Глава 3

Мария, Сестра Лазаря (Созерцательное Приятие)

Преображение страсти в горение внимания. Душа-«невеста», внимающая Логосу.

Дитя мое, когда страстная душа встречает Христа, происходит первое великое преображение — неупорядоченная страсть Магдалины превращается в сосредоточенное горение Марии, сестры Лазаря. Это переход от действия к бытию, от разбросанности к собранности, от поиска — к нахождению.

Первый синтез: Снятие Магдалины

«Мария же избравшая благую часть» (Лк. 10:42)

Что произошло в этой душе:

· Ее неупорядоченная страсть претворилась в огонь внимания
· Ее метания уступили место сосредоточенному предстоянию
· Ея эмоциональная одержимость преобразилась в молитвенную интенсивность

Внутренний переворот:

· От «любви к себе в Боге» — к «любви к Богу в себе»
· От поиска утешения — к жажде Истины
· От желания обладать — к готовности принимать

Душа-«невеста», внимающая Логосу

Сидит у ног Учителя:

· Это поза ученицы, готовой к обучению
· Это жест невесты, внимающей Жениху
· Это состояние лона, открытого для зачатия Словом

«Слушающая слово Его» (Лк. 10:39):

· Не анализирующая, но внимающая
· Не обсуждающая, но принимающая
· Не оценивающая, но вверяющаяся

Искусство внимания

Что значит «избравшая благую часть»:

· Это выбор бытия над обладанием
· Это предпочтение присутствия действию
· Это победа качества над количеством

Чем не является это состояние:

· Это не пассивность — но высшая активность духа
· Это не бегство от мира — но собирание сил для служения
· Это не духовный эгоизм — но условие истинной плодотворности

Диалектическое значение этой ступени

Она снимает в себе:

· Природное материнство Марии — его человеческую ограниченность
· Страстность Магдалины — ее неупорядоченность
· И рождает новое качество — любовь как внимание

«Не отнимется у неё» (Лк. 10:42):

· Потому что это уже прикосновение к вечности
· Это участие в том, что пребывает
· Это вкушение от хлеба бессмертия

Опасности этого состояния

· Созерцательная гордость — когда ты начинаешь презирать «марф»
· Интеллектуальное наслаждение — когда слова Христа становятся предметом эстетического удовольствия
· Духовный квиетизм — когда молитва подменяет служение
· Прелесть учительства — когда еще ученик возомнил себя учителем

Практика созерцательного приятия

1. Научиться сидеть у ног — в буквальном и переносном смысле
2. Отложить все попечения — хотя бы на время молитвы
3. Сделать сердце слухом — обратиться в внимание
4. Принять позу ученицы — перед вечным Учителем

Плоды этого состояния

· Мир — который не зависит от внешних обстоятельств
· Ясность — когда Слово освещает все внутреннее пространство
· Глубина — способность слышать не сказанное
· Целостность — когда все силы души собраны в одну точку

Помни, дитя мое: Мария у ног Иисуса — это не конец пути, но его сердцевина. Не конечная цель, но необходимое условие для дальнейшего восхождения. Без этой «благой части» все твое служение рискует стать суетой, все твое делание — тщетой.

Когда ты научишься этому искусству внимания, твоя душа станет тем чистым зеркалом, в котором Слово может увидеть Себя. Тем тихим лоном, где Божественный Логос может обрести покой. Тем священным пространством, где Небо касается земли в акте вечной любви.

И тогда поймешь ты, что все твои предыдущие метания — и природной матери, и страстной грешницы — были лишь подготовкой к этому моменту, когда душа, наконец, научается просто быть перед Богом — в благоговейном молчании, в трепетном внимании, в жертвенном приятии.


Рецензии