Форма процесса

Эммануил Кант в книге «Историческое описание постепенного установления верховенства доброго начала на Земле» писал, что универсальность христианства основана на том, что учение Христа - это нравственные наставления, а не законничество:

"Христианство обладает тем великим преимуществом перед иудаизмом, что его представляют исходящим из уст первого Учителя не как установленную законом, а как нравственную религию, и таким образом вступающим в теснейшую связь с разумом. Благодаря этому оно могло распространяться само собой, без исторического обучения, во все времена и среди всех народов с величайшей достоверностью. (Кн. IV, разд. I, ii)"

———

Ницше осуждал христианскую мораль, исходя из убеждения, что евреи представляют собой высшую расу. Например, в «По ту сторону добра и зла» (1886) он пишет:

"В еврейском «Ветхом Завете», книге божественной справедливости, есть люди, вещи и изречения такого огромного масштаба, что греческая и индийская литература не могут с ней сравняться. … Соединить этот Новый Завет (своего рода рококо вкуса во всех отношениях) с Ветхим Заветом в одну книгу - как «Библию», как «Книгу в себе» - это, возможно, величайшая дерзость и «грех против Духа», который литературная Европа имеет на своей совести. (Гл. III)"

———

Я не первый раз слышу, что Ветхий Завет глубже Нового. Но почему же тогда Библия включает обе книги? На самом деле они неразрывны. Христос взял Закон из Ветхого Завета и преобразовал его в нравственные истины, которые и формируют мир. Образно говоря, ВЗ - это корабль, а НЗ - его двигатель.

А если заглянуть глубже, в философские основания, придётся признать: вещей как таковых не существует, есть только формы процессов. Всё непрерывно меняется. Даже мы каждую секунду теряем миллионы клеток и столько же получаем новых, а потом и вовсе  стареем… В такой парадигме «двигатель», то есть Новый Завет Христа, является процессом, продолжающим и раскрывающим Закон из Ветхого Завета.


Рецензии