О национальных традициях диалога

Для того, чтобы опереться в своих рассуждениях, мне придется предварительно, вскарабкаться на плечи, не как у Ньютона, гигантов, но знаменитостей.

Из Интернета

  «Жозеф де Местр, посланник Сардинского королевства при русском дворе в письме своему правительству о законах императора Александра Первого высказал мысль, что каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает. Возможно, он чуть изменил известную фразу Монтескье из его сочинения «Дух законов»: «Каждый народ достоин своей участи».

Смысл выражения ясен: если правительство плохо, аморально, неэффективно, то-виноваты в этом сами граждане страны, которые позволяют такому правительству существовать, не могут его контролировать.

Мысль эта не нова. Примерно в таком же ключе высказывались многие мыслители


«Гюстав Лебон (1841–1931) французский психолог, социолог, основатель социальной психологии сказал:  «Каждый народ имеет ту форму правления, какую он заслуживает»


«Робеспьер сказал: «Следует помнить, что правительства, какие бы они ни были, установлены народом»   

 «Бернард Шоу сказал:  Демократия - это изобретение, обеспечивающее нам такое правительство, которого мы заслуживаем.»

   
А теперь перейду к собственным рассуждениям.  Наблюдая за развитием современных событий в мире, я замечаю, как это по-разному происходит в разных странах.
 

Трампа еще до избрания нещадно критиковали. Газеты, телевидение, интернет. Говорят, и досье на него есть. Потом, когда уже он во второй раз стал президентом и Илон Маск приложил руку, полоскал его в публичном пространстве и так, и сяк.


Премьер Израиля Нетаньяху дает показания в суде насчет подозрения в коррупции. Бывший президент Израиля и бывший премьер отсидели в тюрьме.


Бывший президент Франции Саркози приговорен к пятилетнему сроку.

 
14 декабря 2024 года президенту Южной Кореи Юн Сок Ёлю был объявлен импичмент за незаконное введение чрезвычайного положения и концентрацию власти.  В 19 января он был арестован. ·8марта 2025 года был освобожден.

В Чили состоялся суд над Пиночетом.


Бориса Джонсона премьера Британии принудили уйти в отставку.
 
9 сентября 2025 года протестующие, возмущенные репрессиями и коррупцией со стороны правительства, штурмовали здание федерального парламента Непала в Катманду. Протесты были вызваны запретом на деятельность ряда мессенджеров и крупных социальных сетей.

  В Грузии долго продолжались протестные демонстрации

 В Украине Майдан сместил президента Януковича.

 В Сирии посредством войны Асад лишился власти.


Даже в Иране где власть несменяема постоянно проходят протесты. все-таки выпускают пар.

  Но это я перечислил некоторые случаи принудительной смены власти, некоторые из которых сопровождались наказанием представителей власти. И даже не стоит говорить тратить время на то, чтобы говорить, что обычная предписанная конституцией смена власти во многих странах принимается как естественная норма. (Кстати, суд и наказание происходили согласно правилам, предписанным конституцией)
   
И все это: предъявляют законные требования к своим правителям, переизбирают власть, - не марсиане, а народ. Но мой знакомый сказал мне, что я одобряю пугачевщину, что у меня нет уважения к власти. И  нечего  радоваться смене руководителей.  При этом мой знакомый сам не руководитель. Но в этом. В особом уважении к святости власти и естественно в осуждении не уважающих власть он проявляет свой патриотизм.

А каков взгляд на святость власти. на возможность смены власти у самого властителя авторитарного типа.  А где ж ты такого найдешь?  Кто про себя скажет – я диктатор, я свой народ скручу в бараний рог? Никто. Гитлер говорил, что, убивая остальных он несет благо своему народу. И поэтому завоевал любовь своего народа, который послушав Гитлера. Согласился, что так и нужно. Что Освенцимы нужны для процветания Германии.
Значит, никто не называет себя тираном. Не тиран, а человек продвигающий свои планы, которые полезны всей стране.  «Никто не скажет, будто я тиран и сумасброд, за то, что к завтраку люблю хороший бутерброд» И российский президент демократ. У него свое видение всех этих импичментов и майданов. Он постоянно повторяет, что Зеленский нелегитимный. Ну а Лукашенко, ясное дело, легитимный.  И Путин насчет выступлений народа не   предусмотренных правителями, как-то сказал следующее:
«Почему одни страны и народы имеют такую привилегию – жить по закону в рамках стабильности, а другие обречены на перманентную революцию?» -- поставил риторический вопрос российский президент.
 Смысл высказывания президента понятен: остальные страны пытающиеся расширить «оранжевое пятно» за счет других постсоветских государств, должны просто губы от зависти кусать, гладя на российскую стабильность и законность.

