Фэнтези про экономику. Глав 1. Часть 1
Вариант черновика скорректированный после вопросов читателей
- а где экономика
Он почти всегда возвращался домой этой электричкой.
Вечерняя Москва — это другой Мир,другой организм. Днём она шумит, давит, расползается во все стороны, словно огромный многоголовый монстр. А вечером, под прохладным осенним небом, город будто вздыхает, отступает, мягко расправляет плечи улиц и вспоминает, что когда-то был домом для людей, а не механизмом бизнеса.
Профессор шёл к вокзалу размеренно: не торопясь, но и не медля — в том темпе, который выбирают люди, привыкшие думать на ходу. Он любил эти сорок минут в электричке, любил это крошечное окно душевной тишины, в котором можно было позволить себе роскошь думать не о лекциях, не о статьях, не о о чём обыденном, а о более тонком — о том неуловимом потоке идей, который когда-то называл «фондом», а теперь — просто привычкой не бросать мысль, даже если большая наука давно бросила его.
На перроне пахло рельсами, свежим бетоном и чем-то тёплым — жареными пирожками, наверное. Привычный вечер. Привычные звуки. Привычная лёгкая усталость.
Он вошёл в вагон, кивнул знакомым - незнакомым попутчикам, с которыми встретился взглядом и прикоснулся пальцами к полям шляпы. Многие ответили такими же короткими вежливыми жестами — московская вежливость позднего часа, почти исчезающая, но всё ещё живая.
Профессор занял своё привычное место — в середине вагона, у окна. Аккуратно повесил пальто и шляпу, достал планшет и стал делать различные пометки мыслей мелькавших в течении дня: фразы, зарисовки, схемы, странные слова, которые потом использовал в своих рассказах.
Для непосвящённых это могло быть пустой забавой. Для профессора — нормальный ход микро событий.
Электричка мягко тронулась. Колёса начали напевать сою знаменитую дорожную песню — тот самый мерный металлический перестук, под который легко думается.
Он только начал входить во внутренний режим размышления, медленный и вкусный, как хорошо сваренный кофе, когда тишина вдруг лопнула-взорвалась.
В вагон ворвалась - влетела компания — человек восемь студентов, шумных, разгорячённых, громогласных. Они сели почти напротив, расталкивая друг друга, и сразу же начали разговор так, будто весь вагон — это их личный чат без модерации.
И русский язык начал сдавать оборону уже на третьей минуте под расстрелом мата, плотного, явно избыточного, почти механического — не злого, а банально пустого.
Профессор поднял глаза от планшета.
— Молодые люди, — сказал он спокойно. — Попробуйте пять минут пожить без мата. Это полезно для речи, нервов и, между прочим, будущей карьеры. И меньше мешает окружающим. Например, мне.
Студенты на секунду зависли.
Первым очнулся долговязый парень в толстовке «МФТИ»:
— А вам-то какое дело?
Тон был не агрессивный — скорее примитивная оборона социально незащищенной группы.
Профессор слегка наклонил голову:
— Прямое. Культура — часть профессионального портфеля. Даже будущего специалиста.
Девчонки прыснули. Та, что сидела ближе всех к профессору, тихо сказала запевале:
— Да ладно тебе. Он прав.
Запевала фыркнул, но плечи чуть сдали назад. Разговор постепенно стал тише — и чище. Мат исчез, как будто и не было. И странным образом всем — и ребятам, и вагону и пассажирам — стало легче дышать.
И тут профессор увидел, что он не единственный, кто слушал происходящее.
В проходе стоял мужчина с поднаторевшей сумкой вагонного торговца. Но это точно был не тот тип, что бродит с дешевым китайским товаром. Этот — стройный, поджарый мужчина, лет пятидесяти, в простой, но удивительно хорошо сидящей куртке. Человек с лицом, видевшим такое, что позволяет иметь своё мнение и ни с кем это не обсуждает.
И взгляд… внимательный, живой, слишком острый.
