О ересях о. Даниила Сысоева
Во время миссионерской поездки в 2008 году в Киргизию, как пишет один интернет-портал, о. Даниил: «Помимо проповедей в православных церквях, проводил беседы с местным населением, совершил несколько крещений, нес слово Божье и во время посещения мусульманского города Ош». Не знаю, какое он нес слово Божие народу, веками исповедующему ислам, если в одном из своих видеороликов Сысоев прямо говорит: «Ислам можно сравнить с коммунизмом, коммунистической партией, или неоглобализмом»! Какой правоверный мусульманин примет такую «проповедь, оскорбляющую Аллаха и Коран? Не это ли осквернение Ислама, попрание религиозных чувств верующих и отход от Православия? Ведь на заповеди о любви к ближнему стоит все Евангельское учение Христа. Очевидно, о. Даниил забыл или никогда не знал, что попрание чужой веры, есть осквернение своей! Далее он вещает: «Мусульманин, может, например, сделать теракт и считать, что это доброе дело, потому что сделал его Аллах через него»! Это вообще как? Ни это ли очередное разжигание религиозной вражды? Это ли не прямая провокация межконфессиональной розни? А сколько мусульман отдали свои жизни в борьбе с исламскими радикалами и террористами типа Аль-Каиды*, ИГИЛ** (* **запрещены в России) и прочих. С этим как быть? А сколько их полегло в идущей войне с фашизмом на Украине? Слава Богу, что о. Даниил до этого не дожил. Примечательно, что будущий иерей Сысоев поступил в Московскую Духовную семинарию по протекции не безызвестного завсегдатая ТВ программ и соцсетей протоиерея Артемия Владимирова, богословие которого мало что имеет общего с учением Христа, но наверняка оказало влияние на будущего настоятеля. Возникает вопрос: почему такой агрессивный прозелитизм стал возможен в Русской Православной Церкви?
Понятно, когда этим занимаются католики, присвоив себе право просвещения язычников через костры инквизиции, уничтожая целые племена и народы. Не обошли они своим вниманием и русские земли. Тогда в основе обращения в лоно «Святой Церкви» лежало стремление Ватикана подчинить другие народы, ради политических и экономических целей. Но это было в раннем средневековье и во времена Кортеса. А, что сподобило заняться тем же нашего православного священника? И куда смотрел его правящий архиерей? Разве он не понимал, что деятельность о. Даниила не имеет ничего общего с Православием и Евангелием? Разве он не понимал, что проповеди новоиспеченного «апостола языков» – в чистом виде провокация, которая может вызвать далеко идущие последствия? Думаю, что все всё прекрасно понимали, но молчали, поскольку бурная деятельность о. Даниила приносила немалые дивиденды. Во всех своих многочисленных нападках на мусульман Сысоев, как, видно плохо учившийся в Духовной семинарии, забыл благословение Божие относительно Ислама и его роли в истории человечества.
А ведь Бог устами ангела объявил изгнанной служанке Авгари, когда она, будучи беременной от Авраама, умирала от жажды в пустыне: «умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих» (Быт.16:12). С тех пор потомки Измаила воюют против всего мира, а он – против них. Именно поэтому в святоотеческой литературе и Священном Предании мусульмане называются измаилтянами или агарянами. И что получается? Бог благословил Ислам, а о. Даниил решил, что все это чепуха, Ислам вреден, опасен и не нужен; настало время обращать заблудших мусульман в истинную веру.
Последствия такого прозелетизма не заставили себя долго ждать, и все кончилось так, как оно закончилось. Бог прибрал Даниила Сысоева, дабы он своим неуемным «служением» не натворил еще больших бед. Трагедия бывшего священника заключалась в непонимании простой истины – к вере приводят личным примером благочестия, а не вопреки воле Божьей. «Стяжи Дух мирен и тысячи вокруг спасутся», – говорит преподобный Серафим Саровский. Если и обращать кого-либо в Православие, то это нужно делать с любовью во Христе к ближнему, вне зависимости от его вероисповедования. Примером тому служит святой праведный Иоанн Кронштадтский. Будучи в Ялте по приглашению к умирающему Императору Александру III, с ним произошел такой случай. Ночью в домик о. Иоанна прибежала заплаканная татарка и стала умолять: "Божий человек, у нас все знают, что вы велик перед вашим Христом и твои молитвы имеют большую силу. Молю тебя, помоги мне. Мой муж единственный кормилец, умирает, а у нас трое детей. Без него мы все погибнем". о. Иоанн опустился на пол, поставил на колени рядом убитую горем женщину и сказал:
- Ты в своего Аллаха веришь?
- Верю, святой человек.
- Тогда давай так. Ты проси об исцелении мужа Аллаха, а я попрошу своего Богу, и давай сделаем это вместе. После молитвы о. Иоанн отпустил татарку, и она побежала к умирающему мужу. Какое же было ее удивление, когда он здоровый вышел ей навстречу, и сказал, что какой-то старик исцелил его. После этого вся семья татарина приняла Православие.