Путин сказал об опасности майданов: «Нам это разве нужно?» Вероятно, он имел в виду не столько майданы, сколько смену власти, которая может последовать. Понятно, что такая смена власти не нужна самой власти. Но она. как показывают несколько последних лет, не нужна и россиянам. Они считают более законной, предпочтительной не насильственную смену власти, например, в Украине, силами украинцев, а насильственную смену власти силами российской армии. И конечно же россияне категорически против смены власти в России. По крайней мере так можно судить по оценкам социологов.

 И вот мой знакомый простой россиянин, патриот, сказал, что во всех грязных делах замешаны англосаксы. Я и сам неоднократно слышал про это по телевизору. В Непале, в Грузии и Украине - повсюду англосаксы.  И к бабке не ходи. Народ там за американские печенюшки мать родную продаст.  А Россию тем более. хотя какое отношение, казалось бы, независимые Украина и Грузия, а тем более Непал в делах соблюдения собственной конституции имеют к России? Но таково мнение россиян: у России нет границ, все «оранжевые» революции вредят России. Правда остается неясным за какие американские печенюшки американцы же критикуют Трампа и за какие печенюшки вынудили уйти в отставку Бориса Джонсона.

Мой знакомый не одинок в таком мнении. И боле того. Таково мнение большинства россиян. Это происки англосаксов, «это все придумал Черчилль в девятнадцатом году». А те либерастические блогеры, которые в каком-то микроскопе увидели очаг несогласия между властью и народом в России, вот они одиноки и слепы.  И подкуплены.  Нет в России никакого недовольства властью. По объективным исследованиям отечественных социологов наблюдается полная гармония мыслей правителя и народа. Рейтинг вождя зашкаливает. А если есть недовольство, то мелочами, вызванными скорее подрывными действиями либерастов, дерьмократов и клеветников.

Такое единство мнений власти и народа (типа знакомых: народ и партия едины) мне хотелось бы зафиксировать как имеющийся факт. И после этого можно вернуться и покопаться в мысли о том, достоин или не достоин народ правительства в какой-либо отдельно взятой стране. Выразим эту мысль так, как сказал Робеспьер: каков народ, такова и власть.

Что мы имеем в головах электората и правителя в стране, где правители меняются. 
 
 а) Правитель.

  У правителя в голове, что он избран на определенный срок, что ему за нарушения и этики и в экономике могут предъявить счет, что ему неизбежно придется столкнуться с критикой, что есть оппозиция, есть свободная пресса, и просто народ может выражать свое мнение. хотя бы в виде плебисцита. А вот он обвинять прессу за справедливую критику, а тем более обвинять народ, не имеет права.

б) Гражданин.

У гражданина в голове такие мысли: хоть он нередко беднее правителя, но у него, как гражданина, не меньше прав, и не меньшее чувство достоинства. И вот на какие особенности взглядов гражданина следует обратить внимание: гражданин, понимая, что если правитель не идеален, если правителя критикуют, министров критикуют, то в свою очередь, и правильность его гражданской о позиции может быть подвергнут критике. И он, гражданин, не может претендовать на идеальность, безупречность, величие.  Эго мнение – это не аксиома, это одно из мнений. Никакой неоспоримости в его мнении нет.
 
Дух неоспоримости, величия, идеальности, уникальности, подобен пуху постоянно взбиваемых подушек.  Его в демократических странах взбивают крайне аккуратно. Свободные СМИ постоянно проветривают помещение.  Так, чтобы в обществе атмосфера была чистой, дышалось хорошо. И от витающего пуха величия и уникальности не наступила аллергическая реакция. 

