Я всё-таки нащла тебя, дед

     По привычке, машинально, как делала много раз, вбиваю в поисковик Яндекса твое имя: Яценко Николай Абакумович. И вдруг как током… Вместо привычного «По вашему запросу ничего не найдено» голубой экран монитора  выдаёт информацию о тебе…

       Каким ты был, дед? Я уже никогда не смогу этого узнать. Твой единственный сын Миша запомнил только твои руки, подбрасывающие его вверх. Совсем немного он смог  рассказать о тебе. Что мог помнить  мальчишка военной поры, потерявший отца в семилетнем возрасте?

      Он всю жизнь хотел о тебе узнать. Очень хотел, как и твоя дочурка Валюшка, которой на тот тот момент не исполнилось и пяти. Каким ты был?  Вглядываюсь в единственное сохранившееся твое фото. Оригинал был в таком состоянии, что до сегодняшнего дня бы просто не дожил. Остался лишь этот отфотошопенный снимок. На нём – ты. Я узнаю  эти глаза. Это глаза моего отца, твоего сына, дед. И это мои глаза тоже, доставшиеся мне от тебя.

      Появившаяся в сети скудная информация лишь в одном опубликованном на сайте «Подвиг народа» документе – «Списке безвозвратных потерь» стала той ниточкой, по которой мне удалось узнать  хоть что-то о тебе. Всё сходится. Год рождения 1909. Призвался  Бирским райвоенкоматом  Еврейской автономной области 7 сентября 1942 года. Служил  в 26 гвардейской стрелковой дивизии. Погиб 25 ноября 1942 года под Смоленском.   Гвардии красноармеец.

     Это точно ты, дед. Не бывает таких совпадений по месту призыва и отчеству. Твоя семья до войны жила на станции Бира в Еврейской автономии. И отчество.  Уж очень оно у тебя редкое. На сайте «Подвиг народа» красноармейцев по фамилии Яценко много. Но ни одного с отчеством Абакумович.

       Я искала тебя, дед. Давно искала. Информация о тебе появилась сосем недавно.  Жаль, что папа не дожил до этого. Он так и не узнал, где и как ты погиб. А я по крупинкам стала собирать о тебе информацию в интернете. Спасибо всемирной паутине за это.

       Твоё  место гибели -  деревня Жеребцово Сычевского района на Смоленщине. Там же и похоронен, а затем перенесён  в огромную братскую могилу села Аристово. Позднее туда несколько раз переносили останки погибших  в тех местах красноармейцев. Сегодня здесь покоится прах  9059 человек. Имена известны  лишь  у  4934.  Остальных до сих пор ищут родственники. Ведь похоронены они как неизвестные.

     Твое имя известно, дед. Простой гвардии красноармеец Яценко Николай Абакумович, сгинувший в страшной мясорубке  Ржевско-Сычёвской операции. В годы Великой Отечественной войны деревушка  Жеребцово стала ареной ожесточённых боев.  В ноябре   1942 года  части 20 армии Западного фронта вышли к этому населённому пункту в ходе операции «Марс».

     Жеребцово оказалось на пути частей Красной армии, пытавшихся прорвать оборону противника возле железной дороги  Вязьма-Ржев.  Деревня десятки раз переходила из рук в руки. Позднее местные жители назовут это место  «Долиной смерти».  Ты погиб во время второй попытки взять Сычёвку. Твоя Великая Отечественная оказалась совсем короткой: 2 месяца  и 18 дней…

      А знаешь, дед, с твоим сыном мы были большие друзья. Он был самый лучший отец на свете. Все мои подружки завидовали, что у меня такой папа. Ты, наверное, тоже был таким?

      У тебя трое внуков, шесть правнуков, четыре праправнука. А ещё есть  один прапраправнук. Видишь, сколько нас! Мы все молодцы. Ты бы гордился нами. Так, как мы гордимся тобой. Ты – наш герой!

       И знаешь, я хочу сказать тебе спасибо. За моего отца, за ту жизнь, которую ты всем нам подарил. А ещё за то, что ты нашелся. Хотя бы так. Нам это было очень нужно. Поверь.

                Твоя внучка Оля
               


Рецензии