Израильские Тюрьмы Инструмент Геноцида
Перевод с английского языка. Источник: ”Assiciated Press" (AP).
Автор: г-жа СЭМ МЕДНИК
Об авторе.
Г-жа Медник - женщина-корреспондент AP в Израиле и на палестинских территориях. Она специализируется на конфликтах, гуманитарных кризисах и нарушениях прав человека. Ранее Медник писала о Западной и Центральной Африке и Южном Судане.
***
17 ноября 2025 года.
ТЕЛЬ—АВИВ, Израиль (AP) - Число палестинцев, умирающих в израильских тюрьмах, выросло почти до 100 человек с начала войны в Газе, согласно отчету, опубликованному в понедельник правозащитной группой, в котором говорится, что систематическое насилие и отказ в медицинской помощи в тюрьмах и центрах содержания под стражей способствовали многим из этих случаев смерти, которые он исследовал.
Картина, которая вырисовывается из доклада организации "Врачи за права человека в Израиле", согласуется с выводами агентства Associated Press, которое опросило более десятка человек о злоупотреблениях в тюрьмах, отсутствии медицинской помощи и смертельных случаях, проанализировало имеющиеся данные и изучило отчеты о вскрытиях. AP поговорила с бывшим охранником и бывшей медсестрой одной из тюрем, израильским врачом, который лечил истощенных заключенных, доставленных в его больницу, бывшими заключенными и их родственниками, а также адвокатами, представляющими их интересы, и правозащитными группами.
Бывший охранник военной тюрьмы, известной своим жестоким обращением с палестинцами, рассказал AP, что заключенных обычно заковывали в цепи, пинали и избивали дубинками, и что это учреждение было названо “кладбищем”, потому что там умирало так много заключенных. Он согласился поговорить с AP, чтобы повысить осведомленность о насилии в израильских тюрьмах, и говорил на условиях анонимности из-за боязни репрессий.
Из 98 смертей заключенных, зафиксированных PHRI с 7 октября 2023 года после нападения, которое привело к войне, 27 произошли в 2023 году, 50 - в 2024 году и 21 - в этом году, последнее из которых произошло 2 ноября. PHRI сообщает, что фактическое число погибших за этот период “вероятно, значительно выше”, отмечая, что Израиль отказался предоставить информацию о сотнях палестинцев, задержанных во время войны.
По данным PHRI, за 10 лет, предшествовавших войне, в израильских тюрьмах умерло менее 30 палестинцев. Но после войны число заключенных увеличилось более чем вдвое и достигло 11 000 человек, поскольку в тюрьму были доставлены люди, в основном из Газы и с Западного берега. Согласно данным PHRI, число умирающих заключенных за этот период росло еще более быстрыми темпами.
PHRI документировала случаи смерти, опрашивая бывших заключенных и тюремный медицинский персонал, изучая отчеты, подготовленные врачами, которые наблюдали за вскрытиями по просьбе семей умерших заключенных, и подтверждая десятки смертельных случаев с помощью запросов о свободе информации.
“Вызывающая тревогу частота убийств людей в израильских тюрьмах свидетельствует о том, что система утратила всякую моральную и профессиональную сдержанность”, - сказал Наджи Аббас, директор PHRI.
В прошлом году глава пенитенциарной системы Израиля, министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир, похвастался, что ему удалось снизить условия содержания в тюрьмах до минимального уровня, установленного законом. Под давлением правозащитных групп условия немного улучшились.
Тюремная служба Израиля заявила, что действует в соответствии с законом. Оно отказалось комментировать количество погибших и направило любые запросы в израильскую армию.
Армия заявила, что ей известно о смерти некоторых заключенных, в том числе людей с ранее существовавшими заболеваниями или полученными в ходе боевых действий травмами. Однако представитель армии Надав Шошани заявил, что число погибших в отчете PHRI завышено, отказавшись сообщить, каким, по мнению армии, является реальное число.
В нем говорилось, что заявления о злоупотреблениях или неадекватных условиях рассматриваются, и что те, кто нарушает армейский кодекс поведения, подвергаются наказанию, а иногда и уголовному расследованию.
Бывший охранник военной тюрьмы Сде-Тейман на юге Израиля, поначалу колебавшийся, сказал, что в конце концов он участвовал в избиениях заключенных.
Однажды утром, в начале войны Израиля против ХАМАСА, охранник, придя на работу, увидел неподвижного палестинца, лежащего на боку во дворе, но никто из охранников не бросился посмотреть, что случилось с этим человеком, который был мертв.
“С мертвым парнем все было как обычно”, - сказал охранник, который не знал причины смерти.
По словам охранника, руки и ноги заключенных всегда были закованы в цепи, и их избивали, если они двигались или заговаривали, добавив, что почти все они скорее мочились и испражнялись на себя, чем просились в туалет.
Бывшая медсестра СИЗО Тейман рассказала, что цепи, которыми были скованы руки и ноги многих заключенных, привели к таким серьезным ранениям, что некоторым пришлось ампутировать конечности. Она говорила на условиях анонимности, опасаясь репрессий. За те несколько недель, что она проработала там в начале прошлого года, она не видела, чтобы кто-нибудь умирал, но, по ее словам, сотрудники иногда говорили о смертях заключенных. Она уволилась с работы, потому что ей не нравилось жестокое обращение с заключенными.