 И если вспомнить фразу: каков народ такова и власть, то в данном случае мы видим, что как власть не утверждает своей непогрешимости, так и электорат, и его части (республиканцы ли, демократы ли, правые, левые, националисты, интернационалисты, патриоты, космополиты) не претендует на непогрешимость. Соответственно, руководство страной не объявляет себя умом, честью и совестью эпохи. И народ, нация не настаивает на том, что она – ум честь и совесть.

Что же в мыслях электората и правителя в стране, где правители не меняются?

а) Правитель.

У правителя в голове, что раз уж он докарабкался до статуса обожествленного вождя, то нужно усиленно подавать себя выразителем чаяний всего народа. Плотью от плоти. Показать обывателю, что в нем он не должен сомневаться. Вождь перед народом должен являться в ореоле безупречного и непревзойденного идеала. Заступника перед богом и в ООН. Вождь вне критики. Но увы, в управляемой им стране возникают противоречия. Попробуй их реши. Никто не убережен от ошибок. И поэтому, чтобы не обвинили в ошибках, безошибочное решение – переключить внимание народа на его дух, традиционные ценности.  Дух — это не цены, зарплаты, пенсии, дороги и отопление. Это то, за что не ухватишь.  В цифрах не выразишь. Беспроигрышный вариант. Самое подкупающее - назвать дух народа великим и народ великим, благородным, народом-мессией И всходы дает.

б) Народ

 Несмотря на внутренние противоречия – сознание собственной уникальности это то, что объединяет народ объединенный одним лидером, отцом отечества. Когда оппозиция постоянно бушует в парламенте, какой тут тебе отец отечества. А когда оппозицию уже придавили.  Вот тут лидер по-отечески и похвалит народ за величие духа и несравнимую жертвенность. И разве народ после этого может упрекнуть лидера? За что? За то, что он объявил народ великим?  Разве скажут в народе: ну вы уж слишком загнули? Нет, народ, издавна привыкший к такой мысли, он ее будет взращивать. Он никогда не забывал о своем величии. Начиная от царя Гороха, от «неразумных хазар».  Причем, сознание величия жило в народе, каким бы ни был строй. Царский? Величие династии.  Социалистический? Величие социализма, гений основоположников. На данный момент уклон в веру? И вот уже и Христос – это исключительно наш бог. И великий философ современной России Александр Дугин извлекает с пыльных полок гений Иоанна Дамаскина. Потому что мы верим в него правильнее всех. И творим подвиги веры.

И вот величие взбивается, как большие подушки, а дух величия витает как пух, носится от народа к правителю, а от правителя к народу. И все этим дышат.  И столько уже духу, что не видно на два шага вперед.


Но вышеприведенное наблюдение можно назвать моментальной фотографией.  А ведь время идет. И народ завтра не умрет, и правитель собирается жить и править долго. Нужно рассмотреть, как это самое высказывание, что народ достоин своего правителя, - меняется во времени. И в тех странах, где власть регулярно переизбирается, и там, где власть зафиксировала себя навечно.
 
Там, где власть регулярно переизбирается, вопрос о том, какой будет диалог власти с народом через несколько лет, вообще не стоит.  Потому что через положенный срок, - а в коалиционных правительствах и того раньше, - пройдут выборы. И народ сам решит, каким будет следующий диалог.  Диалог может меняться. Но и у власти, и в народе, есть понимание, что власть можно сменить, и диалог будет уже другим. 

Другой вопрос с теми режимами, где правление вождя не ограничено. Где как в церковном браке: и в горе, и в радости вместе, пока бог не разлучит. При такой форме правления лидеру нужно постоянно и со все большим упорством убеждать электорат, что он ведет народ не к могильной плите, а в рай. Что, как в той песенке про прекрасную маркизу, все прекрасно, за исключеньем пустяка.
 
