13. Одесская наступательная операция

     13.Одесская наступательная операция (26 марта ; 14 апреля 1944 года)

     Практически без оперативной паузы наземные войска Юго-Западного фронта, тесня части 6-йармии немцев и 3-й армии румын, развивают успех по освобождению Правобережной Украины в направлении городов Николаев, Одесса. 288 ИАД прикрывает войска 8-й гвардейской армии и 6-й армии на левом фланге 3-го Украинского фронта на Одесском направлении.

     659 ИАП, продвигаясь вслед за наземными войсками, совершает боевые вылеты с аэродромов: Ново-Полтавка (с 25.03.44), Старая Кантакузенка (с 05.04.44), Рауховка (с 10.04.44), Застава (с 15.04.-10.05.44).

     Города Херсон 13 марта и Николаев 28 марта наши войска с ходу освободили от врага. К 10 часам утра 10 апреля Одесса была полностью в руках советских войск.

     Раскисшие полевые аэродромы, и удалённость базирования снабженческих структур, стремительное продвижение наших войск затрудняло своевременность обеспечения полков дивизии горюче-смазочными материалами и боеприпасами. Тем не менее, полки оказывали существенную помощь войскам, нанося удары по опорным пунктам, переправам, отходящим колоннам, железнодорожным узлам противника.

     30 марта аэродром Ново-Полтавка. 659 ИАП 18-ю самолётами совершил 37 самолётовылетов на прикрытие наземных войск. Из Журнала боевых действий 288 ИАД:

     «Задание выполнено, проведено 2 групповых воздушных боя, сбито 2 ФВ-190, 2 Ю-87, подбит 1 Ю-88.
     17630 Н=2000м. 4 ЯК, ведущий лейтенант Твердохлебов, во время прикрытия наземных войск в районе Домашевка, Стрюково были направлены рацией «Вулкан-2» в район Кошары, где 18 Ю-87 под прикрытием 6 ФВ-190 бомбардировали наши войска. 4 ЯК вступили в воздушный бой.
     Лейтенант Твердохлебов на вираже сбоку сзади под ракурсом 1\4 сбил 1 ФВ-190, который горящим упал 4 км с\з Кошары.
Лейтенант Таран, преследуя ФВ-190, с курсом 270 ушёл в облачность и с задания не вернулся.
     Мл. лейтенант Морозов атакой сверху сзади зажёг 1Ю-87, который горящим упал 4 км южнее Кошары.
     Мл. лейтенант Мацкевич атакой сзади сбоку с дистанции 200-100м. длинной очередью сбил 1 Ю-87, который развалился в воздухе.
     Мл. лейтенант Морозов на лобовых атаках сбил 1 ВФ-190, который развалился в воздухе.
     С боевого задания не вернулся мл. лейтенант Мацкевич, по докладу лейтенанта Твердохлебова- предположительно произвел вынужденную посадку в районе Баштанка».

     За 21 день участия в Одесской наступательной операции полком совершено 337 самолетовылетов в основном на прикрытие наших наземных войск, свободную охоту и разведку. Проведено 3 воздушных боя. Победителями стали:
- Лейтенант Твердохлебов А. И. 1923, сбил 1 самолёта противника 30.03.44;   
- Мл. лейтенант Мацкевич Эдуард Томашевич 1922, сбил самолёт противника 30.03.44 и в этом же бою пропал без вести.

     Одесская наступательная операция закончилась 14 апреля, но не закончилась война. Дивизия, в составе трёх полков, продолжает прикрывать 46-ю армию, завязшую в раскисших дорогах и трудных боях с немецко-румынскими войсками.

     20 апреля. Как следует из записей в Журнале боевых действий полка, при возвращении с боевого задания неизвестные самолёты типа ЯК, внезапно из-за облаков атаковали самолёт мл. лейтенанта Галич Николая Ивановича 1922. Самолет был подожжен, летчик выбросился с парашютом, был ранен и обожжён. Был сбит и самолет лейтенанта Твердохлебова Андрея Ивановича 1923. Летчик выпрыгнул с парашютом, но из-за поврежденной лямки парашюта погиб от удара о землю.
   
Командир звена лейтенант Твердохлебов Андрей Иванович
Родился в 1923 году в городе Степанокерт.
В Красную Армию призван Пятигорским РВК в 1940 году. Летчик полка с 12.08.1943года.
Их наградного листа орденом «Красное Знамя» от 29 марта 1944 года: «За период участия на Юго-Западном и 3 Украинским фронтах с 12.08.43 г. по настоящее время .. произвел 91 успешный боевой вылет на прикрытие штурмовиков ИЛ-2, штурмовку войск и аэродромов противника. А проведенных 10 групповых и 1 индивидуальном воздушных боях сбил лично 3 и в группе 2 самолета противника».
Награды: ордена «Отечественная война» второй степени -28.09.43 и «Красного Знамени» -30.05.1944г.;
Погиб при выполнении боевого задания 20.04.1944года.
Похоронен: г. Одесса, Алексеевская площадь, с восточной стороны братской могилы.

