Беседы с ИИ - 4. Панпсихизм

     Продолжаем получать информацию об эволюции мировой научной мысли с помощью ИИ. Данная тема для размышлений была навеяна критическими замечаниями Абасады в адрес искусственного интеллекта. Несмотря на то, что у нас схожие представления о существовании нематериального Высшего Начала, мы совершенно по-разному представляем пути его постижения.
     Прогресс, или эволюцию общечеловеческого самоосознания вряд ли можно остановить. Так же, как ядерную энергию можно использовать и в мирных, и в военных целях, так и искусственный интеллект может использоваться как и на благо человека, так и для его уничтожения.

     Сергей: Сравни развитие панпсихизма как философской парадигмы в европейской и российской науке.
 
     ChatGPT:
Думал на протяжении 12s

     Можно проследить две довольно разные традиции панпсихизма: (1) европейскую — с древних корней, сильной научно-философской реконструкцией в XX–XXI вв. и недавним «возрождением» в аналитической философии; и (2) русскую — где панпсихические мотивы прошивали религиозно-космические, персоналистские и космистские учения, причём их судьба сильно менялась между дореволюционным, советским и постсоветским периодами. Ниже — сжато, но с документированными источниками.

      Коротко — что такое панпсихизм

      Панпсихизм: позиция, согласно которой психическое (ментальное, сознательное) в той или иной форме присуще всей природе — не только людям и животным, но и элементарным материальным сущностям. Современные варианты различаются: «микропанпсихизм» (субъективные свойства у элементарных физических единиц), «конститутивный» (ментальные свойства составляют сознание сложных систем) и т.д. (см. обзор). Stanford Encyclopedia of Philosophy
________________________________________
      1) Европейская традиция — этапы и особенности
Древность — Новое время. Идеи «однородности» души/мира встречаются с древних времён (Фалес Милетский и пр.). В раннем Новом времени элементы панпсихизма встречаются у Спинозы и Лейбница; в XIX в. — у эпохальных мыслителей (Шопенгауэр и Фихте в разной мере). Википедия

       Процессная и метафизическая линии (XX в.). Альфред Норт Уайтхед предложил «процессную» онтологию, где опытность — базовая характеристика процессов; это стало одной из влиятельных нематериалистических линий. panpsychism.com

       Аналитическое «возрождение» (конец XX — XXI вв.). Панпсихизм давно считался маргинальным в среде аналитической философии (физикализм доминировал), но в последние 20 лет он вернул себе серьёзное внимание как ответ на «трудную проблему сознания». Главные современные фигуры: Галэн Стросон (Galen Strawson), Филип Гоф (Philip Goff) и др.; теперь панпсихизм активно обсуждают в профильных журналах, выходят монографии и сборники (Handbook, специальные выпуски JCS). Современная европейско-англосаксонская дискуссия тесно связана с результатами нейронаук, теоретической физики и философией сознания — её отличительная черта: попытка связать панпсихическую метафизику с научными данными и формальными аргументами. philpeople.org, panpsychism.com

       Методология и цели (Европа/Запад). Фокус — аналитическая строгость, формулирование аргументов (интроспективные доводы, аргументы против редуктивного физикализма, проблема комбинации сознаний) и поиск согласованности с эмпирикой (нейронауки, физика). Stanford Encyclopedia of Philosophy
________________________________________
        2) Русская традиция — характер, ключевые фигуры и повороты

        Русский космизм и религиозная философия (XIX — начало XX вв.). В русской традиции панпсихические мотивы часто входят в более широкие религиозно-персоналистские и космистские проекты. Ключевые фигуры:
      • Н. Фёдоров — родоначальник русского космизма; идеи о единой «всеобщей задаче» человечества, трансценденции природы и «активной эволюции» иногда интерпретируются в панпсихическом ключе (тесная связь духа/космоса). Википедия+1
      • В. И. Вернадский (идеи ноосферы) — хотя Вернадский дал научно-геологическую концепцию ноосферы, интерпретации его идей в ключе «психизирования» природы встречаются в популярной рецепции; сам он опирался на биогеохимию, а не на панпсихизм в строгом смысле. OUP Academic
      • П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, Н. Бердяев — религиозно-философские авторы, чьи онтологии подчас приписывают миру духовные аспекты; у некоторых — идеи близкие панпсихизму (личностная метафизика, одушевлённость мира). circulosemiotico.wordpress.com

