Глава 17. Как лешими становятся
Сказки из бабушкиного сундука
Глава 17
Как лешими становятся
Через час мы уже сидели пили чай за большим и дружным столом семьи Кузнецовых - Сени, Маши и их детей, и рассказывали наши лесные приключения.
- Марьяна, ты меня удивляешь! - говорила Маша с широко раскрытыми глазами.
- Я не узнаю подругу! - вторила ей Зоя.
Меня это всё только забавляло. Я была там и видела всё своими глазами и не боюсь, а они, зная всего лишь с моих слов, переполошились. Хотя мне тоже было сначала жутковато, но потом. Потом-то я поняла к чему это всё и страх ушёл. Но с друзьями я не стала делиться своими умозаключениями. Мне показалось рановато, не поймут они сейчас.
Посидев ещё немного, я попрощалась со всеми и пошла домой. Дети очень просили новую сказку, но Маша запретила меня уговаривать, объясняя пережитым сегодня и усталостью.
- Тётя Марьяна вам завтра расскажет.
Юра с Зоей проводили меня до калитки моего дома и пошли обратно. Я искренне радовалась за них. Они очень подходили друг другу. Зоя такая нетерпеливая, взбалмошная, идейная, что нельзя сказать о Юре. Полная её противоположность. Мы бы с ним не ужились.
Дождавшись, когда полностью стемнеет, я собрала в узелок нехитрые гостинцы - хлеб да сахар кусочками, и пошла в лес. На небе ни облачка и полнолуние было очень кстати. До леса я добралась быстро. Серебря верхушки сосен, лунный свет словно боялся спускаться дальше и в чаще леса стояла кромешная тьма. Я на секунду заколебалась, стоит ли идти дальше, если я ничего не вижу? Но сомнения были недолгими и я уверенно ступила в темноту.
Удивительными возможностями обладает человек. Такими, о которых может и не подозревать. Когда я оказалась в темноте, глаза сначала уловили смутные очертания деревьев вокруг, но постепенно темнота будто расширялась. Лунный свет, не проникая напрямую, умудрялся серебрить силуэты деревьев, папоротника, тропинки. Я быстро освоилась и пошла дальше.
Задумка моей вылазки в лес пришла ко мне неожиданно. Хотелось почувствовать ночной лесной аромат и проверить одну мысль - я была уверена, что со мной ничего не случится. Более того, ночная прогулка будет мне на пользу.
Я шла по тропинкам, уходя всё глубже в лес, а чтобы не заблудиться, привязывала к веточкам деревьев или кустарников белые ленты, нарванные из старой бабушкиной простыни. В лесу было очень тихо, но иногда какая-нибудь птица вспархивала с ветки и недовольно вскрикивала.
Не знаю сколько я так бродила, но в какой-то момент поняла, что мне надоело. Картинка вокруг не менялась - одинаковые сосны, березы, кусты. Ощущение, что я уснула и брожу там по кругу. Но я-то знала, что это не сон! Днем хоть разнообразие какое-то и деталей больше видно в окружающем пространстве.
Где-то хрустнула ветка и эхо разнесло звук по всей округе. Ещё хруст, и ещё. И вот во всей красе передо мной предстал лось. Могучие огромные рога венчали его голову. Надо иметь мощную шею, чтобы носить такое богатство, - подумала я. Он без интереса посмотрел на меня и пошёл дальше. Медленно, важно, по-королевски.
Мне это напомнило один сон. Я его видела ещё в детстве. Глубокий темно-синий океан и я, словно в невесомости, в его глубинах. Не барахтаюсь, не плыву, просто повисла среди миллиардов местных обитателей. Мелких и не очень. Одиночных и двигающихся стайками. И вот он. Появляется внезапно откуда-то со стороны и плывёт медленно, величественно - огромный синий кит.
Громкий рык вернул меня из мира грёз. Я пыталась понять откуда идёт звук и тут я увидела волка. Это не была моя Тришка. Этот волк был гораздо крупнее. Вздыбленная шерсть делала его ещё более крупным и грозным. Он обнажил клыки и снова зарычал. Мне больше ничего не пришло в голову, как побежать. Бежала я долго, без оглядки, пока не иссякли силы и не закололо в боку. Впереди я увидела мерцающий в лунном свете силуэт избушки и, превозмогая пульсирующую боль, кинулась туда. Захлопнув за собой дверь, я услышала недовольный рёв и стук. И тут же всё стихло.
Я перевела дух и глубоко вздохнула.
- Доброй ночи, - услышала я скрипучий голос.
Часть избушки освещалась скудным лунным светом, но большая её часть скрывалась во мраке. В тёмной части я и увидела два горящих уголька-глаза.
- Здравствуйте! Извините, что я вот так ворвалась к вам! Я убегала от огромного волка, - сдавленным голосом пыталась я объяснить свое вторжение.