     В Журнале боевых действий дивизии описан один из самых напряжённых дней, а именно, 25 апреля, полк 20-ю самолётами совершил 61 самолётовылет на прикрытие наземных войск и разведку:

     «Задание выполнено. Проведено 4 групповых воздушных боя в которых сбито 5 ХЕ-111, 1 ФВ-189, 1 МЕ-109. Штурмовыми действиями на земле зажжён 1 Ю-52.
07:15 Н=50м. 2 ЯК ведущий ст. лейтенант Фролов при вылете на разведку в районе Молдавка встретили 1 ФВ-189, идущий курсом 270. Ведомый мл. лейтенант Ачитков атакой сзади сверху под ракурсом 0\4 зажёг самолёт противника, который упал 2-3 км ю-з Молдавка.
     11:15-12:10 Н=3500м. 4 ЯК ведущий командир АЭ ст. лейтенант Борисов во время прикрытия наземный войск 46 Армии в районе Капанка встретили 3 группы бомбардировщиков противника, идущие на Н=2000 – 3000м. с интервалом 200м. между группами, под прикрытием 6 МЕ-109, первая и вторая по 10 ХЕ-111, третья 12 Ю-88 с курсом 45
     4 ЯК сверху сзади атаковали первую, затем вторую группу бомбардировщиков. В воздушном бою лейтенант Таран сбил 1 ХЕ-111, который упал 500м восточнее п. Капанка. Ст. лейтенант Филонов атакой сзади сверху сбил 1 ХЕ-111, второго таранил, ХЕ-111, с отрубленным хвостом, разрушаясь в воздухе, упал на землю. Ст. лейтенант Филонов с боевого задания не вернулся.
Всего в воздушном бою, по подтверждению наземных войск, сбито 5 ХЕ-111, из которых одного таранил ст. лейтенант Филонов.
     17:30 4 ЯК ведущий лейтенант Трушин во время прикрытия наземный войск на Н=3000м. встретили 9 Ю-88 под прикрытием 4 МЕ-109. Ст. лейтенант Павловский в паре с мл. лейтенантом Чихиркиным атаковали группу Ю-88, после второй атаки ведомый утерял мл. лейтенанта Чихиркина, который с боевого задания не вернулся.
     Лейтенант Трушин в паре с мл. лейтенантом Ачитковым вели бой с 4 МЕ-109. Атакой снизу под ракурсом 2\4 лейтенант Трушин сбил 1 МЕ-109, который беспорядочно теряя высоту, упал 2 км. ю-в Карагасан».

Летчик старший мл. лейтенант Чихиркин Степан Тихонович
Родился в 1923году на хуторе Московский Ростовской области.               
В Красную Армию призван Таганрогским РВК Ростовской области в 1941 году. В полку с 01.06.1943г.
Из наградного листа к представлению награждения орденом «Красного Знамени» от 29 марта 1944 года:
«Участвует в Отечественной войне на Юго-Западном и 3 Украинским фронтах с 1 июня 1943 года по настоящее время.
За этот период произвел 110 успешных вылетов на прикрытие наших войск, сопровождение штурмовиков и разведку. В проведенных 10 групповых воздушных боях лично сбил 2 и в группе 2 самолета противника. В одной из штурмовок им лично сожжен 1 самолёт противника».
Награжден орденами: «Красной Звезды» -11.08.43; «Красного Знамени» - 30.05.1944году. Не вернулся с боевого задания 25.04.1944года.

Выполняя боевые задания с 16 по 30 апреля полк произвёл 290 самолётовылетов, 9 воздушных боёв, сбил 10 самолётов. Победителями были:
Лейтенант Копиченко А.А. 1920, сбил самолёт противника 18.04.44.
1.Ст. лейтенант Павловский И.М. 1923, сбил самолёт противника18.04.44.
2.Мл. лейтенант Морозов Л.С. 1922, сбил самолёт противника18.04.44.
3.Лейтенант Таран И.С. 1922, сбил самолёт противника 25.04.44.
4.Ст. лейтенант Борисов Б.П. 1922, сбил самолёт противника 25.04.44.
5.Мл. лейтенант Морозов И.А. 1922, сбил самолёт противника25.04.44.
6.Лейтенант Трушин И.П. 1918 ,сбил самолёт противника 25.04.44.
7.Ст. лейтенант Павловский И.М. 1923, сбил самолёт противника 26.04.44.
8.Ст. лейтенант Филонов М.М. 1915, сбил 2 самолёта противника (один сбит, один таран)25.04.44.

     Свои потери:Выполняя боевые задания погибли в воздушных боях:

1.Мл. лейтенант Чихиркин Степан Тихонович 1923, не вернулся с боевого задания 25.04.44.
2.Лейтенант Твердохлебов Андрей Иванович 1923 погиб 20.04.44.
3.Лейтенант Капранов Иван Федорович 1923, умер 18 апреля в госпитале после аварии
4.Ст. лейтенант Филонов Михаил Максимович 1915, погиб при совершении тарана вражеского самолёта 25.04.44.

Зам. командира АЭ ст. лейтенант Филонов Михаил Максимович
Родился в городе Макеевка Донецкой области в 1915 году.
Участник Великой Отечественной войны с 05.02.1942года, в полку с 13.06.1942 года.
 
