Ближний Восток

Письмо маме.

Дорогая мамочка, пишу это письмо тебе из города Пальмира. Большинство людей о нём что-то слышало, но вряд ли припомнят, где он и когда была эпоха его процветания.
 
Но взялся я за ручку только для того, чтобы описать всего лишь один вчерашний день, 21 августа 2005 года, нашего турне по Ближнему Востоку.

Итак, ясный и жаркий августовский день начинается на восточном побережье Средиземного моря в Бейруте. К этому времени мы уже посетили долину Бекаа, раскинувшуюся между Ливанскими и Антиливанскими хребтами, тянущимися вдоль всей страны с Юга на Север. В длину это чуть более 200 км. Посетили в долине небольшой город Баальбек (85 км к северо-востоку от Бейрута). Он известен тем, что здесь расположен самый большой храмовый комплекс, возведённый в Римской империи. Прогулялись по крупнейшим обработанным каменным блокам в истории человечества. Как их вырезали в карьере и транспортировали, современникам неизвестно. Никто не знает, загадка. Не обошли своим вниманием Храмы Юпитера, Бахуса, Венеры. После них мы не могли отказать себе в удовольствии насладиться горным воздухом в кедровой роще среди многовековых всемирноизвестных ливанских кедров. Ведь именно это дерево является национальным символом и отражено на государственном флаге.

Также, днём раньше, мы посвятили себя полностью знакомству с Бейрутом, столицей этого четырёхмиллионного государства, с его бесчисленными церквями и мечетями, оживлёнными торговыми улочкам и монументам. Город довольно быстро залечивает свои раны от гражданской войны, окончившейся в 1990 году. Хотя до сих пор сплошь и рядом встречаются здания со следами от пуль и артиллерийских снарядов.  Зияющие дырами от взрывов постройки и изрешечённые выстрелами с оторванными конечностями памятники.

Всё-таки вернусь к утру 21 августа 2005 года. Сначала сытный завтрак на манер «шведского стола» с разными восточными сладостями. Из окна прекрасный вид на море, пальмы и бассейн.

Брат до завтрака уже успел поплавать и позагорать. Затем наши чемоданы загрузили в «тоёту» шестнадцатилетней давности, и наш водитель - Ясин берёт курс из Бейрута на север Ливана вдоль побережья. Здесь сразу хочу добавить, что по всему побережью идут города и населённые пункты практически беспрерывно. Я ещё при подлёте обратил внимание на то, что берег страны, освещён везде только с разной интенсивностью.
 
Первой достопримечательностью в этот день является гора «собачья река», выходящая непосредственно в море. Своему названию гора обязана подвыванию ветра, подобному собакам.

Следующим пунктом нашего маршрута гроты Джеита. Потрясающее зрелище. Великолепный образец «творчества природы». Целый километр пещеры открытый для осмотра, завершающейся залом с естественным куполом 90-метровой высоты. Повсюду сталактиты и сталагмиты самой причудливой формы. Того и гляди, откуда-нибудь выглянут гномы или тролли. За свои поездки удалось увидеть немало пещер, но эта поразила особенно. Прежде всего, своей лёгкой доступностью, идёшь по оборудованной широкой дорожке, удобно и просторно. Не нужно лазать по различным проходам, карабкаться, протискиваться, переходить с одного уровня на другой. Здесь просто прогуливаешься по подсвеченному подземелью и радуешь взгляд разными диковинными формами. Василий сразу сказал, что именно здесь должны лежать сокровища 1001 ночи.

Третья остановка в Хариссе (18 км на север от Бейрута). Здесь, на высоте 620 метров, находится статуя пресвятой Девы Марии Ливанской. Из пригорода Бейрута – Джупьи сюда легко подняться на фуникулёре и вам откроются завораживающие панорамы этих двух городов. Именно здесь большинство проживающих – христиане, которых в стране не менее 30 %, поэтому повсюду стоят церкви с крестами. Невдалеке видим группу соотечественников, ставящих свечи у Девы Марии Ливанской. Мусульман тоже очень много. Женщин легко узнать по чёрным одеяниям, часто с закрытым лицом. Как и христиане, они равномерно поднимаются по ступенькам к самой статуе Богородицы по ступенькам пьедестала.

