Что искал Есенин в женщине?

История любви Сергея Есенина - это не хроника отношений с конкретной женщиной, а мифология, созданная им самим. Это постоянный, мучительный поиск не столько спутницы жизни, сколько живого воплощения собственной души, разрывающейся между небом и землей. Расклады Таро на вопрос о его настоящей любви выхватывают из тьмы прошлого не имя, а архетип. И этот архетип с удивительной точностью является портретом Айседоры Дункан.

Первый расклад рисует идеал: Два Жезлов, Умеренность, Два Пентаклей. Это не тихая гавань, не "милая русская береза". Это женщина-стихия, но стихия, которую он надеялся обуздать. Партнер равный по масштабу амбиций (Два жезлов), способная стать для его хаотичной натуры целебным источником гармонии (Умеренность) и гибко пройти с ним через все жизненные бури (Два Пентаклей). Есенин, чей внутренний портрет - отшельник, Рыцарь Жезлов и хаос Двух перевернутых Пентаклей - искал в любви не покоя, а отражения. Он, вечный одинокий странник с душой, полной огня, искал того, кто сможет принять и этот огонь и эту тьму.

Айседора и стала этим зеркалом. Второй расклад подтверждает это с мистической очевидностью. Паж Жезлов - это она "паж" нового искусства, несущая вихрь свободы, танца и раскрепощенной страсти. Девять Кубков - это исполнение всех, самых смелых желаний: мировая слава, путешествия, восторг признания. Она была его чашей, переполненной вином жизни.

Но за этим следовало неминуемое падение. Перевернутая Звезда и Семь Пентаклей - это диагноз их отношениям. Мечта, столкнувшаяся с реальностью, оказалась миражом. Языковой барьер, разница в возрасте, быт, сложный союз (Семь Пентаклей) - все что превратило Звезду в обманчивый огонек. Их брак стал проектом, который Есенин, с его неумением и нежеланием жонглировать "пентаклями" земных забот, был обречен разрушить.

И здесь мы подходим к главному. Почему же этот союз был так важен? карта Суд дает окончательный ответ. Айседора Дункан стала для Есенина кармическим уроком, точкой невозврата. Она вытащила его из рязанских полей на мировую сцену, заставив пройти через болезненное перерождение. Это была не просто любовь-страсть, это была любовь-судьба, любовь-инициация.

Но приговор этого "Суда" был суров: Есенин не смог интегрировать этот опыт. огонь Рыцаря Жезлов спалил мосты, которые пыталась построить Умеренность. Хаос Двух перевернутых двоек оказался сильнее. Он любил в Айседоре не столько женщину, сколько свой собственный идеал - яркую, равную, судьбоносную музу, которая на время стала воплощением его желаний (Девять Кубков). Но когда чаша опустела, а Звезда погасла, остался лишь одинокий Отшельник с билетом в один конец в "гостиницу для путешествующих в вечности". Его настоящей любовью была эта мука поиска, невозможного синтеза огня и гармонии духа и плоти, России и мира.


Рецензии