     Выписка из формуляра полка. Раздел «Описание подвигов и заслуг летчиков и техников полка»:
«Заместитель командира авиаэскадрильи лейтенант Филонов Михаил Максимович
Рождения 1915 г., русский, член ВКП\б с 1942 года. Образование: общее- 7 классов, военное- ВШП в 1941 г. В Красной армии с 1937 г. В занимаемой должности с 15.05.43г.
За период участия в Отечественной войне с 28.10.42г. Произвел 149 боевых вылетов. В проведенных 5 воздушных боях сбил лично 3 и в группе 7 самолетов противника, проявив при этом себя отважным, мужественным сыном своей родины.
Мастерством воздушного боя за период участия на фронтах овладел в совершенстве.
За проявленные мужество и отвагу в воздушных боях с немецкими захватчиками сбитые самолеты противника награжден орденами Красное Знамя и Красная Звезда».

     Из наградного листа на присвоение звания «Герой Советского Союза» от 16 мая 1944 года:
«Участвуя в отечественной войне в составе 659 ИАП с 13.06.42г. … произвел 182 успешных боевых вылета с налетом 184 часа 25 мин. Из них 29 штурмовок по колоннам противника, которому принес большой ущерб в технике и живой силе врага, произвел 51 воздушный бой, в результате которых сбил лично 6 и 1 таран и в группе 7 самолетов противника, причем 123 боевых вылета произведено ведущим группы».

    Старшим начальником по этому представлению было принято решение -наградить орденом «Отечественная война» первой степени посмертно.

     Награжден орденами: «Красной Звезды»-13.01.43; «Красного Знамени»-21.03.43; «Александра Невского». -06.03.44; «Отечественная война» 1 ст. -30.05.44. Медалью «За оборону Сталинграда».

    
Погиб при совершении тарана вражеского самолета 25.04.1944года.
Летчик 1АЭ лейтенант Капранов Иван Федорович
Родился в 1923году в деревне Власково, Московской области
В Красной Армии с 1941 года, призван Дмитровским РВК Московской области, в полку с 13.08.1942 года.
Из наградного листа на орден «Отечественная война» второй степени от 01 04.1944года:
«За короткий промежуток времени пребывания на фронте приобрел хороший боевой опыт и завоевал славу лучшего летчика-истребителя, совершил 48 успешных боевых вылета на сопровождение штурмовиков ИЛ-2, прикрытие наземных войск и важных объектов. Участвовал в 7 групповых воздушных боях, в которых сбил лично 3 самолета противника».
Награжден орденами: «Красной Звезды»- 11.09.43; «Отечественная война» 2 ст. -12.05.1944 года. Умер после ранения в госпитале 493 18.04.1944 года. Похоронен на кладбище станции Раздельная Одесской области.

                Разное.
     Некоторые события, выходящие за рамки повседневной деятельности, происшедшие в 288 ИАД в апреле 1944 года.

     С туристическим визитом в частях 17 ВА побывал Пьер Жюль Кот (1895–1977)— французский политический деятель. Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1953).
     19 апреля, убывающий в Москву самолёт ЛИ-2 с делегацией на борту, прикрывали 6 истребителей во главе с ведущим командиром полка майором Смешковым. Лётчики были поощрены командованием.

     Кулико;во По;ле — одна из самых больших исторических площадей Одессы, расположенная недалеко от железнодорожного вокзала. 23 апреля 659 ИАП совершил 12-ю самолётами 12 самолётовылетов для прикрытия митинга, прошедшего на площади, и в котором принимал участие, будучи в статусе секретаря ЦК КП(б) Украины, генерал-майор Н. С. Хрущёв.

     Начиная с января 1944 года, соединения 3-го Украинского фронта прошли с боями свыше 500 километров от правобережья Днепра к Днестру без передышки, в условиях весенней распутицы, чтобы не дать гитлеровцам занять оборону. Выйдя на рубеж реки Днестр, наши войска столкнулись с глубокоэшелонированной обороной на правом берегу. Войскам 3-го Украинского фронта необходимо было доукомплектоваться людьми и техникой. Наряду с этим, командование проводит мероприятия по дезинформации противника, в свете планируемой Яссо-Кишинёвской операции.  Весь остаток апреля, май, июнь и июль проходит порой в ожесточённых боестолкновениях, носящих с обеих сторон как наступательный, так и контрнаступательный характер, не приводящих к тактическому успеху. 

     Май прошёл в напряжённом ритме. Полк дислоцировался на аэродроме Застава 2, а с 12 мая по 8 июля с аэродрома Ново-Савицкое.  Полки дивизии, чтобы прийти к однотипности, обмениваются истребителями. Так, 659 ИАП укомплектован ЯК-9т, 866 ИАП -ЯК-1, 897 ИАП-ЯК-9т и Як-7б.

     Приказом командира 659 ИАП от 05 мая 1944 года № 015 «О зачислении в боевой состав и об исключении и списании из боевого состава самолёты и моторы» в штат полка введено 28 ЯК-9Т и 4 ЯК-7Б.

     Войска противника контратакуют позиции 8-й гвардейской армии и 5-й армии, зацепившихся за плацдармы на правом берегу реки Днестр. Самолёты полка прикрывают вылеты бомбардировщиков 244 БАД, проводят штурмовые действия вражеских позиций.
В начале месяца по погодным условиям полк не летал. В такие дни опытным лётчикам разрешалось проводить вылеты на свободную охоту на глубину до 250 км. Проводилась командирская подготовка как по планам полка, так и в масштабах дивизии, при этом большая часть времени отводилась освоению нового истребителя ЯК-9т (танковый).  Технический состав занимался восстановлением техники.
 
