Туманность Мауи в полдень

«Коммунизм это молодость мира, и его возводить молодым»

Aloha foa! Это рецензия на произведение Александра Розова «Мауи и Пеле, держащие мир» Роман в сетевой публикации появился в 2013 году (по информации уважаемого мной сайта https://fantlab.ru/) и является частью цикла «Меганезия»
     Я считаю, что мне очень повезло, в море современной фантастики наткнуться на труды господина Розова. Роман «Мауи и Пеле...» настолько восхитил, что впервые в жизни я решился написать рецензию на художественное произведение.
     На мой взгляд «Мауи и Пеле, держащие мир» стоит в одном ряду не только с классикой советской фантастики «Туманность Андромеды» и «Возвращение. Полдень XXII век», но и с произведениями Жюля Верна, Герберта Уэллса, Джека Лондона. Перечисленные советские фантастические романы выбраны мной для сравнения не только потому, что они являются памятниками литературной фантастики, но и в силу их глубокой идейной связи с трудом господина Розова.
     «Мауи и Пеле, держащие мир» это роман-утопия об обществе, которое может сменить существующее ныне. Люди моего поколения, жившие в «эпоху развитого социализма», зачитывались «Туманностью Андромеды» Во многом именно благодаря тому, что роман Ефремова рисовал наглядный образ светлого будущего, которое нас ждало.
     Я, ребенок, родившийся и выросший в Советском Союзе, прочитал «Туманность...», кажется, когда учился в седьмом классе школы. Купил её в книжном магазине в Саратове на улице «Набережная Космонавтов» Значит, это было уже после 1961 года, то есть не первое издание...
    В произведении Ефремова, коммунизм это суровое общество, пронизанное дисциплиной и служением обществу (государству, как у Маркса?) Молодежь, произносящая в семнадцать лет клятву: "Вы,  старшие, позвавшие  меня на путь труда,  примите мое умение и желание,  примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи.  Дайте мне руку  помощи, ибо  труден  путь,  и  я пойду за вами"(1)
    Гораздо позже задумался я, почему нужно идти за «старшими» Почему нельзя самому решать, куда идти? Что в мире «Туманности...» происходит с теми, кто не идет туда, куда его направляют «старшие»? Есть на той Земле специальное место для них, резервация. Таких самостоятельных отправляют на остров, и живи там, как знаешь.
     Конечно, все гуманно. Подростки, которые проходят испытание на зрелость, заботятся о том, чтобы на острове не было слишком хищных зверей. Большой мир присылает врачей, чтобы лечить заболевших тут. В конце концов, если «осознал», примут обратно...
    Потом в моей жизни появились Стругацкие. Их «Мир полдня» не такой суровый и дисциплинированный. Вроде, иди куда хочешь. Лети в «свободный поиск» в далекий космос на чудесных кораблях. Можно отпуск провести на какой-нибудь далекой планете, прихватив чудака-попутчика, которому, почему-то надо оказаться подальше от людей.
    Правда, обнаруживается, что и в этом мире: «Существует уже  два  века  такая  незаметная  организация  - комиссия  по  контактам. И что для нее характерно: во-первых, без ее разрешения ни  один  звездолетчик  не  сядет  в  кресло пилота, а во-вторых, в ее составе нет ни одного рубаки, а люди все, как на подбор, серьезные, умные и видящие последствия»(2)
     Короче говоря, в Мире полдня Стругацких, несмотря на то, что государство существует как-то незаметно, оно, следит за своими «гражданами», какую-то информацию утаивает, людей, борющихся за «гласность» (слово это из других реалий, но вполне подходит) ненавидит лютой ненавистью, как Сикорски ненавидит Бромберга (3)
     В случае, если специальный человек посчитает, что миру грозит беда от конкретного человека, такого могут и убить (см.3)
     Короче говоря, советские мечтатели – фантасты не придумали ничего лучше, чем предлагал Карл Маркс. Общество, где свободное развитие каждого определяет свободное развитие всех, под мудрым руководством государства. То есть специальных особых людей.
      Вместе с миллионами советских соотечественников, я пережил крушение попытки реализовать мечту Маркса на деле. Это было больно. Польза от крушения мечты для меня состояла в том, что пришлось учиться жить в новом мире.
      В чем-то он коренным образом отличался от старого советского. Особенно сразу после развала «империи зла» Открылся океан новых знаний. Появилось море возможностей, о которых раньше можно было только мечтать: побывать, наконец, в Париже; купить машину просто в магазине. Перечисление займет много места, и, боюсь, теперь будет многим непонятно, что же тут такого необычного. Подумаешь, Париж как Париж...
      Странно, но оказалось, что в этом новом мире много от того старого, который, вроде бы сломали. По-прежнему, нами руководят не самые лучшие люди. Средства массовой информации врут, как и раньше. Коррупция процветает во всех мировых государствах. Короче говоря миром правят “оффи» Так господин Розов называет мировое сообщество «официальных лиц»: политиков, чиновников различных государств, церковных иерархов, владельцев масс медиа, чиновников образования.