Но оказывается, что с народом, который так много подготовлен покорностью, это не сложно.  Народ верит своему правительству.  И тут в очередной раз подтверждается фраза, что народ достоин своего правительства. И если вдруг произойдет смена лидера либо в силу  естественных причин, либо в результате   дворцового переворота, а народ будет, как это заведено, на кухнях гадать, кто будет новым вождем, то и в этом случае народ достоин череды вождей - отцов народа, и национальной традиции их сменяемости.


Рецензии
«Философу» на диване

Вы вооружились цитатами великих, словно ребёнок, нацепивший дедушкин мундир, в надежде, что он придаст вам веса и значимости. Увы, мундир висит мешком, а из-за воротника торчит лишь ваша растерянность в перемешку с перекошенной улыбкой.
Вы пытаетесь рассуждать о судьбах народов, а на деле лишь транслируете застарелые обиды.

Вы с упоением перечисляете чужие мятежи, суды и импичменты, представляя их верхом гражданской доблести.

Вы, как левый анархист, восхищаетесь хаосом, именуя его "диалогом", и осуждаете наше спокойствие, называя его рабством. Какая дешёвая "нахальства" и пошлая подмена понятий!

Вы специально смешиваете разницу между силой духа с буйством толпы, а верность подменяете покорностью. Вы, "батенька" софист!

Вы говорите, что "каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает".

Что ж, в этом вы правы. Но выводы делаете, как жалкий троечник-школяр, не выучивший урока. По вашему, народы, что вы приводите в пример, мечутся от одного кризиса к другому, меняя имена и лица во власти, но не меняя сути своих бед.
По вашему, их «диалог» — это крик на базаре, где каждый тянет одеяло на себя.

Но позвольте вам напомнить известную фразу от Олега Табакова: "Такому рассказчику... щеку". Вы, за все ваши многолетние гадости в адрес русского народа заслуживаете место М.Казакова, которому сказал Табаков на сцене.

Запомни пасквилянт, Русский народ заслужил своё право на стабильность веками страданий и великих побед. Наш диалог с властью — не в уличных беспорядках, а в общем труде и общей судьбе. Наше единство, которое ты презрительно именуешь "гармонией", выковано в горниле истории. И тебе, с твоим мещанским аршином, этого не измерить.

Хватит подглядывать в наши окна.
Займись лучше наведением порядка в собственной голове, где, судя по мнолетнему творчеству, царит такой же майдан, какой ты навязаешь нашему Отечеству.

Подводя итог - вырисовывается диагноз:
Параноидная шизофрении, парафренический тип заболевания, периодическое помутнение сознания с элементами беснования.

Обоснование:
Диагноз поставлен на основании длительного общения с пациентом с автором (переписка и дискуссии более года). Также учитывались его творческие работы, манера и аргументация в спорах с оппонентами, постоянство и упертость в предпочитании темы русофобии (иногда хорошо замаскированной).
В стихах и прозе, неоднократно прослеживаются оскорбительные высказывания в адрес россиян (рабы, лизожопы, мухи и т.д.) и руководителей, называет их тиранами.

В творчестве присутствуют элементы фантазии и мании величия.
В общении типичны - искажённое восприятие окружающей действительности, нарушение логики в суждениях и высказываниях, фантастические бредовые идеи, ощущение собственной уникальности, вера в способность формировать взгляды людей.
Также на лицо - раздвоение сознания: периодическая умелая маскировка под маской патриота или глуповатого обывателя.
Не адекватен, т.к. иногда замахивается на святыни, не понимая что это чревато УК РФ.

Вот такой вот кекс из Беэр-Шевы.
Такое впечатление, что вы косите под дурака (как математик, который доказал,
что ноль > ноля), прикрываясь цитатами других людей. Вы аванс что-ли отрабатываете??

"Экспромт"

Он мнит себя — Вольтер, Руссо, Гомер,
Но желчь его — лишь поза и манер.
Наш Колос пишет, будто он — мессер.
Такому «таланту» — пора в диспансер!

PS: это вам, автор, в качестве моей бесплатной рекламы.

Тихон Чикамасов   20.11.2025 09:54     Заявить о нарушении
"Наш диалог с властью — не в уличных беспорядках, а в общем труде и общей судьбе." красивая фраза, только нужно уточнить. общий труд и судьба кого с кем. если речь о диалоге народа с властью, получается что у вас и путина общий труд и общая судьба?

