Вина. Часть вторая

            В трех основных ветвях буддизма отношение к тому, что мы называем виной, поскольку в их языке такое понятие и, соответственно, слово, отсутствует, а относительным аналогом выступает карма, существует, не столько различие, сколько особенности восприятия этой парадигмы.
            В изначальном буддизме, который позже назвали Хинаяной, «Малой колесницей», или «Узким путем», для которой в этическом плане характерна идея личного совершенствования, подчёркнуто независимого развития личности, и идеалом является архат,— достигший совершенства самостоятельно, мало заботясь о совершенстве других, есть элементы обожествления Будды, но в целом нет ни сложного культа, ни религиозной организации; всё заменено жизнью в монашеской общине. И в стремлении к личному просветлению и освобождению, акцентируется личная ответственность за поступок, речь и намерения.  А детский вариант, мол я не виноват, таковы обстоятельства, перекладывания вины вовне, «не мы такие, жизнь такая», не проходит. Здесь необходима эмоциональная зрелость признать, что ответственность лежит на мне. Есть, безусловно, обстоятельства, которые могут вносить свой вклад, но действия совершает сам деятель, и он несет ответственность. Как говорил мой деревенский приятель, «никто в рот не вливал». Кстати, это близко пониманию личной ответственности, к примеру, среди протестантов и нашего старообрядства. Однако, часто вина проходит как тяжкое самобичевание, вериги в ортодоксальных версиях христианства. В Хинаяне подобное воспринимается препятствием в движении на пути саморазвития. Приветствуется лишь искреннее раскаяние, признание ошибки и нежелание повторения в будущем.
              В Махаяне, «Великой колеснице», акцент может сместиться с индивидуума на бодхичитту, на стремление достичь пробуждения, чтобы принести высочайшее благо всем существам, путем реальных дел, совершаемых во имя этой великой цели, и ты научаешься чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и брать на себя ответственность за всех живых существ и стремишься принести им благо. То есть желание полного совершенного Пробуждения на благо других.    Существуют три уровня личностей: малая, средняя и высшая. Малая заботится лишь о благах этого мира, средняя отворачивается от благ и греха, но заботится лишь о собственном духовном спасении, великая — желает избавить от страданий других. Последнее состояние и есть бодхичитта.  А все эти самобичевания не способствуют улучшению качества жизни, не дают самоочищения.
            В  Ваджраяне, или  «Алмазной Колеснице», тантрическом направлении, образовавшееся внутри Махаяны в V веке нашей эры, эзотерической системе буддизма, в которой гуру, или лама передаёт адепту все тонкости Учения, включая соответствующие поведение и методы медитации, визуализацию образов медитативных божеств, мантры, мудры, почитание гуру как актуализации Будды, а также набор особых «быстрых методов» для пробуждения уже в этой жизни (или в течение семи жизней). Ваджраяна, как считают, подобна вспышке молнии в ночном мире, это исповедь перед божеством. И упование виной воспринимается как хитрая маскировка эго, мол, глядите все, как я самобичуюсь, какие кровоточащие у меня вериги, и стигматы, насколько я свят. Это форма эгоцентризма. Здесь ошибки из неведения не догоняют суть Учения. Напомню, что в Тибете нет слова «вина», но есть слово, которое можно перевести, как «омрачение», некий отпечаток не благого действия, без всякой экзистенциональной составляющей «я виноват».
            Идея «греха» в западной церкви, по сути, нарушающая данную человеку свободу воли, требующая покаяния перед Богом и искупления через исповедь, как болезненное самобичевание, не присутствует в изначальном эзотерическом учении, не предполагающей столь избыточного чувства вины, оно скорее светит любовью и тихой радостью. И, если в западной церкви в исповеди адресатом выступает Бог, то в буддизме объектом является собственный континуум ума, и прощения со стороны кого-либо не требуется. Это покаяние перед самим собой. И вина в буддизме, как психологичная категория, вторична, а очищение происходит через самоосознание и практику.
            Друзья мои, ежели в чем промахнулся, прошу не судить строго, я не буддист и не буддолог, так, покурить вышел. А в следующий раз расскажу вам о карме и дхарме, но уже с оккультной точки зрения, это мне ближе, да и полезней, думаю. Спасибо!

19.11.25


Рецензии