Ещё раз, напоследок, окидываем взглядом густонаселённый берег Восточного Средиземноморья и продолжаем свой путь по берегу на север.
Четвёртой остановкой стал город Библос (36 км от Бейрута). Он является одним из самых древних городов на Земле, как утверждают, из постоянно обитаемых городов. За всю его историю люди не покидали его ни разу. Именно здесь возник финикийский алфавит – прародитель алфавитов многих из существующих ныне языков. Именно отсюда уходили в море корабли, покорившие всё Средиземноморье финикийских торговцев. Именно к Библосу волны принесли тело Осириса. Здесь, на небольшом клочке земли, присутствуют следы множества цивилизаций, от которых сегодня остались, в лучшем случае, лишь памятники.

Второй по величине город страны Триполи (85 км к северу от Бейрута) стал нашей пятой остановкой за день. Наибольшей интерес здесь для туристов представляет крепость Сен-Жиль, строившаяся крестоносцами начиная с 1103 года. Выслушав пояснения и рассказ гида о Сен-Жиль, мы с Василием начали подробный обход бывших владений крестоносцев. Гид остался внизу, а мы, уровень за уровнем, коридор за коридором, потихоньку, не сталкиваясь с приведениями, изучаем крепость. Как и в Библосе, под деревьями в тени, встречаются влюблённые парочки. А мы находим местечко повыше и наблюдаем с высоты холма за городом. Внизу, вдоль обмелевшей реки, раскинулся рынок, а на противоположном холме, на другом берегу, расположились ветхие убогие лачуги, часто не покрашенные и не побеленные, практически, без зелени и деревьев. Без всякой претензии хоть на какое-то организованное градостроительство, порой достроенные наполовину. Гетто. Думаю, что это будет более полное определение того, что осталось от когда-то великого города.

Уже где-то через час мы снова в машине и держим путь к ливано-сирийской границе. От Триполи это километров 80. Дорога становится всё хуже и хуже, порой огромные колдобины заставляют почти полностью останавливаться. Проезжаем какие-то бедные посёлки, и вот, в одном из них, появляется шлагбаум с людьми в форме. Граница. Как это далеко от того, что мы привыкли видеть в Европе. Грязь, покосившиеся разные лавки, машины, Бог знает какого года выпуска, иногда без фар. Менялы валют предлагают свои услуги. Банков нет, государству это не надо. Чеки TAX FREE при выезде пропадают, такая роскошь только в столичном аэропорту, а здесь Вам никто ничего не вернёт. Гид Ясин нас везти в Сирию не хочет, нанимает какого-то сирийца на красном мерседесе, и тот нас перемещает за кордон. Представитель турфирмы прямо здесь оформляет нам визы на въезд. Справедливости ради надо отметить – столпотворения на пропускном пункте никакого нет. Всё происходит достаточно быстро. Ливанцам, например, для пересечения сирийской границы достаточно удостоверения личности и отметки на каком-то квитке, которую пограничник ставит также быстро, как и почтальон - штамп на письма.

Уже начали спускаться сумерки, когда мы после границы направились к последнему пункту сегодняшнего дня – самой большой крепости крестоносцев на Ближнем Востоке – Крак де Шевалье. Осмотр её оставляем на следующий день, а сами располагаемся в гостинице у её подножий, где нас ждёт типичный сирийский ужин, ничем не отличающийся от ливанского. В бассейн уже лезть лень, и мы добиваем день игрой в нарды.
 
Так прошёл всего лишь один день 21 августа 2005 года, воскресенье, нашей поездки по странам Ближнего Востока. А всего таких дней – 10, два дня на прилёт и на отлёт я не считаю.


Ливан – Сирия – Иордания – Израиль.
Август 2005 г.


Рецензии