Леонид Колос   20.11.2025 11:09   Заявить о нарушении
Да чудак у меня с В.В.Путиным общая судьба. А у тебя, Леонид, где твоей попе теплей с тем и судьба общая?
Ты несчастный пилигрим, без родины и без судьбы! Твое молчание - знак согласия.

Тихон Чикамасов   20.11.2025 13:08   Заявить о нарушении
у тебя с Путиным общее дело? и жилплощадь, и любовницы, и судьбы детей, и еда? муха на воле говорит: мы пахали. а я вот не говорю что у меня с Нетаньяху общее дело. ни я ни другие. тут так никто не думает. я все же больше на клинический бред реагировать не буду.

Леонид Колос   20.11.2025 13:44   Заявить о нарушении
Ответ мелкому лавочнику.

Леонид! Как же приземлён твой взгляд. Ты, подобно мухе, жужжащей над навозной кучей, ищешь лишь материальную сторону бытия. Пока орёл парит в небесах, разделяя с бурей и солнцем величие стихии, ты считаешь крошки на скатерти.

Судьба — это не общая трапеза и не дачное соседство.
Судьба — это общий путь, общая боль и общая слава. Когда Отечество в опасности, судьба солдата и генерала едина.

Когда строится великая держава, судьба каменщика и правителя сплетается в одном узоре. Ты же, в своём стремлении всё опошлить, уподобился тому глупцу, что, глядя на икону, рассуждает лишь о цене доски и краски.

Не трудись больше отвечать мне, потому что ты глупый оппонент, мелишь чушь, смешал духовное и материальное. Твоя дурь видна всем и твои личные представления об общей судьбе с Президентом увидел не только я.

Ваш клинический материализм мне понятен и неинтересен. Я был лучшего мнения о твоей персоне, а ты оказался мелким лавочником!!
Пребывайте в своём мирке счетов и сплетен.

Тихон Чикамасов   20.11.2025 18:37   Заявить о нарушении
ну так и ты не трудись пахать не этом поле. кроме крикливого навоза. бреда и криков мы пахали ничего путного. ты кричишь о строительстве державы. твои великие зодчие имеют народ как крепостных, как пушечное мясо

Леонид Колос   20.11.2025 18:46   Заявить о нарушении
Леонид, поясните: чей и какой народ "имеют наши великие зодчие"?

Вы меня забавляете, ей-богу!
В моём спокойном ответе вы расслышали «крики» и «бред». Это говорит лишь о том, что крик и бред царят на вашем чердаке, вам пора там прибраться...
А крики не надо приписывать другим, это как зеркало, которое отражает гримасу того, кто в него смотрится. И это Леня Колос, да еще похоже в состоянии опьянения...

Вы, "любезный друг" говорите о 2крепостных и пушечном мясе"?
Какие избитые, затасканные слова! Их, обычно, некоторые представители народа, достают из пыльного сундука всякий раз, когда хотят оклеветать другой, великий народ, который во все времена служил своему Отечеству не за страх, а за совесть.

Служение — вот слово, которое вам неведомо. Вы видите лишь рабство, т.к. сами мыслите, как раб, — раб своей желчи и своих обид.

Диалог с нетрезвым оппонентом, да еще и с помраченным сознанием - подобен попытке объяснить слепому от рождения, что такое багрянец заката.
Живите, любезный, в своём сумрачном мире, полном криков, навоза и соответствующего амбре.
Вы не в состоянии вести дискуссию, я это вижу. Вы, судя по последнему отзыву подшофе.
Три в одном стакане - это ваш удел. Вы еще скажите про ошибки в письме.

Наш Колос брызжет бранной слизью,
Про «крепостных» и про «навоз»,
Но пахнет от его коллизий.
Лишь тем, что сам он произнёс.

Может вы переведете на русский язык ваш последние перлы? Это вы о чем?
Тихон Чикамасов 20.11.2025 20:32

Тихон Чикамасов   20.11.2025 20:56   Заявить о нарушении