     По итогам обучения 25 мая командир полка приказом по части № 020 допустил к внеаэродромным полётам лётчиков:
1.Младшего лейтенанта Ищенко В. И.
2.Младшего лейтенанта Морозова Н. А.
3.Младшего лейтенанта Семикина Н. С.
4.Младшего лейтенанта Андреева А.Е.
5.Младшего лейтенанта Галкина Н. И.
6.МладшеМладшего лейтенанта Зозуля В.П.
8.Младшего лейтенанта Роговского В.М.
9.Младшего лейтенанта Посашкова И.Н.
10.Младшего лейтенанта Буйкевич А.К.
 
     Для тренировок в ночное время и освоения самолётов ЯК-9т девять экипажей перелетели на аэродром Тузла.

     Майор Смешков принял участие в сборах командиров полков на аэродроме базирования управления 288 ИАД Раздельная, на которых проверялись знания по материальной части, эксплуатации. По итогам командиры полков демонстрировали свои умения применять оружие истребителей по щитам. За отличные показатели стрельбы по мишеням командир дивизии приказом объявил благодарность майору Смешкову.
 
     Представители полка: зам. командира полка капитан Мошин и командир АЭ капитан Тайч 28 мая участвовали в лётной конференции 244 БАД, на которой рассматривался вопрос «Взаимодействия бомбардировщиков с истребителями сопровождения».

     За весь май полк совершил 413 самолётовылетов. (Из них, при каждом свободном часе, обкатывали молодёжь – совершено 104 учебно-тренировочных полёта).
Проведено 9 воздушных боёв, сбито 11 самолётов противника:

1.Мл. лейтенант Морозов (не удалось определить, кто из Морозовых), сбил(и) три самолёта противника 11,15, 19.05.
2.Лейтенант Копиченко А.А. 1920, сбил самолёт противника 15.05.44.
3.Ст. лейтенант Павловский И.М. 1923, сбил самолёт противника19.05.44.
4.Лейтенант Анохин Б.И. 1923, сбил самолёт противника15.05.44.
5.Мл. лейтенант Ачитков М.А 1922, сбил самолёт противника15.05.44.
6.Ст. лейтенант Тайч М.С. 1920, сбил самолётпротивника19.05.44.
7.Ст. лейтенант Фетисенко А.Н. 1913, сбил самолёт противника 19.05.44.
8.Ст. лейтенант Фролов А. П. 1921, сбил 2 самолёта противника 16, 20.05.

      При разных обстоятельствах разбили— это и в воздушном бою, после парашютирования лётчиками мл. лейтенантами Никитиным, Ищенко, и в ходе УТП лётчиками мл. лейтенантами Морозовым Н., Зозуля. У лейтенанта Анохина при посадке сгорел самолёт в результате утечки топлива, всего - 5 самолётов ЯК.

     25 мая потеряли летчика мл. лейтенанта Лагутина Павла Ивановича 1920-погиб в воздушном бою. Место падения самолета неизвестно.

Летчик 3 АЭ,мл. лейтенант Лагутин Павел Иванович
Родился в с. Краснополье Орловский района Тамбовской обл. в 1920 году.
В красную Армию добровольно призван Тамбовским РВК. В полку с 13.08.1943 года

     У руководящего состава ВВС страны, вместе с управленческим опытом, полученным в ходе войны, приходит понимание необходимости изучения причин гибели лётного состава и техники. Как результат, впервые в архивных документах появился материал расследования гибели лётчиков и факта утери самолётов, акты списания самолётов, моторов и парашютов, с соблюдением определённых алгоритмов.

                Разное.
     Описание боя, проведённого лётчиками 897 ИАП 14 мая:

     «11:00-12:20 4 ЯК, ведущий командир авиаэскадрильи ст. лейтенант Чугунов при сопровождении группы ИЛ-2 в район Ташлык вели воздушный бой с 3 ФВ-190. Ст. лейтенант Каравай на лобовых атаках под ракурсом 1\4 сбил 1 ФВ-190, который упал в районе Пугочены, мл. лейтенант Тимченко на встречных курсах атаковал, в затем таранил 1 ФВ-190, самолёты загорелись в воздухе и упали 4 км. западнее Пугочены».

     Воздушный таран - наиболее решительная, бескомпромиссная форма воздушного боя. На память приходит имя штабс-капитана Нестерова Петра Николаевича, впервые выполнившего 27 августа (9 сентября по н.с.) 1913 г.в небе «мёртвую петлю» и тоже впервые мире, спустя год, осуществившего воздушный таран. Петр Николаевич в результате тарана вражеского самолёта погиб.
 
     Погиб и мл. лейтенант Тимченко Михаил Остапович 1921г.р. в результате совершённого лобового тарана вражеского самолёта.
 
     Я не могу найти ответ: воздушный таран — это геройский поступок или молодецкая бесшабашность? Это героический поступок или кураж? Это победа или поражение? Кто проиграл, и кто выиграл? У чьей матери слёзы горше?