      Перечень «оффи» велик. Когда вчитываешься в текст «Мауи и Пеле...» невольно поддаешься конспирологическому взгляду на жизнь современного общества. В повествовании господина Розова описаны закулисные сговоры между представителями финансовых, военных и разведовательных сообществ мира. Без всякого деления на большие лагеря «коммунистического», в лице Китая и КНДР и «капиталистического» мира. Мне, рожденному и выросшему в СССР, трудно отказаться от марксистской терминологии, безнадежную архаичность которой осознаешь, читая творение господина Розова.
     В общем, пороки капиталистического мира, о которых так много говорили большевики, существовали не только на страницах советской прессы.
     Даже столь любимая на постсоветском пространстве «шведская» модель социализма не столь уж прекрасна. Достаточно посмотреть «Евроньюс» или перечитать Пёра Вале и Май Шёваль. При этом глубоко укорененный советским образованием вопрос: «Что делать?» не дает покоя.
     Я считаю, что мне повезло. Я прочитал «Мауи и Пеле, держащие мир» познакомился с Хартией, и понял, что знаю теперь ответ:  жить как в Меганезии.
     Дело в романе происходит после Второй холодной войны. То есть, в недалеком будущем, так как, по моему, сейчас эта война в полном разгаре. Группа криминальных элементов: боевиков разных повстанческих армий из Африки и Латинской Америки, религиозных фанатиков – наследников «Народного храма» в Гайане, Сомалийских пиратов, наркоторговцев, собрались как-то на яхте отдыхающего философа и организовали революцию.
      Кровавую по форме и анархическую по содержанию. Подобный пересказ может вызвать впечатление, что речь идет о чем-то безнадежно отвратительном. Однако, не стоит торопиться. Автор, на мой взгляд, один из самых оригинальных мыслителей нашего времени, использовал прием остранения.
     Это помогло господину Розову облечь беспощадную критику современного капиталистического общества в занимательную и увлекательную форму. В форме беллетристики, он сумел показать всю мерзкую сущность буржуазных государств и всей нынешней цивилизации. Его описание влияния церкви и финансовых институтов на традиционные сообщества один из самых лучших примеров критики колониализма.   
     Вслед за Жюлем Верном, господин Розов использует диалоги и монологи героев, чтобы познакомить читателя с самыми современными идеями философии, социологии, психологии, биологии и физики. Здесь он выглядит настоящим энциклопедистом.
     Моя компетенция в большинстве затрагиваемых в повествовании вопросов не позволяет в полной мере оценить истинность приводимых фактов и теорий. Во всяком случае, то, что автор пишет о психологии, определенно соответствует признанным фактам этой науки.
     Возникает, конечно, порой ощущение, что разговоры феминисток с полевыми командирами не должны касаться таких глубоких проблем социологии и истории. Но тут можно, например, вспомнить Высоцкого: «Грузчики в порту, которым равных нет, отдыхают с баснями Крылова...» 
    Будем считать, что так случилось, и именно эти феминистки и боевики имеют философское, социологическое и историческое образование. В конце концов, герои Жюля Верна, тоже, на память описывают сложные химические технологии,   инженерные решения, особенности растительного и животного мира тропиков.
    В романе нет одного, центрального героя. Тут действует группа колоритных фигур, описанных автором ярко и образно. Диалоги между действующими лицами составляют, на мой взгляд, основное содержание романа и главную его прелесть.
    Помимо огромного материала по философии, истории, социологии, физике, биологии, автор дает, через «выступления» персонажей, в своем романе картину чудесного мира, где есть все, что привлекает меня лично. Марикультура, как будущее  сельского хозяйства. Биотехнологии как одна из опор цивилизации. «Старое-новое», то есть использование  технологических и технических  решений XIX и начала XX веков в сочетании с современными материалами и идеями для достижения технического прогресса.
     И, конечно, полеты. Это тоже сближает Розова и Жюля Верна, и делает роман «Мауи и Пеле, держащие мир» особенно привлекательным (для меня, точно!) У автора летают десятки разнообразных устройств: реплики старых боевых самолетов; конструкции, изобретенные ранее, но так и не сумевшие в свое время реализоваться в полной мере, дирижабли, планеры, автожиры и т.д, и т.п.
     А еще все происходит в Тихом океане. Тут пришло время снова вспомнить Ефремова: «В  эпоху Кольца все люди дружили с морем так близко, как это могли  только  народы  приморских  стран  в  прошлом.  Прыжки, плавание,  ныряние  на моторных досках,  на ветровых плотиках.  Тысячи прекрасных  юных  тел,  покрытых   загаром»
     Ясно, что для автора «Туманности Андромеды» море было очень важным моментом жизни. Герои Розова вообще живут на атоллах и островах Тихого океана. Тут снова Жюль Верновские мотивы. Автор «Мауи и Пеле...» дает столько географической информации, что мне было трудно всю ее переварить и, даже, полностью воспринять.
     И, все же, главным, по моему мнению, в романе господина Розова является утопическое общественное образование под названием «Меганезия» Автор сумел описать общество, лишенное недостатков и коммунизма и капитализма, если оперировать понятиями Марксовой теории.