Армия заявила, что длительное ношение наручников применяется только в исключительных случаях, когда есть “серьезные соображения безопасности”. Даже в этом случае принимается во внимание состояние здоровья задержанных. В настоящее время только с несколькими задержанными из Газы обращаются подобным образом.
По словам охранника Сде Теймана, который провел там несколько месяцев, их командиры, которые также участвовали в избиениях, сказали охранникам, что им необходимо снизить количество смертей.
В конце концов, по его словам, были установлены камеры, которые помогли смягчить жестокое обращение. По данным PHRI, с начала войны в СИЗО Тейман умерли двадцать девять заключенных.
Ранее в этом году израильский солдат был осужден за жестокое обращение с палестинцами в Сде-Тейман и приговорен к семи месяцам тюремного заключения, по данным армии, которая заявила, что это свидетельствует о наличии ответственности.
Но адвокаты заключенных говорят, что Израиль редко проводит серьезные расследования предполагаемого насилия и что это усугубляет проблему.
В знак общественного недовольства главный юрист израильской армии недавно был вынужден уйти в отставку после того, как признал, что она одобрила утечку видеозаписи с камер наблюдения в ходе расследования обвинений в жестоком сексуальном насилии в отношении палестинца в Сде Тейман. Утечка информации, направленная на то, чтобы оправдать решение ее ведомства привлечь к ответственности охранников за предполагаемые злоупотребления, вместо этого вызвала ожесточенную критику со стороны израильских лидеров, придерживающихся жесткой линии и сочувствующих охранникам.
Нескольким солдатам были предъявлены обвинения по этому делу, которое все еще находится на рассмотрении военного суда.
Трудно с уверенностью определить причину смерти большинства заключенных. Иногда, по просьбе семей заключенных, израильские врачи получали разрешение присутствовать на вскрытиях и представляли семьям отчеты о том, что они видели.
Восемь сообщений, с которыми ознакомилось агентство AP, свидетельствовали о физическом насилии и пренебрежении медицинским обслуживанием.
Согласно отчету, у 45-летнего мужчины Мохаммада Хусейна Али, умершего в центре заключения Кишон, были обнаружены многочисленные признаки физического насилия, которые, вероятно, привели к кровоизлиянию в мозг. Также было отмечено возможное чрезмерное применение средств ограничения свободы. По словам его семьи, до того, как его забрали из дома на Западном берегу, он был здоров. Он умер через неделю после заключения в тюрьму.
По словам его семьи, Хусейн Али ранее отбывал наказание в израильской тюрьме после того, как был осужден за связь с боевиками. Но когда его арестовали в прошлом году, они сказали, что у него не было никаких связей с боевиками.
По словам его жены Хадиль, после того, как Хусейна Али похитили, его двухлетняя дочь смотрела в окно, зовя своего отца. “Она спрашивала: ”Баба, где баба?", но со временем перестала спрашивать", - сказала она, вытирая слезы с глаз.
По данным PHRI, по меньшей мере один человек умер от недоедания, в результате чего 17-летний мальчик умер от голода.
В сентябре Верховный суд Израиля постановил, что палестинским заключенным должно подаваться больше и более качественное питание. Правозащитные организации заявляют, что ситуация немного улучшилась.
Военные сообщили, что задержанные получают трехразовое питание, одобренное диетологом. По прибытии каждого задержанного осматривает врач, а за теми, кто в этом нуждается, проводятся регулярные осмотры.
Бывший заключенный не может забыть того, чему он стал свидетелем
Сарий Хуорие, израильско-палестинский юрист из Хайфы, рассказал, что он был задержан в начале войны после того, как Израиль обвинил его в подстрекательстве к насилию через его посты в социальных сетях. По словам Хуорие, находясь в тюрьме Мегиддо в течение 10 дней, он видел, как мужчина умер после неоднократных избиений.
Хуорие сказал, что 33-летнего отца четверых детей с Западного берега избивали почти ежедневно. По словам сотрудника палестинской службы безопасности и человека, знавшего семью, этот человек и некоторые из его родственников имели тесные связи с ХАМАСОМ, причем оба они говорили на условиях анонимности, опасаясь возмездия.
В ночь перед смертью мужчина несколько часов кричал от боли, находясь в одиночной камере, сказал Хурие, который с трудом сдерживал слезы, рассказывая о том, что произошло. Мужчина неоднократно звал врача, но никто не пришел, сказал Хурие.
Представитель пенитенциарной службы Израиля отказался комментировать это дело.
В отчете о вскрытии мужчины, с которым ознакомилось агентство AP, говорится, что причина смерти не установлена, но были обнаружены признаки старых и новых ушибов, в том числе сломанные ребра. В отчете говорилось, что можно предположить, что причиной его смерти стало насилие.
Когда охранники открыли камеру мужчины, они пинали и избивали его, прежде чем вызвать врача, который попытался привести его в чувство, а затем констатировал его смерть, сказал Хуорие, который сказал, что мог видеть происходящее через маленькое окошко в двери своей камеры.
Как только мужчина был объявлен мертвым, Хуорие сказал, что один из офицеров рассмеялся и сказал: “по крайней мере, одним человеком меньше”, о котором нужно заботиться.
Свидетельство о публикации №225111800048