тебе надобно делать.
Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руку, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил». («Деяния апостолов», гл. 9).

В Дамаске Савл волей Господа был исцелён от слепоты учеником Христа Ананией и принял крещение. Исполнившись Святым Духом, прозрел гонитель христиан и духовно. «И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий… Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос». В Иерусалиме Савл пристал к ученикам Христа и пребывал с ними, «смело проповедовал во имя Господа Иисуса».

После того, как на Кипре Савл обратил ко Христу проконсула Сергия Павла, он получил прозвище Павел. Во время миссионерских путешествий (ок. 46—61 гг.), проповедник создал на территории Малой Азии и Балканского полуострова многочисленные христианские общины, к которым направил несколько своих писем-посланий (всего их 14), составивших значительную часть Нового Завета (70-е — 80-е гг.). Ныне они являются одними из основных текстов христианского богословия. Главным трудом апостола Павла считается «Послание к Римлянам» — по его важности для христианского вероучения и достоверности его написания именно Павлом. При этом послание было предназначено для общины, которую Павел не создавал и в которой никогда не был.

В 64/67 г. Павел был арестован в Иерусалиме, доставлен по его просьбе в Рим, где по приговору суда обезглавлен 29 июня, согласно преданию, в один день с распятием апостола Петра на перевернутом кресте вниз головою. Вместе с св. Петром св. Павел почитается христианами как «первоверховный» апостол.

Рукопись «Послания к Римлянам», которую св. Павел надиктовал своему ученику Тертию, утрачена. Сохранилась первая копия текста ок. 200 г. Послание, в котором апостол развернуто изложил учение веры, им проповедуемое, было предназначено христианам — евреям, жившим в «Вечном городе», и бывшим язычникам-«эллинам» — «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым, — благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».

Римская община последователей Христа в 50-е гг., очевидно, была уже достаточно известна в том мире. «Апостол язычников» (так прозвали миссионера) намеревался прийти к римлянам. «Дух Божий, осязательно руководивший во всем святого Павла, внушил ему сделать это». (Свт. Феофан Затворник). Свое послание св. Павел  передал с диакониссой Фивой, отправившейся в Рим.

По канонической версии «Послание к Римлянам» насчитывает 16 глав, которые богословы разделяют на несколько неравных по объему частей.

Начав с описания крайнего духовного оскудения иудеев и язычников и нравственного их падения, порожденного гордыней и ложью, св. Павел говорит об отошедшем от Бога «богоизбранном народе» — евреях, о том, что не осталось ни одного человека, способного умереть за другого. И вот, пишет апостол, явился Христос, который «умер за нас» — «дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим».

Далее св. Павел призывает грешников измениться к праведности, дабы «Бог милующий» помиловал их. «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?».

Затем св. Павел обращается к тому, «как быть христианином среди безбожного мира», обращается через века ко всем нам. Эта глава «Послания» — 13-я, быть может, самая важная в этом письме.

«1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти».

Чтобы было ясно: «ст. 1—6 призывают к повиновению гражданским властям; ст. 7—10 — к справедливости и любви к нашим ближним; ст. 11—14 — к целомудрию и благочестию в отношении самих себя». (Г. Мэтью).

Эта глава — важнейшее место в «Послании» — потому что она обращена как к «простому» верующему, который должен повиноваться власти, так и к облеченному этой властью, обязанному соблюдать Божьи заповеди. Всё, что говорится здесь, предназначено и для сильных мира сего, поскольку именно они чаще и больше «слабых» пренебрегают заповедями. И хотя перед Богом все равны, с того, кому больше дано, больше и спросится…

А вот когда к власти, данной от Бога, приходят безбожники, логическим продолжением (и завершением) «Послания к Римлянам» будет «Апокалипсис».


Рисунок из Интернета


Рецензии
Виорэль, день добрый!

Благое дело сделали, обратились к Новому Завету.
Я как-то одно лето посвятила чтению всех Книг Нового Завета.
Послание к Римлянам святого апостола Павла я перечитывала дважды.
Нашла там много мудрых мыслей.Особенно понравилось в главе 11:
11.16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
11.18....не превозносись пред ветвяим; если же превозносишься, то вспомни,
что не ты корень держишь, но корень - тебя.

БлагоДарю, что позволили ещё раз обратиться к мудрым мыслям.
Удачи в творчестве и Здоровья!!!

С признательностью,

Котенко Татьяна   19.11.2025 22:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.