Вот, что значит обращение через любовь и сострадание, а не через поругание чужой веры, как это делал о. Даниил. Самое печальное в этой истории заключается в том, что ради славы, денег и привлечения народа, священноначалие не остановило вовремя разрушительную деятельность Даниила Сысоева, чем погубило и его, и нанесло вред всей нашей Церкви. Природа грехопадения священника такова, что искажение православного вероучения в одном, неизбежно влечет за собой нарушения догматов в другом, и это завершается ересью, которую Отцы называли порождением тщеславия. Особенно это проявляется в публичных отцах, которые утратив самоконтроль и связь с паствой, переходят от проповедей Евангелие к насаждению собственного учения, то есть к «богословию» дьявола. Не обошла эта напасть и о. Даниила. Разберем некоторые его еретические взгляды. На первом месте по известности стоит новая ересь «уранополитизма», выдуманная о. Даниилом. Ее суть сводится к тому, что не важно кто христианин по конфессиональной принадлежности, по национальности, по стране проживания, главное, что он христианин, то есть "избранный". Вот, что он писал в своей книжке «Жизнь в памяти смертной»: «Господь дал нам четкий критерий того, что для нас свой - это свои по вере. Вот христиане для нас родные, вне зависимости от их цвета кожи и языка, на котором они говорят. А нехристиане для нас чужие...». По сути, это проявление распространенной ереси экуменизма, которая стирает границы Православия и смешивает истинную веру с лжеучениями католиков и протестантов различных деноминаций. Более того, воззрения Сысоева противоречат Евангельскому учению Христа. Например, в притче о добром самарянине, который был совершенно чуждым по вере иудеям. Однако, он проявляет любовь и заботу к ближнему, несмотря на религиозные распри и помогает несчастному раненому чем может.
В огласительных беседах «О Боге и Священном Писании» Сысоев заявляет: «Бог – это личность». В этих словах кроются сразу две ереси еще доникейской эпохи – савелиан и евномиан. Савелий учил, что Бог – един, и лишь проявляется то в одном, то в другом лице, чем отрицал Единосущие Св. Троицы, а Евномий утверждал, что знает Бога лучше, чем Он Сам Себя, поскольку у Него есть имя, а все что имеет имя – познаваемо по своему названию. Заявляя, что Бог – личность, о. Даниил тем самым ограничивает Его природу, ибо всякая личность имеет собственное имя и присущие только ей свойства. Соответственно, двух личностей с одинаковыми свойствами быть не может, как не может быть трех личностей в одной. Другими словами, о. Даниил учит, что Бог - это не Св. Троица, а индивидуальный объект познания. Вот и получается, что у Сысоева Бог ограничен и познаваем. А это жуткая ересь. Удивительно, как он сподобился получить диплом кандидата богословия? Остается только сожалеть об уровне нашего высшего духовного образования, выписывающего дипломы кандидатов подобным проповедникам. Вот так, начав с поругания чужой веры, о. Даниил опустился до извращения своей.
Поэтому тем, кто продолжает исповедовать о. Даниила «священномучеником», следует подумать о собственной душе, и молить Бога о прощении грехов, а не прославлять самочинно в лике святых еретика и маргинала. Этим и себя сберегут от погибели и облегчат участь души несчастного о. Даниила. Всякая религия не может возникнуть без воли Божьей, а значит любая из них Ему угодна и является частью Домостроительства. Митрополит Антоний Сурожский по этому поводу замечает: "Отдельный вопрос и нехристианских религиях: полноты в них нет. Но в них есть какое-то содержание, которое порой очень богато: вера в Бога, опытное знание молитвы и через молитву - опытное знание Бога, Которого они, может быть, и неверно истолковывают, но Которого они знают гораздо лучше, чем нам порой кажется". Это нужно помнить всегда, особенно в общении с иноверцами, и не спешить с поруганием чужой веры
Свидетельство о публикации №225111900618
Причем, сначала автор делает мягко говоря популистский реверанс к мусульманам, утверждая, что нельзя ругать чужую веру, хотя это до отца Даниила делали многие святые начиная с Иоанна Дамаскина, который в своем труде "О ересях", прямо указывает мусульманство как еретическое заблуждение (ересь №100), а после него это многократно подтверждаю не только Святые но и святые Соборы Православной Церкви. Или Соборный принцип Церкви автором тоже ставится под сомнение?
Достаточно просто посмотреть чин отречения от ислама, для перехода в Православие, а там прямо сказано, от чего нужно отречься мусульманину еще до Крещения, что бы стать "кандидатом" в Православные. Приведу всего 3 пункта из 33, они красноречиво говорят об отношении Православия к мусульманской вере: проклинаю Могамеда, он же Магамет, которого сарацины* чтут как посланника Божьего и пророка; Проклинаю так называемый Коран – всё писание Могамеда, о котором он лжет, будто оно было принесено к нему Архангелом Гавриилом; И после всего этого проклинаю бога Могамеда, о котором он говорит, что он есть Бог Единый, Бог всезакованный*, ибо он не родил, и не родился, и никого не было ему подобного.