- Правда что ли? И получилось убежать?
- Как видите.
- А может он и не хотел нападать?
- А что же тогда?
- Возможно дорогу хотел показать. Мережка добрый, хоть и выглядит устрашающе.
- Мережка? У него имя есть? - дрогнувшим голосом спросила я.
- У всего есть имя. Тебя как звать?
- Марьяна. Я из Васильевки.
- Чего шастаешь, Марьяна, по ночам в лесу глухом?
- Я... - голос мой осекся, когда из темноты ко мне вышла маленькая сгорбленная старушка. Нос её напоминал орлиный клюв, на голове был повязан цветастый платок с торчащими рожками концами прямо над бровями, а множество бородавок на лице наводили на догадки, что я случайно оказалась в доме Яги. А может и не случайно.
- Как вас зовут, бабушка?
- Ты же догадалась уже, - ехидненько улыбаясь, сказала бабушка.
- Баба Яга?
- Можно просто Яга. А вообще мне всегда имя Ядвига нравилось, - дошаркала бабушка до стола и зажгла огарок свечи. - Принеси дровишки. Чаю попьём. Да не боись, не тронет он тебя.
С осторожностью открыв дверь, я оглядела пустой двор. Мережки видно не было. Метнувшись до поленницы и обратно, я с облегчением закрыла за собой дверь.
- Как-то я себе Ягу по-другому представляла.
- Злой коварной старухой, поедающей всех гостей, что приходят к ней? Враки это. Не ем я никого, а помогаю.
- И как помогаете? Если не секрет, - расхрабрилась я.
- По-разному. Ведь кто за чем приходит, - развела костлявыми руками Яга. - Вот ты же тоже за помощью пришла.
- Я? Нет. Совсем не об этом я думала, когда в лес шла.
- А зачем же ещё?
- Хотела я проверить, случится со мной что-нибудь или я целая и невредимая отсюда выйду.
- И как? Получилось?
- Э-э, пока непонятно. Я же ещё в лесу. Смогу сказать только когда выберусь.
Пока мы разговоры вели, бабушка с завидной сноровкой растопила печь, разогрела воду в пузатом чайничке, покрыла стол белой расшитой скатертью и выставила на него всё, чем была богата. А богата она была не очень. Сухая корочка хлеба да небольшая горстка лесных ягод на глиняном блюдце.
- Ой, бабушка! Я же гостинцы с собой принесла! - вспомнила я об узелке, так кстати взятом с собой. - Не знала я, что в гости приду. Взяла бы с собой чего повкуснее.
- Ты когда в лес заходишь, уже в гостях. Потому здороваться надо на входе, а при выходе благодарить за всё. А за гостинцы спасибо тебе.
- Хорошо, бабушка. Так и буду делать.
Заварила Яга чаю душистого, от которого остатки страха запрятались по углам и стало легко на душе.
- Так что же там с просьбой? Чем помочь тебе, Марьяна из Васильевки?
- Ничего не нужно, бабушка. Спасибо за то, что приютила, чаем напоила. Я уже рада тому, что познакомилась с тобой. Думала это всё сказки, выдумки про тебя.
Рассмеялась Яга, громко, весело, пока смех не перешёл в надрывный сухой кашель. Её скрючило пополам и она стала казаться ещё меньше ростиком.
- Девка ты хорошая. Вижу. Помогу я тебе. Проси, что хочешь!
Чего просить у бабушки, которая концы с концами сводит, живя в лесу?
- Ладно, подскажу. Отвечу на любой вопрос, что волнует тебя.
- Как лешими становятся? - ничего более не пришло в мою голову.
Бабушка снова рассмеялась, но уже тише. После предыдущего её ещё не разогнуло видимо.
- Ой, к Прасковье за мазью сходить надо, - потирая поясницу, сказала Яга.
Я только хлопала глазами и диву давалась. Сижу в гостях у Яги, а она ведёт себя, как обычная бабушка.
- Та-ак. Значит тебя ни злато не интересует, ни каменья где разноцветные добыть? А интересует, как лешими становятся? Мда-а. А ты мне всё больше и больше нравишься, Марьяна. Нету рецепта, как лешими стать. Одного на всех нету. Это тебе не зелье сварить. По-разному все становятся.
- Он не один что ли? Их несколько? - удивилась я.
- Конечно. Хозяйство-то большое. Хоть и помощников много у них да в одного справиться трудновато. Да что я тебе рассказываю. Поди встречала уже здесь кого-то из них? А ну, вспоминай, Марьяна!
- Гвидон? Точно! Он же говорил что леший!
- Хорошо! Молодец! А ещё?
- Не припомню. Не было никого больше, - оперлась я подбородком о кулак.