     «Диктатура анархии» получилась, на мой взгляд, очень привлекательной. Это место, где нет государства и «общества» в общепринятом смысле слова. То есть, даже хиппи тут не испытывают давления.
      Я не нашел текста Хартии, по которой живет это образование. Вот примеры утверждений, найденные мной в тексте:
      «Хартия в которой в форме диалогов, на простом языке даны общие разъяснения.
Хартия должна оставаться неизменной неограниченное время.
     Второй артикул Хартии: «нарушение любого базисного права одного гражданина есть тотальное нарушение всех базисных прав всех граждан».
     В Хартии есть закрытый перечень обще-социальных институтов управления, явно необходимых для общества. Таковыми являются: выборный суд, техническое конкурсное правительство, силовые структуры, и несколько профильных служб жизнеобеспечения.
     Хартия одна для всех, но каждая локальная община может сохранять свое внутреннее устройство, которое нравится жителям, при условии, что из этой общины свободный выход.
     Природные ресурсы принадлежат всему обществу, но каждый имеет свою долю. Этой долей он может распоряжаться. Он может пользоваться долей сам, или сдавать эту долю в аренду на довольно короткое время, а продать - не может.
     Предусмотрен принудительный выкуп в общую собственность тех частных предприятий, которые вышли на уровень жизненно-важных для региона или страны.
     Проект Хартии предусматривает формирование усредненного социального заказа жителей, и конкурс среди команд-претендентов, готовых выполнять этот социальный заказ на протяжении 1111 дней.
     Подряд на выполнение функций правительства достается команде, которая выставила наименьшую среди претендентов цену за эти услуги.
     Деятельность по формированию и реализации целей государства Хартия запрещает.
     Суд -  единственный национальный выборный орган! Трое судей выбираются по жребию из списка всех жителей, а трое - по рейтингу симпатий, из тех толковых людей, которые что-то дельное пишут или говорят в Интернет или в прессе. Судьи работают всего год, а потом избирается новый состав.  Великая Хартия запрещает Верховным судьям собираться больше, чем втроем.
     Верховный суд занимается всей международной политикой!
Силовой блок получает средства из общего бюджета отдельно от правительства и суда. А локальная полиция вообще кормится из взносов по месту, где работает.
     В Меганезии отменены все долги по банковским кредитам, а все менеджеры банковских структур подлежат ВМГС. ВМГС значило: «Высшая мера гуманитарной самозащиты», а Н значило: «нейтрализация» (на практике - просто расстрел)»
     Насчет ВМГС автор, возможно, иронизирует над советской ВМСЗ – высшей мерой социальной защиты. Если простыми словами: так в СССР одно время скромно называли расстрел.
     Конечно, кому-то живущему долго, доля каждого в богатстве страны может напомнить ваучеры приватизации 1992 года. Неприятие норм школьного преподавания, в частности истории, похоже на идеи доклада Уэллса „Яд, именуемый историей“ Правда, там не предлагается убить учителей, но есть идея сжечь старые учебники истории.
     Все повествование «Мауи и Пеле, держащие мир» пронизано юмором, несмотря на то, что симпатичные герои романа осуществляют массовые убийства и геноцид некоторых групп населения. Я, конечно, был возмущен описанными событиями, но потом вспомнил два собственных впечатления.
     Первое из далеких времен перестройки. Шел Съезд народных депутатов и один из выступающих, директор крупного и успешного завода, рассказывал, как пытался бороться с обилием бумажек, которые требовало от него министерство. Закончил он свое выступление приблизительно так: «Я понял, что не надо бороться с бумажками, надо уничтожать тех, кто их придумал»
     Второе, недавнее. В Великобритании в этом году поднялась волна антисемитизма. В свое время это была, чуть ли не единственная страна, где такого явления не наблюдалось. По этому поводу существовал даже исторический анекдот. Будто бы Черчилля   спросили, почему в Великобритании   нет антисемитизма, а он ответил, что это оттого, что англичане не считают евреев умнее себя. Теперь в Лондоне проживают более миллиона мусульман, большая часть которых считает иначе.
     В общем, «не все так однозначно...»
     Поскольку роман посвящен свободе, нельзя было избежать темы свободы сексуальной. Господин Розов отлично показывает, как подавление основного инстинкта служит нуждам государственного угнетения человека. От того, что он это прекрасно осознает, роман о свободном мире полон эротических сцен. На мой взгляд, все они очень удачные, что дается не каждому писателю.
     Поскольку в романе описывается революция, вполне закономерно, что большинство героев люди молодые и очень молодые. Все персонажи от 14- до 40+. Это тоже определенный научный факт: революцию совершает молодежь. Надеюсь, она, прочитав роман, догадается, что строить надо не коммунизм, а Меганезию...
     Закончить хочу, утверждая, что роман замечательный и как литературное произведение и как социальная утопия. Недостатком могу назвать большой объем текста. Было бы здорово, если бы молодежь смогла осилить это произведение. Увы, надежды мало. Вот, если бы кто взялся создать цикл комиксов по этому роману....

1.«Туманность 2. «Попытка к бегству» 3. «Жук в муравейнике»


Рецензии