     Лётчики полка проводили ознакомительную поездку на аэродром 295 ИАД 9 САК в посёлок Тростянец для знакомства со станцией «Редут», который являлся первым отечественным импульсным радиолокатором с дальностью обнаружения летящих самолётов на удалении 200–210 км.

     Поменялся формат ведения Журнала боевых действий дивизии, с 27 мая вместо рукописных записей используется машинописный текст

     Отец. Выписка из наградного листа лейтенанта Трушина Ивана Павловича командира звена 659 ИАП от 17 мая 1944 года:

      «Участвуя в Отечественной войне в составе 659 ИАП за период с 14 августа 1943 года по настоящее время лично произвёл 62 успешных боевых вылета на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и разведку. В проведённых воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника.
     Мужественный, смелый лётчик-истребитель, всегда готов на выполнение любого задания командования. Горит желанием скорее разбить ненавистных захватчиков.
     За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, произведённые 62 успешных боевых вылета, сбитый лично 1 самолёт противника, смелость и мужество, проявленное в воздушных боях, достоин правительственной награды – ордена Красное Знамя».

     Июнь 1944 года для 288 ИАД в целом и для 659 ИАП в частности прошёл, можно сказать, условно в комфортных условиях. С конца мая начальник Оперативного отдела дивизии в Журнале боевых действий делает повторяющиеся записи о том, что линия фронта без изменений, авиация противника, кроме полётов самолётов-разведчиков, активности не проявляет.

     Полки дивизии по очереди производят боевые вылеты. А именно, два полка занимаются учебно-боевой подготовкой, один полк совершает разведывательные полёты, полёты на свободную охоту. Во всех полках организовано дежурство экипажей, находящихся в готовности №1 к вылету по команде, переданной по радио или «по зрячему».

     Учитывая, что в 659 ИАП есть лётчики, подготовленные к выполнению боевых задач в ночное время, им вменены ночные дежурства по прикрытию аэроузла дивизии и станции Раздельная, вылеты на свободную охоту в ранние утренние часы.

     Всего в июне полком произведено 347 боевых вылетов, проведено 2 безрезультатных для себя воздушных боя.
     Был потерян 1 ЯК, которым пилотировал ст. лейтенант Павловский. 27 июня в воздушном бою самолёт был подбит. В горящем самолёте пилот произвёл вынужденную посадку с убранными шасси. Самолёт сгорел на земле, ст. лейтенант Павловский остался невредим.

     Выписка из формуляра полка. Раздел «Описание подвигов и заслуг летчиков и техников полка»:

«Зам командира АЗ лейтенант Павловский Илья Михайлович
Рождения 1923г., уроженец Сталинградской области Ждановского района, село Коростено, русский, член ВКП\б с 1944 г Окончил 7 классов средней школы и Амавирскую военную авиационную школу пилотов в 1942г. В Красной армии с 1941 года. В ВВС с 1941 года участник Отечественной войны с 29 октября 1942 года.
За период пребывания на фронте Отечественной войны с  28. 10.42 по настоящее время произвел 183 боевых вылета, в воздушных боях сбил  лично 6 и в группе 16 самолетов противника.
В период освобождения Донбасса от немецких захватчиков тов. Павловский проявил себя отважным, героическим, смелым воздушным бойцом – офицером, беззаветно преданным своей Родине.
Не один десяток раз вступая со своею группой в бой с фашистскими стервятниками, численно превосходящими в 2-3 раза, и всегда выходил победителем, не имея своих потерь.
За мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях и сбитые лично 6 и в группе 10 самолетов противника награжден орденом Красное Знамя и Красная Звезда».
Майору Павловскому И.М. звание Героя Советского Союза присвоено после окончания войны, 18 августа 1945 года.

     659 ИАП находится на аэродроме Кошары (08.07.-18.08.44) Основной упор в подготовке лётчиков сделан на изучение самолёта ЯК-9д (дальний), изучение района предстоящих боевых действий на территории Бессарабии и Румынии, и учебно-тренировочные полёты. Произведено 240 учебных самолётовылетов.  Закончились ночные УТП на аэродроме Тузла, продолжавшиеся с 28 мая. 11 июня самолёты вернулись на основной аэродром полка.

     Воспользовавшись оперативной паузой, учатся и сухопутные войска фронта. В частности, проводят тактические учения 37-йармии (8 июня) и 4-го гвардейского механизированного корпуса (27 июня), которые с воздуха прикрывают самолёты полка.

     Офицеры управлений 17-й ВА и 288 ИАД организовывают проведение занятий, проверяют ведение документации в полках дивизии. Подводят итоги боевой работы и учёбы.

