Римская Свобода

В 1917 году Октябрьская Революция провозгласила Свободу трудящимся.  Почти за 70 лет существования СССР  было публичное  выступления народа против Правительства. Оно  относится к  Новочеркасскому  расстрелу  1962 года, когда рабочие протестовали из-за повышения цен и снижения зарплат, а их выступление было подавлено с применением силы, приведшей к многочисленным жертвам.

А теперь обратимся к истории.

В Древнем Риме плебеи — рабочий класс, включая торговцев, земледельцев и ремесленников — не имели права голоса в правительстве.

Важные решения принимались исключительно патрициями, элитой, и когда несправедливость становилась невыносимой, плебеи не протестовали речами или бунтами — они просто уходили.

Эта форма протеста, известная как *secessio plebis* (от лат. *secedo* — «я отступаю»), подразумевала массовый уход из города. Они собирали припасы, закрывали лавки и мастерские и шли маршем за городские стены, оставляя Рим пугающе пустым.

Без плебеев город замирал. Рынки закрывались, производство продовольствия прекращалось, и не осталось рабочих рук для обработки земли и защиты города.

Патриции быстро осознали основополагающую истину: без народа нет власти. Последствия этого неповиновения  не заставили себя ждать. Долги были списаны, и впервые плебеи получили реальное политическое влияние благодаря учреждению должности народного трибуна.

Эти трибуны, избираемые плебеями, пользовались иммунитетом и имели право налагать вето на несправедливые решения других должностных лиц, выступая в качестве защитников народа от злоупотреблений властью.

Эта должность сохранялась на протяжении всей Республики и даже в Империи, символизируя народное сопротивление и представительство.

Лишь ненадолго прервавшись во время децемвирата в V веке до н. э. – неудачного эксперимента, когда десять магистратов обладали абсолютной властью, – трибунат был быстро восстановлен, подтвердив право плебеев быть услышанными. Даже в Риме власть имущие поняли, что игнорирование народа может привести к опустошению улиц и парализовать город.


Рецензии