       Советский период — марксистско-материалистическая доминанта. В СССР «мистические» и метафизические учения (включая религиозный панпсихизм) подвергались идеологической критике; официальная философия была материалистической, что сводило на нет институциональное развитие панпсихизма как академического направления. Вместе с тем космологические и научные проекты (например, работы по биогеохимии, космонавтике) частично сохраняли темы единства природы и человека, но из научной, а не метафизической перспективы. ia902908.us.archive.org

        Возрождение интереса в постсоветское время. После 1990-х годов интерес к историческим религиозно-философским традициям (и к космизму) возродился; в академической среде стали публиковаться исследования по теме (история идей, анализ Фёдорова, Флоренского, Лосского). Современные русскоязычные исследования чаще сосредоточены на истории идей и теологии, реже — на аналитической панпсихистской метафизике, хотя появляются работы, связывающие панпсихизм с современной философией сознания (есть обзорные статьи и обсуждения в русскоязычных журналах по философии ума). IpHras
________________________________________
        3) Сравнение — в чём главное различие?

     1. Интеллектуальные корни и акценты.
      o Европа/Запад: панпсихизм пережил натурально-научную реинтерпретацию — сейчас это, в основном, ответ на «трудную проблему сознания», с сильной аналитической проработкой и попытками согласования с нейронауками и физикой. Stanford Encyclopedia of Philosophy+1
      o Россия: панпсихические мотивы чаще фигурируют в религиозно-космистских и персоналистских проектах (Фёдоров, Флоренский, Соловьев и др.). То есть это прежде всего историко-религиозный и культурно-философский пласт, а не аналитическая школа философии сознания. Википедия

     2. Методология.

      o Запад: аналитические аргументы, формальные проблемы (combination problem), попытки «монтажировать» панпсихизм с научными данными. panpsychism.com
      o Россия: историко-философский, богословский и культурологический подход; реже — строгая философия ума в аналитическом стиле.

     3. Институциональная поддержка и публикационная экосистема.

      o Запад: журналы философии сознания, специализированные сборники и международные конференции.
      o Россия: публикации чаще в историях философии, религиозных журналах и книгах по русской мысли; сравнительно меньше аналитической публицистики на тему панпсихизма. panpsychism.com

     4. Связь с наукой.

      o Запад: попытки сопряжения с нейронауками и физикой; разработаны аргументы на стыке философии и эмпирики. durham-repository.worktribe.com
      o Россия: более культурно-философская, иногда мистико-религиозная рецепция; научная интеграция ограничена (за исключением интерпретаций идей Вернадского/ноосферы в позитивном ключе). OUP Academic
________________________________________
     4) Наблюдаемые точки сближения и перспективы

      • Историко-философский диалог. Русские космисты и религиозные философы часто предлагают богатые идеи о единстве природы и духа, которые сейчас воспринимаются западными исследователями как полезный интеллектуальный ресурс для культурно-исторического контекста панпсихизма. Tehne
      • Современные точки соприкосновения. В последние годы в России появились тексты, где аналитические и исторические подходы встречаются (обсуждения панпсихизма в русскоязычных философских журналах, работы по философии сознания), но это ещё не крупная институциональная волна. IpHras
________________________________________
     5) Ключевые источники и чтение (для старта)

      • Stanford Encyclopedia of Philosophy — статья «Panpsychism» (обзор истории и современных позиций). Stanford Encyclopedia of Philosophy
      • Philip Goff — статьи и книги по современному панпсихизму; обзор современных аргументов. philpeople.org
      • Routledge Handbook of Panpsychism — сборник статей (история и современные подходы). panpsychism.com
      • На русском: исследования по русскому космизму (N. Fedorov, Vernadsky) и историко-философские обзоры (см. «The Russian Cosmists»; а также публикации по истории русской религиозной философии — Florensky, Lossky, Berdyaev). Tehne
      • Обзоры и статьи на русском о панпсихизме и философии ума (научные журналы и IPHRAS публикации). IpHras
________________________________________
      6) Вывод.

       Европейская/англосаксонская традиция панпсихизма в XXI в. — это в основном аналитическое, научно-ориентированное возрождение (аргументы в пользу включения сознания в фундамент онтологии); русская традиция содержит глубокие историко-религиозные и космологические ниточки, где идеи одушевлённости мира связаны с персонализмом и идеями ноосферы, но аналитическая, научно-методологическая перебивка панпсихизма развита в России слабее. Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2Tehne


Рецензии