Любой проповедник Христовой веры волен выбирать тот способ проповеди, который в данном месте, в данном случае и при данных обстоятельствах подойдет для приведения человека к Вере и вывода его из лжеучения. И проповедь о.Даниила вывела из мусульманства огромное количество людей, за что он и был убит, так как остановить его по другому было невозможно, Бог был с ним и свидетельствовал о его истине в сердцах слушателей. А если святой о.Иоанн Кронштадтский, в приведенном случае, выбрал другой способ проповеди и использовал свой дар для исцеления болящего, то это тоже прекрасно. Ведь главное это Спасение человека, которое возможно только при отказе от его заблуждений и перехода в истинную веру. Поэтому противопоставление о.Даниила святому о.Иоанн Кронштадтскому чистая софистика, в которой автор пытается обосновать свои предпочтения к форме миссионерской проповеди и скомпрометировать образ о.Даниила.
И вот после этого популистского опуса, автор переходит к основной идее своей статьи, а именно обвинения о.Даниила в "ереси" персонализма. Но так как этот предмет вообще мало понятен читателю, то сперва пришлось подготовится и заранее очернить оппонента, обвинив в "богословии дьявола", что бы склонить аудиторию на свою сторону.
Вскользь упоминается Уранополитизм, полностью не понятый, или специально вывернутый автором, что бы иметь возможность назвать его ересью. Ап. Павел пишет: Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Флп.3:20); и еще: ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13:14). вот что такое Уранополитизм, это постоянная память о том, что мы только странники на земле, хотя и принадлежим какому то народу и государству, и должны любить и оберегать их даже до смерти, но отечество наше на Небесах, т.к. мы бессмертны. Это совсем не то, что пишет автор, переверая учение и приписывая ему экуменизм. О.Даниил не просто не был экуменистом, он обоснованно считал, что Церковь Христианская одна, и её не может быть много т.к. это Тело Христово, и это Православная Церковь, а значит только Православные могут называться Христианами, а остальные деноминации не имеют на это никакого права... Поэтому когда он говорит о Христианах, он имеет ввиду именно Православных из разных народов, а не то, что думает автор, причисляя своим экуменическим взглядом, к Христианам и латинян и протестантов и т.д..
И да, для нас, свои по вере должны быть самыми близкими людьми, хотя мы и призваны делать добро всем, как пишет ап.Павел: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал.6:10).
Что же касается персонализма, то тут аргументов у автора еще меньше. Сперва приводится 2 ереси, савелиан и евномиан, о которых даже по описанию приведенному автором понятно, что к проблеме персонализма, они отношения не имеют, но главное же ведь обвинить, в повторении древних ересей... А потом выдвигается идиома об ограниченности Бога в случае наличия в Нем личности, абсолютно не понимая, что термин личность применяется для объяснения современному человеку, наличие в Боге ума, воли и чувств, о чем о.Даниил пишет буквально в следующем предложении своей книги : Главные характеристики личности — ум, чувства, воля. Если автор отрицает наличие в Боге ума, воли, и чувств, то Бог получается некой без личной силой, а такое представление о Боге называется пантеизм, и продвигается в современности последователями таких анти христианских мистификаторов как Рерихи, Блавацкая и иже с ними. В Православии же данный вопрос давно решен и пантеизм, в изводе неоплатонизма, осужден еще на 5 Вселенском Соборе в 529 году, а позднее и на соборах 1076, 1351 годов. Или автор имеет ввиду что-то свое, но тогда тут уже попахивает новым учением до которого не додумались даже древние еретики :)
Что же касается "самочинного почитания" то вообще то это норма нашей Церкви, святыми становятся не по факту прославления, а по факту своей жизни и смерти, а смерть от руки мусульманина, за проповедь истинной веры конечно же является мученической, что не нуждается в оправданиях.
При этом, вопрос прославления святого во всей Церкви принимается отдельно, а факты поклонения ему и его помощи по молитвам, являются одним из необходимых критериев прославления и доказательства святости, но откуда бы им взяться, если "самочинное почитание" запрещено...
Более того, прославление святого, вопрос во многом политический, т.к. это декларация Церкви, что Она желает, что бы люди брали за образец жизнь прославляемых святых, и/или следовали их учению, а для этого должно быть подходящее время.
Надеюсь, наша Церковь решит, что сейчас самое подходящее время для о.Даниила, как образца современного апостольского служения в спасении людей!
Даниил Кузьмин 2 24.11.2025 15:00 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 24.11.2025 17:47 Заявить о нарушении
Но при этом вы не стесняетесь оскорблять оппонентов.
Думаю диалог исчерпан. Помогай вам Бог во всех добрых начинаниях!
Даниил Кузьмин 2 25.11.2025 12:57 Заявить о нарушении