Не сотвори себе кумира
Чаще всего проводились встречи с интересными людьми. Приглашали ветеранов труда, передовиков производства и, непременно участников Великой Отечественной войны.
Интересно было слушать тех, кто хорошо владел риторикой. А, кто-то при больших заслугах и достижениях не мог, как говорится, и пару слов связать.
Таких больше не приглашали.
В 1970-м Алтайский край был награждён Вторым орденом Ленина за рекордный урожай зерна. Соответственно были награждены и выдающиеся участники битвы за урожай: Орденами Ленина или Трудового Красного Знамени и медалями, в первую очередь, «За доблестный труд» (к 100-летию Ленина), а также денежными премиями, ценными подарками, почетными грамотами, знаками «Ударник коммунистического труда» и ценными призами в рамках социалистического соревнования.
Мой папа тоже был награждён медалью «За освоение целинных земель» в 1956 году, когда Алтайский край заработал первый орден Ленина, но интересно рассказывать о себе он не умел, а к моменту награждения Алтайского края вторым орденом в 1970-м, был уже на пенсии.
Кроме того, двоим из самых доблестных комбайнёров, было предоставлено право на внеочередное приобретение автомобиля «Запорожец», а управляющий 1-м отделением (бригадир комплексной бригады) получил бесплатную путёвку в Болгарию.
По возвращению домой, его сразу же пригласили в школу на мероприятие, примерно, как в «Бриллиантовой руке: «Стамбул - город контрастов».
Болгария была Народной республикой, социалистической страной, поэтому ничего поразительного о ней мы не услышали, но речью рассказчик владел прекрасно, недаром даже сам председатель колхоза всегда прислушивался к его советам, а подчинённые вообще слушались безоговорочно, мягкий баритон делал его рассказ безупречным и это было завораживающе.
Все слушали, затаив дыхание, даже самые неисправимые непоседы.
Свой рассказ о туристической поездке Управляющий-бригадир закончил словами: «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех», что вызвало шквал аплодисментов.
Потом ему вручили небольшие памятные подарки от школы и от учащихся старших классов, и было исполнено несколько номеров художественной самодеятельности талантливыми школьниками.
Примерно в таком же ключе проходили встречи и с комбайнёрами, владельцами новенького «Запорожца». Они рассказывали, в основном, о своём житье-бытье, о фронтовых буднях и подвигах, о ратном труде на благо нашей отчизны.
Все - от мала до велика во всей округе глубоко уважали этих людей, равнялись на них, школьники писали в классах о них сочинения. Я на таких людей вообще смотрела с обожанием, идеализировала их. Даже к их детям в школе все относились, как-то по-особому. Совсем, как в «Горе от ума» А.С. Грибоедова. «Что по отцу и сыну честь».
А, однажды, в воскресенье, когда я уже училась в 10-м классе в другой школе, сестра позвала меня понянчиться с её дочкой, пока она отлучилась по делам, я стала случайным свидетелем ужасно неприятной сцены.
Окна дома сестры выходили на улицу, где через дорогу, прямо напротив её дома, был огород одного из обожаемых мною ветеранов войны и доблестного труда, обладателя высоких правительственных наград и владельца «Запорожца».
Была зима. В это время года, если не очень холодно, все хозяева выпускают скот в пригон или в огород.
Не знаю, какое преступление, в пустом, заснеженном огороде, смогла совершить его овца, но этот ветеран, оседлав её со спины, бил кулаком прямо в её нос и в губы. Я обмерла!
У овец и лошадей это место самое нежное, тонкое, без жировой прослойки, под кожей челюстная кость и зубы, это очень-очень больно, и можно выбить зубы запросто. А овца, кроме того, самая беззащитная из всех домашних животных.
Мои родители, когда управлялись во дворе, всегда ласково разговаривали со своей животиной, постоянно гладили рукой и чесали за ухом. Когда приходила пора колоть свинью, папа приглашал завсегдатаев – кольщиков, а сам уходил из дома.
А тут такое! Невозможно передать, какая буря пронеслась в моей душе, перевернув все мои былые представления о добре и зле, о хороших людях и плохих...
Если бы моя подопечная племянница спала в этот момент, я бы точно помчалась к этому «уважаемому и обожаемому», и накричала бы на него и, не знаю, что ещё бы сделала. Но девочку нельзя было оставить одну, и я стояла у окна и горько, и долго плакала.
Было жалко овцу, и своих утраченных иллюзий. Разочарование – очень тяжёлое и страшное чувство. «Не сотвори себе кумира» - какой всё-таки мудрый совет!
Свидетельство о публикации №225111800815
Сменилось мнение о человеке.
На людях и в речах один,
А за спиной у всех, тиран!
Спасибо за рассказ!
С теплом!
Варлаам Бузыкин 18.11.2025 17:13 Заявить о нарушении
С взаимным теплом и благодарностью,
Тамита 18.11.2025 19:17 Заявить о нарушении
