Еще раз о Годаре

Уникальность Годара в том, что он показывает то, что не принято показывать в нормальном кино – процесс производства. Нормальное кино демонстрирует результаты труда. Годар же сосредоточен на процессе производства. Производства чего бы то ни было – речи в «Мужском-женском» (возникновение речи из ничего – лейтмотив творчества ЖЛГ: достаточно вспомнить специфическую пляску букв в титрах его фильмов), песни группы «Роллинг Стоунз» в «1+1», кинофильма в «Презрении» или «Все в порядке», акта возбуждения в начальной сцене «Уикенда». Производства жизни в самом широком смысле. «Почему в кино никогда не показывают людей, которые трудятся на заводе?»  – задается вопросом героиня Юппер в «Страсти». Да потому что производство – процесс секретный («Омск – закрытый город»). Как творческая кухня мастера, передающего секреты избранным ученикам. Производство – процесс политический. А реальная политика – дело тайное. Годар же, фиксируя тягомотину производства во всех ее аспектах, вскрывает суть политических процессов. Тонкая и умная аналитика Годара куда занятнее экспрессивных, но однобоких вещиц Коста-Гавраса, Мура или Стоуна.      


Рецензии