     Читателю будет интересно посмотреть на боевую работу, как говорится, глазами начальства. Текст доклада полковника Смирнова на совещании командования полков дивизии 05 июня 1944 года приведен из Журнала боевых действий дивизии:

     «За первое полугодие 1944 года дивизия участвовала в ряде операций, где во взаимодействии с другими видами авиации и самостоятельно содействовала наступлению наземных войск.
Апостоловская и Николаевская операции проводились с 30.01. по 10.02.44. Операция проводилась в условиях весенней распутицы и бездорожья, что в значительной мере затрудняло отход противнику. Плохие метеоусловия и ограниченно пригодные к полётам полевые аэродромы значительно затрудняли ведение боевой работы частям дивизии. Участие дивизии в этой операции дало начало работе в сложных метеоусловиях при низкой облачности, видимости до 2-4 км и широкому использованию истребителей для штурмовки живой силы и техники противника. В этой операции частям дивизии уничтожено и повреждено только автомашин до 400 штук.
Криворожская операция проводилась также при плохих метеоусловиях, но лётный состав уже имел достаточную подготовку, с поставленными задачами части справились.
     Вслед за Криворожской операцией последовала Николаевская, в которой наземные войска разгромили Снигиревско-Березнеговатскую группировку войск 6 Армии немцев, заняли города Херсон, Николаев, Вознесенск и вышли на реку Южный Буг.
Только благодаря исключительно серьёзному подходу командира 659 ИАП майора Смешкова к выполнению поставленных задач, несмотря на большие трудности, сопряжённые с удалённостью пригодного к ведению единственного аэродрома Мокрое от района боевых действий, плохие метеоусловия и сильную магнитную аномалию в районе боевых действий, поставленные боевые задачи были выполнены при минимальных потерях, хотя и были встречи с воздушным противником (штурмовиками ФВ-190).
Числа 10 марта 659 ИАП и часть 866 ИАП были пересажены на аэродром Кривой Рог с взлётно-посадочной полосой, где при большой загруженности аэродрома, ограниченных размерах полосы боевая работа была сильно затруднена. Принятые меры по установлению надлежащего порядка и дисциплины содействовали тому, что дивизия имела незначительные потери.
     Участвуя в Тираспольско-Одесской операции, дивизия базировалась на хороших аэродромах: Старая Кантауровка, Рауховка, внимание лётного состава было ослаблено, и дивизия имела ощутимые потери, часть из них по вине лётного состава. К концу операции дивизия работала со значительным напряжением из-за недостатка ГСМ, которые подбрасывались авиатранспортом из-за бездорожья.
     За отличное выполнение боевых заданий в период Одесской операции дивизия награждена орденом Суворова 2 степени.
     Далее полковник Смирнов анализирует проведённую боевую работу по таблицам, графикам и диаграммам. Детально останавливается на своих потерях, особенно не боевых, указывает на необходимость принятия всех мер по изжитию небоевых потерь. Полковник Калошин докладывает данные: боевых самолётовылетов на одну потерю лётчика и самолёта по полкам.
     Полковник Смирнов указал на необходимость повышения требовательности начальниками всех уровней к подчинённым. Нередки случаи, когда мелкие дисциплинарные проступки приводят к серьёзным нарушениям дисциплины. Надо принять все меры по укреплению дисциплины».

     Ещё одна сокращённая запись доклада, сделанного 22 июня командиром дивизии полковником Смирновым, на совещании с командирами полков по вопросам аварийности в частях за май, июнь:

     «В период затишья аварийность больше, чем в период серьёзных операций и напряжённой боевой работы. До сего времени дивизия в числе передовых соединений, но аварийность может испортить завоёванную неплохую репутацию.
     Награждение двумя орденами нас обязывает работать так, чтобы умножать боевую славу. Повседневно укреплять дисциплину, глубоко анализировать проводимые полёты, точно выполнять все приказы и директивы вышестоящих штабов, которые направлены на ликвидацию аварийности чрезвычайных происшествий. Организация УТП, руководство ими, меры предупреждения (сигналы ракетами, полотнищами, радио) не всегда используются.
      Останавливаясь на каждой небоевой потере, полковник Смирнов требует от командиров полков привлечения к ответственности виновников происшествий с потерей материальной части. По каждому происшествию вести расследование, виновников привлекать к строжайшей ответственности. Пренебрегая указаниями, лётчики садятся вынужденно с выпущенными шасси, бьют машины. Как исключение, могут быть случаи, когда невозможно выяснить причину. Технику пилотирования от лётчика серьёзно не требуют, только записывают в лётные книжки проверки, за вылетающими экипажами никто не наблюдает. Так потерпел катастрофу на четвёртом развороте мл. лейтенант Щербич, а кто ему об этом говорил, кто проверял технику пилотирования?
Период учёбы -не отдых, «тяжело в ученье, легко в бою», а командиры полков не используют максимально возможности для учёбы.
     После периода Запорожья здесь уже началось воздушное хулиганство: пилотирование над аэродромом на малых высотах.
     В ближайшие 10 дней надо ввести в строй всех оставшихся молодых лётчиков, отработать элементы пилотирования и постепенно вводить в бой. Использовать каждый вылет, комбинировать учебные вылеты, выполнять за один вылет несколько элементов упражнений.
     Руководитель полётов должен иметь ясное представление какому лётчику что необходимо отработать и какие меры предосторожности надо предпринять».

     Отец. В продолжение темы. Об одном из казусов войны, в частности, обстоятельствах, при которых был сбит самолёт отца, да ещё и «дружественным» огнём, поведал мне отец.

     Был у него фронтовой друг, ведомый, по имени Сеня (Никитин Семён Никитович, 1921). Основная задача ведомого - прикрытие самолёта ведущего пилота со стороны задней полусферы.