- Ну, как же? А Семён? - улыбнулась Яга.
- Семён?! Но он же лесничий!
- Лесничий, леший, а в чем разница?
- Его деревенские все знают. Он бабушек до церкви провожал!
- Гвидона тоже многие видят.
- Не понимаю. Они обычные люди что ли? Я думала это духи лесные!
- Хорошо. Меня-то ты как видишь?
- Как обычную бабушку.
- А я ведь не обычная бабушка, верно? Но про меня в другой раз. Давай с лешими разберёмся. Поведаю тебе быль одну. Недалече лесок стоит особняком. Небольшой такой, аккуратненький, добрый, - словно о человеке шла речь, описывала лес Яга. - Порядок царит в лесочке том. В думе порядок, в убранстве тоже порядок. А всё потому, что Хозяин за лесом приглядывает. Строгий, но ласковый. Жил этот хозяин в деревне когда-то, что рядом с лесочком стоит. Да только вот не мог он себя найти. Никакая работа к душе не лежала. Всё перепробовал. И кузнецом был, и скорняком. А ещё с людьми не знал как поладить. Посоветовали ему к ведунье сходить. Та и подсказала, что видит его с лесом в обнимку. Не понял он что это значит, но пошёл в ближайший лес, ушёл подальше и начал с берёзами да соснами обниматься. Так и не вернулся он в деревню. Понял, что лес, как дом родной ему. Всё ему там понятно. Слышит он лес и понимает. А звали его Семён.
- Знаю я одного человека, который тоже слышит и понимает лес. Директором в поселковой школе работает.
- Если работает, значит ещё не стал лешим. Вот когда решит, что время пришло, то уйдёт. Распрощается со всеми и уйдёт. Время его ещё не подошло.
- Звали? Вы сказали звали его Семён. Почему в прошедшем времени?
- Потому что был он Семёном, пока среди людей жил. А теперь нет. Теперь он хозяин лесной.
- Не тот ли это Семён, который лесничий?
- Он самый. А кто ж ещё? Много ли ты Семёнов здесь знаешь?
- Ещё я не пойму почему-то Семёна видела в автобусе, потом с Гвидоном познакомилась, а вчера снова Семён повстречался. От русалки меня спас. Я всегда думала, что леший это старичок такой, как баба Яга - бабушка.
- А это зависит от настроения леса либо от того, чья помощь тебе нужна. Всё на согласии стоит. Нет согласия - беды вокруг начинаются.
- Надо же. Я тоже вчера об этом подумала! Согласия моему родному краю не хватает. Что-то происходит, но что? Не пойму. И сказки мне не зря приходят. И в деревню я вовремя приехала. И в школу поселковую должна была пойти работать не просто так.
- Вот и поможешь разобраться.
- Бабушка, меня давно вопрос мучает. Семён очень похож на одного человека. Даже одевается так же. Только тот, второй, геологом был и шрам у него через всё лицо. А ещё говорят его на свете этом уже быть не может.
- Много чего в лесу происходит. Чтобы понять, с ним надо общаться да с жителями его. И народ тебе деревенский поможет. Не все ещё посбегали в города. Кто-то что-то да помнит. Ты, Марьяна, любознательная. Со всем разберёшься и поможешь нам снова согласие обрести.
- Но я обычная учительница... А тут такое... Я никого здесь почти не знаю... Даже с чего начать не понимаю... Кто может подсказать? Кто знает?
- А леший его знает?! - засмеялась баба Яга и подмигнула.
- Шутите? Я серьёзно спрашиваю.
- А я и не шучу, - всё так же улыбалась Яга.
- Ну, тогда я пошла. Спасибо вам за чай и угощения, - я встала и направилась было к двери.
- Не торопись, Марьянушка. Подвезём мы тебя. Уж шибко ты мне в душу мою старческую запала.
- Подвезё... - не успела я переспросить, как баба Яга хлопнула в ладоши и заплясала по избе. Избушка покачнулась, развернулась и пошла, а я, не удержавшись, попятилась назад и хлопнулась обратно на табурет.
- Готово! - хлопнула бабушка по коленкам и избушка встала, как вкопанная.
Я открыла дверь избушки и увидела свой дом. Они меня прямо к дому доставили!
- Ну, бабушка! Ну, Яга! Благодарю вас с избушкой! Век не забуду!
- Ты, Марьянушка, уж постарайся скорее разобраться во всём. Без согласия совсем невмоготу на земле нашей жить.
- Постараюсь. А как мне Лешего-то найти? - крикнула я вслед удаляющейся избушке.
- А как ты меня нашла? - только и успела крикнуть в окошко баба Яга.
- Хм, вот и думай теперь. То ли опять ночью в лес идти, то ли Мережку искать...
Свидетельство о публикации №225111800748