Торговец стоял спокойно, будто оценивал динамику ситуации — и только когда профессор вернулся к планшету, мужчина тихо сказал:
— Ну что, ребятня… урок получили? Но вы молодцы: быстро поняли, что профессор говорит по делу. Культурный код — штука тонкая. И словарь у вас, честно говоря, бедноват. В каждом предложении по мату — это уже не эмоции, а диагноз речи. Попробуйте ругаться красиво — и поймёте, что русский язык не позволят материться.
Студенты заржали.
Запевала щёлкнул пятирублёвкой в сторону торговца:
— На, дядя, и проваливай. Пока по…
Торговец поймал монету двумя пальцами. Вздохнул.
— Плохая ставка, — сказал он почти устало. — Мелочь какая-то . И потому согнется.
И, держа монету тремя пальцами, согнул её так, будто это фольга и кинул обратно.
Парень моргнул. Монетка упала на колени девушки, она охнула, взяла её:
— Офигеть… Как вы это сделали?
Ребята передавали согнутую пятирублёвку друг другу, даже на зуб пробовали.
Вагон притих в ожидании...
И только после того, как всеобщее внимание уверенно переключилось на него, торговец ровно выдержал паузу и сказал уже привычным, почти актёрским голосом:
— Уважаемые пассажиры… Предлагаю полезные мелочи для дома, машины и светлой жизни.
Он начал привычный цикл демонстрации товара — фонарики, мультитулы, зарядки, крепления. Но делал это так спокойно, уверенно и достойно, что даже скептики смотрели не с раздражением, а с любопытством.
Профессор наблюдал за ним с непонятным чувством: что-то в этом торговце не складывалось. Слишком точные движения. Слишком уверенная речь. Слишком прямой взгляд.
Словно он играл роль торговца, но при этом оставался кем-то другим.
Торговец обернулся к профессору, будто услышав его мысль:
— Профессор… вам пригодится вот этот.
Он достал маленький налобный фонарик, гладкий, элегантный, бескнопочный.
— Светит туда, куда смотрите вы. Иногда такая мелочь — это начало нового вектора движения.
Сказано это было так, будто он давно знал профессора.
Профессор покупать фонарик не собирался отказаться, но почему-то вдруг взял и купил его — почти машинально.
Торговец поблагодарил, сделал пару шагов к тамбуру… остановился.
И тихо произнёс
— Не уверен, но… кажется, это всё-таки он.
Вернулся.
— Чуть не забыл.
Из внутреннего кармана он достал флешку — самую обычную, без надписей.
— Это вам. Информация. Думаю, разберётесь.
Он посмотрел на профессора слишком внимательно — как человек, которому поручили важное и который должен убедиться, что передал его тому, кому нужно. Потом развернулся и вышел на следующей станции, растворившись в потоке людей, не оглянувшись ни разу.
Профессор некоторое время вертел пальцами флешку испытывая странное ощущение, будто мир незаметно, но ощутимо куда то сместился. Он убрал флешку в портфель и взглянул на фонарик. Гладкий, бескнопочный, как морской камень. Слишком правильная форма, слишком аккуратная поверхность.
Он вышел из вагона и пошёл к парковке, где его обычно встречала супруга.
И вдруг услышал:
— Профессор?
Обернулся. Перед ним стоял тот самый долговязый студент-”запевала”.
Теперь — вежливый, смущённый.
— Простите… хотел извиниться. И… спросить. Вы… не возьмёте меня в аспирантуру? Я… видел вашу старую статью в United Scientific. У деда в архиве.
Профессор даже рассмеялся.
— Ну надо же… Десятилетиями никто не вспоминал. Ладно. Найдёшь мой сайт — напишешь тему диплома, чем занимаешься, что ищешь. А там посмотрим. Всё, ступай. Меня жена ждёт.
И только когда они с супругой ехали домой, рассказывая друг другу новости, Профессор поймал странное ощущение:
все детали этой случайной поездки будто выстроились в один непонятный сюжет.
Такой, который он сам давно искал.
Но настоящий сюрприз ждал его уже дома.
...---...
Свидетельство о публикации №225112001116