     Во время одного из воздушных боёв отец обнаруживает, что у него «на хвосте» висит немецкий самолёт, который вот-вот откроет огонь на поражение.  Времени на раздумья и ожидание от ведомого помощи категорически нет. Для спасения отец, по его словам, «открывает воздушные щитки». В результате его самолёт резко теряет скорость и немецкий самолёт на скорости пролетает вперёд, обгоняя самолёт отца. Ну вот, кажется, и пришло спасение. Но в это время в сценарий боя наконец-то включается ведомый Сеня.

     Исправляя ошибку по прикрытию самолёта отца, он сблизился с вражеским самолётом для поражения. В горячке боя, не отследив манёвр отца по сбросу скорости, Сеня по ошибке берёт в прицел своего пулемёта не врага, а самолёт отца. Пулемётная очередь точно легла в самолёт.  Отец покидает кабину подбитого Сеней самолёта. Сеня сопровождает его до земли. Приземление, к счастью, происходит на территории, занятой своими войсками.
     Уж какие объяснения и разборки были друг с другом и с командованием, мне неизвестно.

     Выписка из формуляра полка. Раздел «Описание подвигов и заслуг летчиков и техников полка»:
«Краткое описание автобиографии и подвигов награждения летчика старшего 659 ИАП лейтенанта Никитина Семена Никитовича
Рождения 1921 года, уроженец Тамбовской области, Покрово-Морченского района, села Куньи, русский, из крестьян, учащийся, член ВКП\б с 1944 года. Окончил 3 курса медтехникума в 1940 году и Краснодарскую военную школу пилотов в 1943 году.
Участник Отечественной войны с 1943 года
В период операции на участке 3-го Украинского фронта произвел 57 боевых вылетов, 10 штурмовок, которыми уничтожил 6 автомашин и до 10 солдат и офицеров противника, проявляя при этом смелость, мужество и преданным сыном Социалистической родины.
Охотно берется выполнять любое задание командования, проявляя при этом хладнокровие и умение, за что от имени Президиума Верховного совета ССР приказом 17 воздушной армии № 053\н от 20 сентября 1944мгода награжден орденом Красное Знамя».

                Разное.
     В связи с высадкой 6 июня 1944 года десантных войск союзников на побережье Франции (открытие Второго фронта в Европе) в частях дивизии проведены митинги. Из выступления Премьер-министра Великобритании Черчилля стало известно, что в 7:00-8:00 6 июля 4000 кораблей первой линии десанта пересекли Ла-Манш. В десантной операции принимает участие авиация численностью до 11000 самолётов.

     Полковник Смирнов с группой офицеров на самолёте ПР-5, предоставленном Командующим 17-ой ВА, с 24 июня по 5 июля летали в Москву, на вручение наград орденами Красное Знамя и Суворова 2-йстепени 288 ИАД.

     Не всем дано быть лётчиком-истребителем. Из полка на имя начальника Отдела кадров 288 ИАД в июне было отправлено препроводительное письмо:

     «При этом представляю боевую характеристику и справку на лётчика 659 ИАП ст. лейтенанта Борисова Захара Митрофановича, убывающего к Вам на основании устного распоряжения Командующего 17 ВА от 1.6.44г., так как он в истребительной авиации использован быть не может, ввиду недостаточного овладения техникой пилотирования и неуверенности при производстве полётов на истребителе.
Ранее тов. Борисов летал на самолётах ИЛ-2, занимая должность командира эскадрильи 237 ШАП».

     Характер боевых действий на левом фланге Третьего Украинского фронта в июле остался таким же, как и в июне ; авиация противника, кроме полётов самолётов-разведчиков, активности не проявляет. Противоборствующие стороны, чтобы война не казалась медом, обмениваются минометно-артиллерийскими перестрелками, проводят локальные разведки боем, которые не приводят к изменению линии фронта.

     Управление 288 ИАД располагается в посёлке Степановка Одесской области, 866 ИАП на аэродроме Зольцы, 897 ИАП на аэродроме Раздельная.

     Наш полк, базируясь на аэродромах Ново-Савицкое (12.05.-08.07.) и Кошары (08.07.-25.08.) в составе 50-и истребителей ЯК-9т, 30 лётчиков и с 26-ю боеготовыми экипажами, отрабатывает технику пилотирования.

     Лётчики практически ежедневно совершают учебно-тренировочные полеты, доведя их количество до 197 самолётовылетов. В соответствии с распоряжением командира дивизии, в свете маскировочных мероприятий подготовки Яссо-Кишиневской операции, с 20 июля учебно-тренировочные полёты запрещены. Разрешены вылеты на свободную охоту (совершено 8 самолётовылетов) и разведку (совершено 56 самолётовылетов). Всего в июле произведено 523 самолётовылета.

     Ежесуточно, в дневное и ночное время дежурные звенья находятся в готовности к вылету для прикрытия аэродромного узла дивизии и железнодорожных станций Кучурга и Раздельная, на которых происходит разгрузка личного состава и техники войск, пребывающих для усиления группировки фронта.

     Отец. Во время одного из вылетов на разведку, 17 июля 2 ЯК, ведущий ст. лейтенант Трушин и ведомый мл. лейтенант Ищенко, ведя фотографирование аэродрома Лейпциг, заметили летевших на их перехват 2 МЕ-109. Уклоняясь от боестолкновения, с набором высоты ушли в облака. Ведомый мл. лейтенант Ищенко Владимир Иванович 1924 с боевого задания не вернулся. В этом месяце это была единственная потеря лётчика и самолёта.

     Для пополнения личным составом 9 июля в полк прибыло 10 молодых лётчиков из ЗИАП г. Харькова.

     С лётным составом проводятся занятия по изучению тактико-технических характеристик самолёта ЯК-9д, по технике пилотирования, ориентированию в полёте, применению оружия истребителей, работе на средствах связи, по умению производить фотосьёмку во время разведывательного полёта.

     При штабе дивизии проходят занятия с руководящим составом полков, в частности, 29 июля заслушан доклад командира 659 ИАП подполковника Смешкова на тему: «Обеспечение истребителями действий других видов авиации».

     Проблеме боевого управления по радио в радионаправлении дивизия-полк и в радиосетях полк - лётчик отводится повышенное внимание. Развёрнута работа по сдаче зачётов лётчиками на присвоение им классных специалистов по связи. В штаб 46-й армии (Командующий генерал-майор Глаголев) откомандировывается представитель дивизии для осуществления оперативной связи с наземными войсками и управления истребителями дивизии в районе действий –старший помощник начальника Оперативно-разведывательного отдела с радиостанцией РСБ. Налаживается и отрабатываются вопросы наведения с радиолокационной станции «Редут».

                Разное.
 
     14 июля состоялся торжественный вечер, посвящённый двухлетию переформирования и боевой работы на фронте 288 ИАД, на котором присутствовали офицеры дивизии, командиры и начальники штабов полков, не занятые по службе командиры авиаэскадрилий полков, командир 9 САК генерал-майор Толстиков, представители от обслуживающих БАО.  Командующий 17 ВА поздравил с праздником, поставил задачи на перспективу.

     Командир дивизии подвёл итог двухлетней боевой работы, определил задачи по боевой работе и учёбе. Затем состоялся торжественный ужин, танцы и просмотр кинокартин.

     Радиостанция РСБ (радиостанция самолёта-бомбардировщика «Двина») — семейство советских авиационных коротковолновых телеграфно-телефонных радиостанций, принята в производство в 1936 году. Максимальная дальность телефонной связи до 350 км, телеграфной связи до 1500 км.

     Истребитель ЯК-9т (танковый) с двигателем М-105ПФ, винтом ВИШ-105СВ диаметром 3,0 м., представлял собой одну из первых (наряду с Як-9Д) модификаций серийного двубрачного Як-9 и отличался от него главным образом вооружением. Вооружение Як-9т состояло из мотор-пушки ОКБ-16 11П-37 (впоследствии названной НС-37) калибра 37 мм и одного синхронного пулемёта УБС. Общая масса вооружения 315,5 кг против 168,3 кг у двубрачного Як-9, вооружённого одной пушкой ШВАК и одним пулемётом УБС. Прицел был простой, если не примитивный, — механический ВВ-1 (воздушный визир), который состоял из кольца внутри кабины пилота и мушки на капоте истребителя.

                P.S.

     Яссо-Кишиневская операция (20 ; 29 августа 1944 года).Одним из напряжённых боевых дней пришёлся на 24 августа.

     12:00-13:40 4 ЯК, ведущий командир звена ст. лейтенант Трушин, вылетали на сопровождение 8 Б-3. В районе Волонтировка на маршруте к цели на Н=3000м, при переходе слева направо ведомый мл. лейтенант Семикин снизу сзади задел самолёт своего ведущего ст. лейтенанта Трушина и винтом обрубил хвостовое оперенье. На Н=1500мст. лейтенант Трушин выбросился с парашютом, мл. лейтенант Семикин выбросился с парашютом на Н=2000м, оба лётчика приземлились 4-5 км. восточнее Волонтировка.

     Отец. Выписка из наградного листа ст. лейтенанта Трушина Ивана Павловича командира звена 659 ИАП от 28 августа 1944 года:

     «Участвуя в операции по прорыву линии обороны противника в районе нижнего течения р. Днестр, проявил себя мужественным, бесстрашным лётчиком-истребителем неутомимым разведчиком, способным выполнить любое задание, поставленное командованием. В период операции произвёл 14 успешных боевых вылетов на разведку войск противника, из них со штурмовкой - 8, уничтожив до 6 автомашин противника.
     За успешное ведение разведки в период операции и добытые при этом важные сведения, произведённые 27 успешных боевых вылетов, из них 14 на разведку войск и аэродромов противника, проведённые 8 штурмовок и уничтожение 6 автомашин противника, достоин правительственной награды- ордена «Красное Знамя».

     "Это третий орден отца"

     Фраза из наградного листа - «Неутомимым разведчиком» скрывает факт, собственно, за что именно отец был награждён орденом «Красного Знамени». Из рассказа отца следовало, что, выполняя разведывательный полёт, он обнаружил в одной из балок скопление до 20 немецких танков. Связавшись по рации с командованием и доложив обстановку, он, корректируя огонь артиллерии, сопровождал уничтожение этой группы танков.

     Мл. лейтенант Евсеев Борис Федорович 1923, погиб в воздушном бою 21.08.44. История о Борисе Евсееве, моего земляка, изложена в новелле «Ты не забыл, парнишка из Ченцово».


Рецензии